№ 7 (4112)
февраль 2005

К 250-летию МГУ

У истоков русского просвещения

Истинная ценность научных трудов М.В. Ломоносова, смелость и оригинальность подхода к решению любых проблем, гениальность прозрений и многообразие видов культурной деятельности ученого могут быть поняты лишь с точки зрения современного развития нашего общества. Пытливая мысль ученого-энциклопедиста опережала на целое столетие его современников в разных странах. Формула, которой он руководствовался в своих исследованиях: «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды», – достаточно четко характеризует диалектический метод Ломоносова.
Его литературное, философское, естественнонаучное и педагогическое наследие обладает не только исторической ценностью: педагогические взгляды его до сих пор не потеряли свою актуальность и прямо перекликаются с современностью. Педагогические произведения М.В. Ломоносова, ранее считавшиеся утраченными, стали известны сравнительно недавно. Открылась новая грань гениальной личности русского ученого: Ломоносов предстает перед нами как автор оригинальных педагогических трудов, наставник молодых преподавателей и учащейся молодежи, организатор русского просвещения и науки. Им открыта новая страница в истории педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании.
Педагогические воззрения Ломоносова основаны на опыте разнообразной научно-педагогической деятельности и вытекают из его философских естественнонаучных взглядов, что позволяет анализировать и обобщать явления воспитания и образования. Рекомендации ученого педагогам построены на изучении личности учащегося – и человека вообще – с позиций философии, физиологии и психологии.
Его педагогические труды грандиозны по масштабам и глубоки по содержанию. В них с наибольшей полнотой отражены прогрессивные мысли ученого-педагога о задачах, содержании, методах и формах организации учебно-воспитательной работы в начальной, средней и высшей школах. Им была высказана важная педагогическая идея: знакомить учащихся старших классов гимназии с теми науками, которые преподаются в университете. «Краткое пояснение о всех науках» поможет каждому в соответствии со своими способностями избрать будущую специальность.
Много сделано Ломоносовым для организации в России художественно-технического образования. Художественный класс, созданный им при Московском университете, впоследствии был преобразован в Академию художеств и переведен в Петербург. Немало личных средств русский ученый вкладывал в содержание и обучение («на всем моем коште») крестьянских детей «разным мастерствам»: производству художественных изделий из стекла, хрусталя и фарфора. Целая плеяда мозаистов, воспитанных им, продолжила его дело. Сам прекрасный художник, он был создателем 22 мозаичных портретов Петра I и огромной (8 м на 8,5 м) картины «Полтавская баталия», которую и сейчас можно видеть в вестибюле старого здания Академии наук на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. По поводу этой картины он писал, что это «дело беспримерное и <…> первоучебное», тем самым подчеркнув педагогическое значение своего труда по созданию художественной промышленности в России.
Большой вклад внес М.В. Ломоносов в разработку дидактики – теории обучения. Дидактические принципы Ломоносова основывались на естественнонаучном понимании процесса познания. Исходя из мыслей о синтезе чувственного и рационального в процессе познания, он разработал опережающую его время дидактическую теорию, согласно которой обучение должно строиться на сочетании теоретического мышления и опыта. Опыт и теория, говорил он, должны обогащать друг друга. Опыты совершаются не ради личного интереса – стремления «к одному только исполнению своего желания», а для открытия «естественных таин» и использования их на благо людей. Главным он считал подготовку к практической деятельности молодых людей – истинных патриотов, имеющих «усердное и искреннее желание наукою <…> отечеству пользу чинить».
Сам великий труженик, Ломоносов горячо восставал против лености: «Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижной болотной водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит». Индивидуальные достоинства человека проявляются только в труде, и его результаты определяют ценность человека как гражданина общества.
Ломоносов стремился к тому, чтобы научная деятельность его питомцев была направлена на экономическое и культурное развитие России. Ярчайшим примером обращения науки на пользу практическим задачам страны явились собственные труды гениального ученого. Поражает всеохватность проблем, разрабатывавшихся Ломоносовым. «Священный ужас мысль объемлет» при знакомстве с майским отчетом за 1764 год, названным «Обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов». Какая громада знаний и дел оказалась доступной и посильной одному человеку!
Глубокая и плодотворная мысль о единстве человеческого знания, взаимосвязи всех наук – в их взаимном обогащении и дополнении – нашла яркое воплощение в его собственной научной деятельности, эту мысль он стремился проводить и в педагогическом процессе. Ему принадлежат исключительные по своей прозорливости высказывания о практической ценности фундаментальных знаний. Ценность физико-химических опытов ученый видел в том, чтобы «привести химию, сколько можно, к философскому познанию и сделать частью основательной физики». «Философскому познанию» в Академии наук отводилось самое большое количество часов, но немаловажное значение придавал ученый знакомству с философией и в старших классах школ: она «управляет разум», а также «укрощает человеческие страсти и естественные и гражданские законы утверждает».
Разрабатывая теорию учебного процесса, Ломоносов создал научные основы методики преподавания школьных предметов. В процессе познания, учил он, важную роль играет такой дидактический принцип, как постепенный переход от простого к сложному, от легкого к трудному.
Придерживаясь принципов доступности и наглядности обучения, он советовал подкреплять правила конкретными фактами, задавать учащимся упражнения, которые связывали бы теоретический материал с жизнью и содействовали бы закреплению полученных знаний. «Разум свой острить чрез беспрестанное упражнение» советовал великий ученый. Этими упражнениями, считал Ломоносов, достигаются и такие педагогические цели, как развитие самостоятельности учащихся, формирование навыков устной и письменной речи, воспитание у них интереса к изучаемому материалу. Одновременно учитель может выяснить склонности, способности и прилежание каждого гимназиста.
