№ 4 (4109)
январь 2004

Вся его жизнь – великий труд!

После серии новогодних концертов, состоявшихся в Амстердаме, Утрехте и Люксембурге, в которых Владимир Спиваков выступил в качестве солиста и дирижера, маэстро приехал в Москву, чтобы принять участие в благотворительном вечере. Во вторник, 18 января, Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова (художественный руководитель и главный дирижер оркестра) дал концерт в МГУ в честь юбилея первого вуза России в рамках цикла вечеров «Ректор Московского университета представляет…», приуроченных к 250-летию МГУ.

Владимир Теодорович Спиваков
Народный артист СССР (1989 г.), награжден Государственной премией СССР (1989 г.), орденом Дружбы народов (1993 г.), орденом Офицера искусств и изящной словесности (Франция, 1999 г.), орденом святого Месропа Маштоца (Армения, 1999 г.), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия, 1999 г.), орденом Почетного легиона (Франция, 2000 г.), Почетный доктор МГУ им. М.В. Ломоносова (2002 г.). Художественный руководитель и главный дирижер государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» (с 1979 г.), президент Московского международного Дома музыки (с 2003 г.), художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России (с января 2003 г.) и многое другое…
Перед концертом мне удалось попасть на репетицию оркестра и побеседовать с выдающимся музыкантом, скрипачом, педагогом и дирижером. Но все по порядку…

Национальный филармонический оркестр России встретил меня очень тепло, а именно – интригующим вопросом: «Вы поете?». Люди из окружения оркестра во время репетиции сидели за кулисами Актового зала МГУ и что-то наигрывали на гитаре. Я ответила: «Для себя…», – и зашла в помещение, где отдыхали музыканты.
После нескольких минут ожидания я поняла, что вряд ли удастся поговорить с самим маэстро, так как буквально каждая его минута была расписана за много дней до этого дня. Конечно, немного расстроилась… А потом заглянула за кулисы, на сцену. Я первый раз в своей жизни видела дирижера не со спины. Это впечатляет! Особенно, когда видишь столь активную мимику, его движения вслед каждой прозвучавшей ноте… когда руки не просто что-то показывают дирижерской палочкой, а выворачивают себя наизнанку. И знаете, не было, если можно так сказать, «классики» поведения исполнителей – все с серьезными лицами, сосредоточены на партитуре… нет… музыканты смеялись, шутили и не просто репетировали, а играли для себя, для своего наслаждения столь великолепной музыкой.
Репетиция закончилась, меня схватили в охапку и подвели к маэстро. Весь разговор занял не более десяти минут. Но даже за это чрезвычайно краткое время я была очарована столь внимательным, тонким и светлым собеседником.

– В 13 лет к вам пришел успех… (в 13 лет Спиваков завоевал первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде и дебютировал на сцене Большого зала Ленинградской консерватории – прим. ред.) а детство, оно ушло?
– Нет, с детством я никогда не расставался.
– Поэтому оно осталось?..
– Конечно!.. Чем старше становится человек, тем он чаще возвращается в детство.
(В этот момент маэстро закуривает сигарету.)
– Вы нервничаете перед концертом? Есть какие-то ритуалы?
– Нет, успокаиваюсь: я курю.
– Сегодня вы исполняете Чайковского, Штрауса. Чем обусловлен такой выбор?
– Вообще не хотели ТАКОЙ программы… Нет… Чайковского выбрали для студенчества. Штраус – это легкость какая-то. Тем более что Новый год, Рождество прошли совсем недавно, каникулы. Мы решили, что другое будет тяжело…
– Каникулы? Но сессия еще идет…
– Но есть повод веселиться! А Чайковский – это вечные темы любви.
– Оркестру уже год. Уже сейчас его называют лучшим в Москве и самым перспективным в России. Как вам это удалось?
– Великий труд!
– Как удалось объединить столь опытных и прекрасных солистов в одном коллективе?

Национальный филармонический оркестр России под управлением
Владимира Спивакова дает концерт в честь 250-летия МГУ

