44 (4062)
декабрь 2003

Новое в учебном процессе

Новый экспериментальный проект, практически не имеющий аналогов в российской системе высшего образования, стартовал 2 сентября 2003 года на факультете государственного управления МГУ – ролевая игра «Лидерство в исполнительной власти: подготовка проекта федерального бюджета РФ». Двухнедельный учебный курс, проводимый в соответствии с американской методикой подготовки студентов в области МРА (Master of Public Administration), был разработан выпускниками (в настоящее время аспирантами) ФГУ Альфией Головщинской, Константином Головщинским, Дмитрием Медведко, Ксенией Медведко, Ольгой Михайловой, Тимофеем Смирновым и Анной Швидуновой.

Все началось с того, что в июне 2002 года группа аспирантов ФГУ была направлена в ведущую школу США в области государственного управления – Maxwell School of Citizenship and Public Affairs of the Syracuse University. В течение месяца ребята знакомились с американской системой обучения, методиками преподавания государственного управления, посещали лекции и семинары лучших профессоров школы, перенимали опыт организации учебного процесса. Основной вывод, который был сделан ими по результатам посещения Maxwell School, – это необходимость применения на факультете высокоэффективных интерактивных методик преподавания и сближения теоретических знаний и навыков с практическими моделями решения управленческих задач в органах государственного управления.

Плодотворная работа над российской версией «Симуляции» (так называется аналогичный учебный курс в США) велась в течение года. Основным требованием и одновременно главной задачей разработчиков курса являлась его адаптация – и по форме, и по содержанию – к реалиям российского государственного управления и существующим образовательным стандартам. Задача была успешно решена, и в сентябре 2003 года новая методика была апробирована на студентах 5 курса ФГУ.

Тематической основой ролевой игры была выбрана разработка проекта федерального бюджета РФ на очередной финансовый год. В ходе практических занятий студенты изучили процедуру разработки федерального бюджета, деятельность ведущих министерств РФ на стадии подготовки его проекта, получили возможность проанализировать механизм взаимодействия органов государственного управления, изучили законодательство РФ по бюджетному процессу. Акцент ролевой игры делался не только на закреплении теоретических знаний в ходе практических занятий, но, прежде всего, на развитии лидерских качеств участников, выявлении их творческого потенциала, проявлении самостоятельности в поисках оптимальных альтернатив и нахождении нестандартных решений. Ролевая игра проводилась в максимально приближенных к реальности условиях: жёсткие временные рамки, ограниченные ресурсы, необходимость постоянного поиска баланса интересов. Была даже апробирована система электронного документооборота и обмена информацией. Разработчики проекта старались заинтересовать ребят, сделать курс максимально интересным, создать атмосферу активного взаимодействия и реальности происходящего.

Ролевая игра получила высокую оценку администрации факультета государственного управления МГУ и студентов – непосредственных участников проекта. Они проявили живой интерес к методике, причем их заинтересованность росла по мере вовлеченности в игру. В целом, хочется отметить, что учебно-практический курс-симуляция имеет все шансы на то, чтобы в последующем быть включенным в обязательную учебную программу ФГУ, а в перспективе – стать самостоятельным бизнес-продуктом.

Итогом ролевой игры стало торжественное подписание «Председателем Правительства РФ» «проекта федерального бюджета РФ на 2004 год» на расширенном заседании «Правительства РФ», завершившемся фуршетом, поздравлениями и видеопрезентацией «памятных» моментов игры. Новый вид обучения позволил студентам критически оценить уровень их собственной подготовки к последующей профессиональной деятельности, приобрести новые знания и, безусловно, сплотил их, укрепил неформальные связи между ними и создал дух корпоративизма на курсе.

 

Расписание «ДНЕЙ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»
в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова

4 января 2004 года в 12.00
в Актовом зале Главного здания на Ленинских горах
для абитуриентов всех факультетов.

На факультетах:

4 января 2004 года с 14.30
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ факультет (Главное здание, 6 этаж, ауд. 611);
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ факультет (Главное здание, 21 этаж, ауд. 2109);
ФИЗИЧЕСКИЙ факультет (физический корпус, ауд. ЦФА);
ИСТОРИЧЕСКИЙ факультет (1-й учебный корпус, ауд. 4);
факультет ПСИХОЛОГИИ (2-й учебный корпус, ауд. 14);
факультет ИСКУССТВ (Главное здание, 2 этаж, ауд. 202 – вход через ДК);
факультет НАУК О МАТЕРИАЛАХ (химический корпус, ауд. 446);

4 января 2004 года с 15.00
факультет ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ
(Главное здание, ауд. 02);
ХИМИЧЕСКИЙ факультет (химический корпус, ауд. БХА);
факультет ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
(Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 5, 5 этаж, 501 аудитория);
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ факультет (2-й учебный корпус, ауд. 11, 12, 13);
факультет ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
(1-й учебный корпус, конференц-зал);

4 января 2004 года с 15.30
факультет БИОИНЖЕНЕРИИ И БИОИНФОРМАТИКИ
(здание факультета, ауд. 201);

5 января 2004 года с 15.00
факультет ЖУРНАЛИСТИКИ (ул. Моховая, д. 9, ауд. 201);

5 января 2004 года с 12.00
факультет МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ (1-й учебный корпус, конференц-зал);

5 января 2004 года с 15.30
факультет БИОИНЖЕНЕРИИ И БИОИНФОРМАТИКИ
(здание факультета, ауд. 201);

6 января 2004 года с 11.00
МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ факультет (Главное здание, ауд. 02);

6 января 2004 года с 13.00
Физико-математическая школа-интернат (Главное здание, ауд. 02);

24 января 2004 года
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ факультет – магистратура (2-й учебный корпус).

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

Образование

Работа выпускникам

Будни и праздники МГУ

Наши юбиляры

Взгляд на мир

Новости науки

Спорт в МГУ

Флюс

01

Наш календарь

На главную страницу