Классно-урочная система обучения в России была впервые применена Ломоносовым еще за 30 лет до школьной реформы 1786 года. Она не утратила своей принципиальной ценности и для нашего времени. Ценными остаются его детальные разработки методики урока, советы по проверке знаний и учета успеваемости, проведению письменных и устных экзаменов.
Идеи Ломоносова об активном использовании разнообразных методов обучения нашли свое применение в деятельности Московского университета. Большое значение ученый придавал опытам: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Он стремился вовлечь студентов в исследовательскую работу – это было совершенно новым и необычным в то время. Однако его идеи о связи процесса обучения с научной работой студентов, о соединении их самостоятельной работы над книгой с практическими занятиями в лаборатории актуальны и в наши дни. Так у студентов развивается умение критически подходить к оценке различных теорий, возникает интерес к науке и творчеству. Обучение предусматривало и студенческие конференции, и диспуты, на которые приглашали «всех любителей наук».
По мнению Ломоносова, ввести детей в сокровищницу знаний можно только посредством родного языка. В его время специальным регламентом Академии наук в 1747 году было запрещено русским студентам изучать русский язык. В итоге оказалось, что большая часть студентов писала по-латыни лучше, чем по-русски. Ломоносов и здесь был реформатором, введя русский язык как основу обучения. В 1758 году им были введены «российские классы», «чего, – как справедливо говорит Ломоносов, – с начала гимназии до него не бывало».
Изучение русского языка ученый подчинил патриотической идее: он стремился «обеспечить внедрение науки и литературы в национальный быт». Русский язык, считал он, – это язык философии, науки, техники, политики; на русском языке можно передать «тончайшие философские воображения и рассуждения; многоразличные естественные свойства и перемены <…> в строении мира и человеческих обращениях». Исключительно яркая и образная характеристика достоинств родного языка дана им в предисловии к «Российской грамматике»: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Ломоносов был первым разработчиком и научной терминологии. С тех времен наука в России стала развиваться на родном языке.
Ломоносов преподавал разнообразные предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов и по разным отраслям знания оставил учебник или учебное пособие, которые создавались на основе наработанного им уникального опыта. Его перу принадлежат «Элементы математической химии» (1741), «Волфианская экспериментальная физика» (1746), «Риторика» (1748), «Введение в истинную физическую химию» (1752), «Российская грамматика», «Рассуждение о большой точности морского пути» (1759), «Первые основания металлургии и рудных дел» (1763), «Древняя российская история» (незаконченный труд) и другие. Создавая учебные пособия на русском языке, Ломоносов отмечал, что искренне стремится к распространению в государстве «высоких наук», чтобы «в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножались». По его учебным пособиям учились целые поколения молодых людей. Да и в наше время, в период бурного развития электронных средств распространения информации, приоритет по-прежнему отдается той книге, которую академик В.А. Садовничий торжественно назвал «Его величество – Учебник» как «универсальное средство связи поколений». И сегодня непреходяща роль учебника в просвещении и развитии общества, в утверждении высокого морального и гражданского духа, ибо книга всегда «человечнее, честнее, долговечней и ответственней любого другого источника информации».
«Риторика» Ломоносова – первое печатное руководство по ораторскому искусству – многими переписывалась от руки. Став настольной книгой, «Риторика» своей афористичностью воспитывала в людях чувство долга, справедливости и любви к Отечеству. Прекрасным образцом ораторской прозы ученого можно назвать «Слово о пользе химии» (1751). Учебник «Российская грамматика», состоявший из 527 параграфов, выдержал 14 изданий и не потерял своего научного значения до сих пор. Создание Ломоносовым единой нормы литературного языка (а это 20 лет филологических изысканий!) приобрело политический аспект – придало русскому государству централизованный характер.
Он безгранично верил в творческие силы народа. В проекте Регламента Академии наук он писал: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости <…>, но и в рассуждении высоких знаний».
Для ученого было важно появление «многочисленных Ломоносовых» (из письма И. Шувалову 17 апреля 1760 года), но именно этого боялись полновластные хозяева Академической канцелярии – магистр богословия И. Шумахер и его зять унтер-библиотекарь Тауберт: «Разве нам десять Ломоносовых надобно? И один нам в тягость…». А между тем Леонард Эйлер, ученый европейской известности, еще в 1748 году назвал Ломоносова гениальным человеком, который «своими познаниями делает честь настолько же Императорской Академии, как и всей нации» (из письма К. Разумовскому, президенту АН). По словам Карамзина, Ломоносов «вписал имя свое в книгу бессмертия», так как «во всех своих творениях оставил неизгладимую печать великих дарований».
Единым стремлением, одушевлявшим всю жизнь ученого, была забота о благе Родины. Он страстно любил науку, но «хотел служить не чистой науке, а только отечеству», хотел «отдаваться тому делу, которое было для него дороже всех других» – просветительству – и которое требовало от него «всех умственных и нравственных сил».
С Ломоносовских реформ началась в России национальная, научно поставленная педагогическая система, построенная великим педагогом на основе гуманистического просвещения, патриотизма и демократии.

Н.М. Северикова,
кандидат философских наук

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресc-служба

Вести МГУ

Питомец университета

Поздравляем

Наши цифры

Дела профсоюзные

Крупным планом

Громкие имена

Отдых

Новости Москвы

Новости науки

Твоя жизнь, студент

Афоризмы

На главную страницу