– Был конкурс: 400 человек. Выбрал 100. Не могу сказать, что идеально. Некоторых людей взял с надеждой, кое-кто ее оправдал. Большинство оправдало.
– Вы очень много гастролируете. Я слышала, что весной оркестр вновь ожидают масштабные гастроли. Насколько они важны для оркестра?
– Многие оркестры гастролируют…
– Да, но вы ездите по России…
– Безусловно, это замечательная публика. Знаете, я считаю, российскому человеку свойственно стремление к каким-то высоким идеалам, к высоте. Глубоко очень чувствует народ музыку. Мне кажется, что провинция обеднела очень. И почему, собственно? Люди хуже? Там лучше люди! И тем более оркестр растет на этих концертах. Оркестру важно чувствовать, и, конечно, самое главное – чувствовать любовь людей. Потом, ко мне такое доверие в России – особое… поразительное доверие… Например, была одна афиша на наших первых концертах, что приедет Национальный филармонический оркестр России, а в скобках: 110 человек под управлением народного артиста Советского Союза Владимира Спивакова. И огромным фломастером на всех афишах было написано: «ПРИЕДЕТ САМ!».
– Да, это удивительно. А что бы вы сыграли в день своего рождения, если бы могли?
– Я уже и играл в день своего рождения.
– Что для вас идеальный отдых? Как вы отдыхаете?
– Но на меня нельзя равняться, ни в коем случае! Потому что мой отдых – это подготовка к следующему сезону. То есть работа. Единственное исключение – это то, что свой отдых я провожу с детьми, где-то две недели в августе месяце.
– Да вы трудоголик!
– Да.
– Что вас может успокоить, когда вы нервничаете?
– Так, особо ничего…
– Перед кем бы вы встали на колени: уже много сделано, отдано. Кому бы вы сказали спасибо?
– Конечно, своим учителям. Поскольку мы часто не отдаем себе отчет в том, что мы учимы нашими учителями… И таких людей, действительно, в моей жизни много встречалось. Еще родителям, дочерям… Вообще говоря, я ничего зазорного в этом не вижу – встать на колени, поблагодарить…
– С 2002 года вы являетесь Почетным доктором Московского университета. Что произошло за эти два года между МГУ и вами?
– Мы приехали играть сюда. В последний раз я был в МГУ с другим оркестром, от которого ушел. Сейчас приехал с Национальным филармоническим оркестром. Считаю, что этот лучше предыдущего. И считаю своим долгом приехать: если меня так отметили, то надо как-то это оправдывать.
– МГУ через несколько дней исполняется 250 лет. Пожелайте что-нибудь в связи с этим людям Московского университета и всем своим слушателям.
– Я хотел бы, чтобы студенчество не забывало, что, кроме канонов наук, существует еще искусство. И в частности, музыка, которая дает человеку возможность осознать свои духовные и другие способности. Это важно, мне кажется. Потому что здесь имеет место обращение напрямую к человеческой душе. И даже в науке это надо понимать.

Награждение Владимира Спивакова Юбилейным нагрудным знаком
«250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова»

… Перед выступлением оркестр приветствовал ректор МГУ В.А. Садовничий: «Дорогой маэстро, уважаемые люди Московского университета! 250 лет – прекрасный возраст для МГУ, происходит множество событий… Сегодня у нас замечательный день: к нам приехал наш друг вместе с Национальным филармоническим оркестром России. Мы очень благодарны ему и его оркестру за этот блестящий подарок к 250-летию Московского университета». За выдающиеся заслуги перед МГУ решением Ученого совета Владимир Спиваков был награжден Юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова». В свою очередь маэстро поздравил всех присутствующих с праздником и пожелал, чтобы у всех было «как можно больше впереди светлых дней».
…А после этого был концерт. Потрясающий. Замечательный. Неповторимый. Грандиозный! Соответствующий нашей Alma mater. Других слов просто нет.
Произведения П.И. Чайковского (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», сюита из балета «Щелкунчик») и семьи Штраусов (зажигательные польки) были подобраны так искусно, что на протяжении всего концерта мне хотелось встать и танцевать. А с лица не сходила блаженная улыбка. Во время звучания Дивертисмента из «Щелкунчика» можно было войти в транс от наблюдения за движением палочки дирижера: она так изящно извивалась, танцевала, застывала… и пускалась в пляс в руках маэстро, так что казалось, что дирижируют не оркестром, а всем твоим телом, самой душой! Полька «Тик-так» Штрауса, посвященная железной дороге, стала кульминацией восхищения исполнением. Именно здесь Спиваков, как говорится, «отрывался» от души, искренне веселился, прыгал, стрелял из пистолета (как сам Штраус завещал) и дирижировал зрительным залом как ударными инструментами. А после «Венгерской польки», которая закончилась энергичным «О-па!!!» в исполнении всего оркестра, овации были такой мощности, что вампиры эмоций могли бы лопнуть от обжорства!
Концерт продолжался полтора часа, весь Актовый зал был набит до отказа: все места были заняты, люди стояли и сидели в проходах, стояли около стенок… разве что на люстрах никого не наблюдалось. И остается только искренне пожалеть тех, кто не попал на данное мероприятие. Ведь именно на этом концерте возникла некая легкость восприятия и ощущение продолжения детства. Наверное, так и должно быть: легко и радостно от каждой прожитой минуты.

Беседовала с маэстро и
делилалсь впечатлениями
Ольга Тришкина

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Первый университет

Конференции

Вести МГУ

Поздравляем

Университет в лицах

Вести ректората

Новости Москвы

Татьянин день

Интервью

Коротко о многом

Концерты

Новости науки

Startravel

Флюс

На главную страницу