№ 29 (4134) |
Знаменательные даты Поэзия живописи Валентина Серова(К 140-летию со дня рождения В. Серова)Я вижу, или это только мне снится: солнечный летний день, ветер гонит барашки волн и причудливую пену облаков… Солнце бьет в глаза откуда-то справа и заставляет слегка щуриться. Невозможно оторвать взгляд от открывшегося взору пространства. Мне кажется, я ощущаю порывы ветра и чувствую, как набегающие язычки мелких волн порывисто лижут ступни. Откуда-то издалека слышны всплески, смех и крики подростков, купающих лошадей… Ближе ко мне, на мелководье – лошадь, рядом с ней, нагнувшись, стоит обнаженный юноша, который, как мне кажется, держит в руке плоский камень и собирается запустить его навстречу набегающим волнам. Впрочем, он, возможно, просто ловит ладонью волну, чтобы еще раз почувствовать жгучую свежесть ее прикосновения. Купание лошади уже закончено. Ее спина еще не успела высохнуть, а потому лоснится и бликует на свету. Черная грива, полная солнцем и ветром, видится мне летящей и золотой.
Так и возникает цепочка: набегающие волны и лошадь на картине Серова, Пегас, который вдруг вспоминается, и… лаконичный, подсознательный, поднебесный полет мысли поэта … …В сердце камня – живая вода, Я беру этот камень в ладони, И летят на меня сквозь года Сумасшедшие черные кони. ………………………………… Мчатся черные кони во тьме. О, куда их несет провиденье?! О, куда их несет?... И во мне, Будто явь оживают виденья И коням улетают вослед… (Из стих. Л. Котюкова «Кони») Вот так – от живописи к поэзии… И это вполне оправдано, потому что творчество Валентина Серова не что иное, как поэтическое восприятие действительности. Не стану сейчас обращаться к биографии художника – она известна и доступна каждому, кто пожелает с ней ознакомиться. Коснусь, пожалуй, лишь нескольких аспектов его творческой деятельности.
Одним из первых своих произведений, написанных в Абрамцево – картиной «Девочка с персиками» (1887) – Серов решительно заявил о своем таланте. В этой картине он воплотил свой идеал «отрадного», светлого. В центре внимания портретный образ Веруши, младшей дочери С.И. Мамонтова. Уникальность образа Верочки – в его удивительной открытости, передающей доверительную атмосферу взаимоотношений между обитателями Абрамцева, в поэтическом настрое самого автора.
Константин Коровин отметил найденный молодым Серовым новый для русской живописи того времени принцип живописной связи человека с окружающей средой – гармонию красок и единые приемы их свободного наложения. Это было новое художественное видение и новая живописная система. Серов оставил о себе благодарную память и как педагог. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф. Юон, Н.Н. Сапунов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин. Умер Серов в Москве 22 ноября 1911 г., но память о нем, как о замечательном представителе русской живописной школы, останется навсегда. Татьяна Кайсарова – член Союза писателей России |
||||||