№ 12 (4117)
март 2005

Университет моей мечты

В Школе юного филолога в рамках празднования 250-летия МГУ прошла конференция-круглый стол. К конференции преподаватели ШЮФа подготовили доклады об основных этапах становления системы европейского образования, а в рамках круглого стола прошла дискуссия на тему «Университет моей мечты».
Как известно, основы европейской культуры и образования были заложены в античности. Поэтому конференцию открыл доклад аспиранта кафедры классической филологии А.М. Белова «Образование в античном мире». Классическая система образования в Древней Греции начинает складываться с появлением культурной традиции (развивается литература, расширяются знания об окружающем мире). Главными составляющими воспитания древних греков были спорт, музыка и грамота. С 7–8 лет они посещали палестры, в которых занимались определенным видом спорта. Не менее ценились и занятия музыкой, умение играть на лире или кифаре. С 7 же лет начиналось изучение основ наук в «начальной школе», где дети учились писать и считать. На следующей ступени образования, в грамматических школах, основным предметом становилось изучение текстов поэтов, а от их анализа и комментария переходили к знакомству с реалиями прошедших веков, к изучению географии и физики. Ведь во многих философских учениях того времени слово (греч. logos) понималось как ключ к познанию человека. Высшими школами в Древней Греции были риторская школа, готовившая профессиональных политических деятелей, и философская школа. Трехступенчатая система образования сохраняется и в Древнем Риме.
На смену античности приходит средневековье. Новому явлению в системе образования Средних веков (университету) и был посвящен доклад аспирантки А.И Мощенко. Одним из первых в Европе стал университет в Болонье, позже появились Сорбонский, Оксфордский и Кембриджский университеты. Cначала это были корпорации студентов и преподавателей. Они жили и проводили занятия в специальных общежитиях – коллегиях. Эти корпорации были независимы и подчинялись не городу, на территории которого они находились, а своему университетскому Уставу. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов: на лекции преподаватель читал книгу, а после этого ее обсуждали на диспуте. Посещать занятия могли все, без каких-либо вступительных экзаменов. Университет состоял из четырех факультетов: одного подготовительного и трех высших. Сначала студенты изучали семь свободных искусств, которые делились на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Чтобы получить степень бакалавра, студенты должны были сдать дисциплины тривиума; степень магистра присуждалась бакалавру после выдержанного экзамена по квадривиуму. Затем студенты могли идти на факультет права, медицины или на теологический, т.е. богословский, факультет, после успешного окончания которого они получали степень доктора.
Завершил конференцию доклад старшего преподавателя кафедры зарубежной литературы Д.А. Иванова «Европейская традиция универсального образования». Тезис об универсальности образования был выдвинут еще в Древней Греции, но в разные эпохи он понимался по-разному. В период античности и средневековья люди, считая материальный мир до конца непознаваемым, уделяли большее внимание духовному развитию человека. С наступлением Нового времени выдвигается тезис о том, что пределов для познания нет. Определяющим становится уже не само познание, а его критерии. За основу берется декартовский метод, который признается универсальным для познания мира. Но в XX веке и он перестает быть исчерпывающим. Его сменяет представление о многообразии культур, базирующееся на тезисе, что слишком многое во взгляде человека на мир определяется особенностями его родной культуры. В наше время университет не ставит целью дать студенту универсальное знание как набор застывших фактов и сведений, а старается научить человека мыслить, признавать существование множества разных культур, быть терпимым и уважать мнение других людей. Человек, получивший университетское образование, должен не только разбираться в своей специальности, но и представлять, как устроен наш мир, иметь широкий кругозор и быть последовательным гуманистом.
В лучших традициях университетского образования конференция плавно перешла в круглый стол. Обсуждались темы, которые были известны заранее: «Чем вам интересен процесс обучения?», «Чему, на ваш взгляд, должен учить университет?», «С каким объемом знаний вы хотели бы выйти из его стен?», «Студенческая жизнь – как вы ее себе представляете?», “Как вы понимаете высказывание Сенеки-старшего «Мы учимся не для школы, а для жизни»?»”. Сначала юные филологи чувствовали себя не очень уверенно, но постепенно разговорились. Научить школьников формулировать свои мысли, грамотно спорить, аргументированно доказывать свою правоту, выслушивать оппонента – вот задача круглых столов, которые и впредь обязательно будут проводиться в ШЮФе. Уже весной планируется следующий круглый стол на тему, которую, возможно, предложат сами дети. Но разговор об университетском образовании на этом не закончен; во втором семестре аспирант А.А. Малиновский начнет курс ШЮФовских лекций по истории Средних веков с рассказа об истории Московского университета.

Ирина Болохова,
Мария Притворова,
студентки II курса
романо-германского отделения
филологического факультета МГУ

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресc-служба

Вести МГУ

Поздравляем

Наши выпускники

Конференции

Взгляд на мир

Громкие имена

Новости Москвы

Новости науки

Здоровье

Флюс

На главную страницу