№ 7 (4112)
февраль 2005

Иностранные учащиеся МГУ

Общепризнано, что Московский государственный университет является самой сильной высшей школой в России. Это первый вуз страны, выпускники которого внесли огромный вклад в развитие и процветание нашей родины. За истекшие 250 лет, которые насчитывает история университета, МГУ не раз успел доказать, что вся мировая наука не может двигаться вперед без кадров, которые ежегодно выходят в свет из его стен.
Поэтому, когда говорят о лучших университетах мира, всегда перечисляют Московский университет наряду с такими университетами, как Оксфорд, Сорбонна, Массачусетский университет. В связи с этим очевидно стремление молодежи во всем мире получить диплом такого университета, как МГУ. И каждый год мы наблюдаем приток молодых людей, которые или только начинают изучать русский язык непосредственно в Московском университете в группах со студентами и стажерами из других стран, или же совершенствуют свои знания и попадают в группы с российскими студентами. Зачастую получается так, что в одной группе не находится даже двух студентов, разговаривающих на одном языке, поэтому единственным языком их общения становится русский.
По данным Управления международного сотрудничества МГУ, численность иностранных граждан, обучающихся в МГУ на договорной основе, приближается к 3 тысячам человек. А если учесть еще и иностранных студентов Черноморского и Казахстанского филиалов и учащихся по межвузовскому обмену, то получается примерно 4,5 тысячи. Кроме того, более 700 человек из стран СНГ прошли общий конкурс, то есть сдавали вступительные экзамены вместе с русскими абитуриентами!
Все эти иностранные граждане, студенты МГУ, понимают, что, окончив здесь свое обучение, они будут иметь хорошую, стабильную работу, будут иметь возможность продолжать обучение, остаться в науке, иными словами, избрать тот жизненный путь, который им ближе всего.
Разумеется, в каждую эпоху существуют профессии, которые более популярны, и те, которые менее востребованны, хотя известно, что «все профессии нужны, все профессии важны». Так или иначе, в наши дни граждане других стран охотнее всего предпочитают такие факультеты, как экономический, вычислительной математики и кибернетики, социологический, журналистики. Многие иностранцы приезжают в Московский университет потому, что здесь очень сильные преподаватели по иностранным языкам, и потому, что здесь изучаются редкие языки. Поэтому факультеты ИСАА, филологический и иностранных языков также очень популярны. Но времена меняются, и, уверена, пройдет совсем немного времени, как и русские, и иностранные граждане потянутся изучать новые специальности, осваивать новые профессии. К примеру, в XXI веке активно развиваются биология и медицина – значит, популярность таких факультетов, как биоинженерии и биоинформатики, наук о материалах, фундаментальной медицины, возрастет до предела.
Что касается того, из каких стран приезжают в МГУ студенты, то бесспорным лидером в этом вопросе являются жители стран Азии. Больше всего студентов из Китая, затем из Южной Кореи, Вьетнама и Казахстана. Всего же в Московском университете учатся представители 87 стран мира. Слава о мощи российского университета разлетелась по всему миру, и в 2004 году к нам приехали учиться из Камеруна, Перу, Судана, Новой Зеландии и даже Габона, Бенина и Мьянмы.
К сожалению, немаловажным фактором при выборе дальнейшего образования в наше время является плата за обучение. В соответствии с правилами приема в Московский государственный университет принимаются граждане любого государства мира. Для финансирования из федерального бюджета, иностранный гражданин должен сдать экзамены в общем порядке в период проведения вступительных испытаний и набрать необходимое количество баллов. Но в связи с тем, что программы школ в разных странах разные, как правило, мало кому из иностранцев удается выдержать конкурс. И поэтому они попадают сначала в Центр Международного образования при МГУ, где изучают русский язык и другие предметы, а затем поступают на факультет. Такое обучение уже является платным, но если сравнивать, например с Оксфордом, где стоимость обучения колеблется в районе нескольких десятков тысяч долларов, то в МГУ стоимость обучения колеблется от 3 600 до 6 000 долларов.
Студенты, которые приезжают в Россию впервые, как правило, бывают восхищены не только высоким уровнем преподавания, но и самой нашей страной, ее культурой, жителями. Им нравится экзотический русский климат, обычаи, нравится учиться вместе с русскими студентами, нравится жить вместе в маленьких, но очень дружных комнатах общежитий. Русские и иностранцы ладят друг с другом, на каникулах часто ездят друг к другу в гости, на кухне в общежитии обмениваются рецептами традиционных национальных блюд, помогают друг другу выполнять домашние задания. Кроме того, зачастую и преподаватели становятся настоящими друзьями иностранных студентов МГУ: не жалея своего свободного времени, они будут объяснять трудно усваиваемый материал. И как правило, у всех, кто закончил Московский университет и возвратился на родину или уехал на работу в новую страну, остаются самые теплые воспоминания о годах, проведенных здесь. Остается и чувство бесконечной благодарности за ту культуру и тот потенциал, который вкладывает в студентов всех стран мира Московский государственный университет.

Анна Каминская

Изменился ли студент Московского университета за последние 100 лет?

Центру социологических исследований Московского университета представилась уникальная возможность сравнить некоторые характеристики студентов университета, учившихся в начале прошлого века и учащихся сегодня.
100 лет назад, в 1903–1904 гг. академическом году, среди студентов Московского университета было проведено социологическое исследование. Это было единственное социологическое исследование, проведенное в МГУ до революции.
Мы попытались воспроизвести, насколько это было возможно, анкету того времени и с ее помощью в 2003–2004 гг. провели репрезентативный опрос наших студентов. Было опрошенно около 800 человек.

