№ 1-2 (4106)
январь 2004

Университет в лицах

МГУ и Шуя

МГУ зачастую дарит людям совершенно неожиданные встречи. Так, на одном факультете оказались два человека, родившиеся в древнем городе Шуе Ивановской области. Со своим земляком, профессором Московского университета Игорем Николаевичем Яблоковым беседует аспирант МГУ Сергей Осинкин. Ровно 50 лет назад Игорь Николаевич окончил среднюю школу и поступил в главный вуз страны.

Путь ученого

Игорь Hиколаевич Яблоков родился 15 января 1936 года в г. Шуе Ивановской области. Окончил философский факультет МГУ (1959). Доктор философских наук (1977). Профессор (1980). Заведующий кафедрой философии религии и религиоведения, а также Отделением религиоведения философского факультета. Председатель специализированного Диссертационного совета по философским наукам (религиоведению, философской антропологии, философии культуры) при МГУ (1993). Удостоен звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Академик Российской академии естественных наук.

Заведующий кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор Игорь Hиколаевич Яблоков

Читает основные курсы лекций «Введение в специальность», «Философия религии», «Социология религии», спецкурс «Актуальные проблемы религиоведения».
Подготовил 36 кандидатов и 12 докторов наук.
Опубликовал более 300 научных работ.
– Почему вы решили после окончания школы поехать в Москву? Как происходило ваше поступление в МГУ? Как вы адаптировались к жизни в столице?
– Мое решение было подготовлено всем временем моего учения и взросления. В шуйской библиотеке (она, кстати, была тогда, не знаю как сейчас, с достаточно богатым литературным фондом) чтение произведений Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Л.Толстого, Чехова, Островского, Гоголя, Грибоедова, Брюсова, Блока, нашего земляка Бальмонта, Фадеева, Шолохова, А. Толстова, Есенина, Симонова, Шиллера, Гёте остро поставили передо мной вопрос о смысле жизни человека и вообще о смысле бытия. Все эти чтения и содержание школьного образования сформировали интерес к философии. Это и побудило меня поступить на философский факультет Московского университета.
Я окончил школу с серебряной медалью. Тогда медалисты при поступлении в вуз не сдавали вступительных экзаменов, а проходили собеседование. Собеседование успешно прошел и был принят на первый курс, так что для меня 2004 год – это и 50-летие со дня поступления на философский факультет Московского университета.
Поселился я в общежитии. Мне повезло: меня поселили в комнату со старшекурсниками и они помогали мне проходить период адаптации в разных аспектах. Но, конечно, очень скучал по дому и всегда с нетерпением ждал каникул, когда мог бы поехать в родную Шую.
– Есть ли у вас жизненный девиз, которому вы следуете?
– Есть: не лгать и не предавать.
– Какие качества нужны настоящему ученому? Каких принципов вы придерживаетесь в науке?
– Я полагаю, – прежде всего, талант и призвание, увлеченность своей профессией, напряженный труд, постоянный поиск новых идей, готовность передать накопленные знания ученикам.
В науке я придерживаюсь принципов научного сообщества: объективность в исследовании, способность к творчеству, соединение традиций и новаторства, сопоставление своих идей с идеями коллег, например в ходе дискуссии, толерантность, самокритичность, уважение к иным точкам зрения. Путь ученого непрост. Я начал заниматься наукой со второго курса университета, а именно одной из проблем религиоведения, и вся моя творческая научная жизнь посвящена разработке религиоведческих проблем.
– Есть ли люди, которых вы считаете для себя авторитетными?
– Для меня весьма авторитетны мои университетские учителя: профессора И.Д. Панцхава (по философии в целом и философии религии в частности), В.Ф. Асмус, Т.И. Ойзерман (по истории философии), М.Я. Ковальзон (по социальной философии), Г.М. Андреева (по социологии и социальной психологии), П.Я. Гальперин (по психологии).
– Какой, на ваш взгляд, должна быть система образования и обучения?
– Это тоже большой вопрос. Прежде всего, система образования и обучения должна получить адекватное финансирование. Вы прекрасно знаете, что в бюджете выделяются мизерные средства на систему образования. Сейчас, как вам известно, идет процесс реформирования системы образования. Кажется, мы включились в так называемый Болонский процесс, суть которого заключается в сближении систем образования европейских стран. Но я думаю, что все лучшее, что накоплено в российском образовании, должно у нас сохраняться. По тем документам Болонского процесса, которые я читал, у меня складывается впечатление, что все-таки объективно, если последовательно реализовыватьидеи, зафиксированные в этих документах, будет происходить нивелирование специфики, уравниловка образовательного процесса в разных странах Европы. А это, вообще-то говоря, противоречит историческим тенденциям, тому, что каждая страна, каждый регион имеет давние культурные традиции, в том числе и образовательно-воспитательные. И я думаю, что эти традиции, для нашей страны – российские традиции, при всем моем уважении к идеям Болонских соглашений должны сохраняться, поскольку это будет сохранять национальную культуру, национальный менталитет, национальный образ жизни.
А что касается конкретно вопроса, как реформировать образование, то, кажется, даже сами реформаторы четко себе этого пока не представляют. Никаких ясных документов не издано. Я вот замечаю, что из министерства приходит один «предписывающий» документ, потом через некоторое время приходит другой, который изменяет содержание предыдущего. Поэтому пока что трудно сказать, каким будет образование после его реформирования.
– Какова роль религии, а именно православия, в истории России?
– В истории России православие играло и играет важную роль. Среди верующих православных в России большинство. Православие выполняло и выполняет важные функции: регулятивную, интегративную, коммуникативную, компенсаторную и другие, задает предельные абсолюты в разных областях, прежде всего в нравственной, обеспечивает целеполагание и смыслополагание бытия человека.
– Игорь Николаевич, что бы вы хотели сказать читателям газеты «Московский университет» в завершении нашей беседы?
– Дорогие друзья! Доброго вам всем здоровья, улучшения условий жизни, хорошей работы, семейного счастья, социального согласия!

Сергей Осинкин,
аспирант философского
факультета МГУ

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Конференции

Актуальное интервью

Поздравляем

Университет в лицах

Неравнодушный взгляд

Дела профсоюзные

Громкие имена

Новости Москвы

Мнение

Твоя жизнь, студент

Служба "01"

На главную страницу