Социальное происхождение студента
Московского университета

Изменения, произошедшие за сто лет в структуре населения страны, естественным образом сказались на студенчестве. Первая цифра - состояние на 1904 год, вторая - на 2004.

Семья, в которой воспитывался
студент, жила:

в большом городе 35% 59%
в селе, деревне 19% 4%
Имущественное положение семьи:
выше среднего 13% 25%
среднее 67% 64%
ниже среднего 20% 8%
Единственный ребенок в семье 10% 38%
Есть еще братья и сестры 90% 62%
Мать домохозяйка 78% 16%
Высшее образование у родителей:
отец 26% 83%
мать 6% 85%
Студент живет:
с родителями, родственниками 27% 64%
имеет собственную квартиру – 6%
снимает квартиру, комнату 68% 4%
в общежитии 5% 24%
Русские по национальности 65% 87%

Родители современного студента МГУ имеют возможность уделять больше времени и средств для его становления и развития, чем родители начала ХХ столетия. Недаром, соответственно 65% и 44% прошлых и нынешних студентов сказали, что их воспитанием занимались оба родителя. Показательно, что телесные наказания испытали на себе 12% нынешних студентов и треть их давних предшественников.
В формировании молодого человека заметно изменилась роль не только семьи, но и школы. Она оказала влияние на нравственное и эстетическое развитие 60% сегодняшних студентов и лишь 30% студентов начала прошлого века. Это касается и сознательного выбора факультета. Школа повлияла на выбор факультета примерно у 30% современных студентов МГУ. В начале ХХ века это влияние испытали только 10% молодых людей, учившихся в университете.

Досуг студентов и их привычки

В этом отношении студент меняется, но остается студентом. Вот основные способы его свободного времяпрепровождения в начале XX и XXI века:

№ 1904 г.\ 2004 г.
1 Общение с товарищами -Компьютер
2 Чтение -Общение с товарищами
3 Театр - Чтение
4 Музеи, выставки - Музыка
5. Игра в карты - Кино, видеофильмы

Две трети (66%) современных студентов МГУ занимаются спортом. Но и среди их предшественников спортсменов больше, чем можно было ожидать, – 42%.

В 1903 году курил каждый второй (51%) студент университета, сегодня таких лишь 28%. Вдвое уменьшилось и число тех, кто, по их собственному признанию, курит много.

Интерес к спиртным напиткам остается удивительно стабильным: их пили тогда и пьют сейчас 65% студентов. Правда, с 19% до 29% выросла доля тех, кто никогда не брал в рот спиртного. Изменились и вкусы. Сто лет назад каждый третий (30%) студент предпочитал водку всем остальным напиткам. Сегодня любителей крепких напитков в два раза меньше (15%).

Чтение

В детском возрасте сегодняшние студенты читали примерно столько же, сколько и студенты начала ХХ века.

Много читали

1904 г. 2004 г.
В детском возрасте 58% 61%
В юношеском возрасте 70% 72%

Однако нынешние студенты в значительно большей мере читали с разбором.

Читали с разбором

1904 г. 2004 г.
В детском возрасте 19% 62%
В юношеском возрасте 40% 82%

Такие различия можно во многом объяснить той ролью, которую играли семья и школа в формировании отношения к чтению.
Современные студенты в два раза чаще, чем их собратья, учившиеся 100 лет назад, говорят, что их чтением в детском возрасте руководила семья, и в три раза чаще, чем век назад, – что школа.
Предпочтения в области чтения сегодня и 100 лет назад выглядят таким образом: до университета нынешние студенты читали, прежде всего, беллетристику, интересовались естественными науками и путешествиями и поэзией. 100 лет назад тоже зачитывались романами и путешествиями, но на втором месте по предпочтениям тогда была поэзия: «Серебряный век», как-никак.

Что, главным образом, читали до университета?

1904 г. 2004 г.
Беллетристику 27% 39%
Поэзию 15% 10%
Из области естественных наук 10% 12%
Путешествия 11% 10%
Публицистику 11% 9%
Психологические сочинения 6% 9%
Философские сочинения 8% 5%
Социально-экономические
сочинения 8% 2%
Богословские сочинения 3% 1%

В студенческие годы предпочтения меняются. Интерес к беллетристике несколько ослабевает, но на ее чтение тратится больше времени, чем на что-либо иное. У сегодняшних студентов пропадает интерес к поэзии, путешествиям, а те, кто учился 100 лет назад, начинают интересоваться социально-экономическими сочинениями и философскими. Наших современников эти предметы интересуют в значительно меньшей степени.

Что, главным образом, читают в университете?

1904 г. 2004г.
Беллетристику 25% 22%
Поэзию 10% 4%
Из области естественных наук 18% 17%
Путешествия 4%
Публицистику 9%
Психологические сочинения 10% 19%
Философские сочинения 14% 1%
Социально-экономические сочинения 21% 6%
Богословские сочинения 1% 1%

Исследование проведено
под руководством зав. лабораторией изучения
общественного мнения Центра социологических
исследований А.Т. Гаспаришвили

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресc-служба

Вести МГУ

Питомец университета

Поздравляем

Наши цифры

Дела профсоюзные

Крупным планом

Громкие имена

Отдых

Новости Москвы

Новости науки

Твоя жизнь, студент

Афоризмы

На главную страницу