№ 29 (4134)
сентябрь 2005

Мир творчества

«Золотое зернышко» К.В. Благиной прорастает...

В июне в Малом зале Культурного центра МГУ состоялся большой праздник – Литературно-музыкальная гостиная. Праздник проводился в честь 250-летия со дня основания МГУ им. М.В. Ломоносова. В рамках этого мероприятия проходил творческий отчет выпускниц Студии художественного слова МГУ – аспиранток физического факультета – Наталии Поповой и Ирины Род. Праздничный концерт вызвал большой зрительский интерес и прошел с несомненным успехом.

В этой статье мне не только хочется рассказать об успехе нашего последнего мероприятия, но и вернуться к истокам зарождения культурной жизни нашей Alma Mater.

Как известно, Московский университет был основан в 1755 году, а уже через год в нем начала зарождаться та культурная жизнь, без которой он немыслим и сегодня. Фактически из истории университета, из той атмосферы, которую формировали лучшие его представители, складывалась и история культурной жизни МГУ. Если представить себе культурную жизнь МГУ на протяжении его существования в виде огромного духовного резервуара, наполненного неповторимыми традициями и нововведениями, пропитанную университетским духом, культурными ценностями, создаваемыми уникальными личностями, то становится понятно, что из этого резервуара черпали и будут черпать все необходимое для себя многие поколения россиян (и не только).

Нельзя не вспомнить, что актеры университетского театра вошли затем в Большой и Малый, другие театры столицы. А после установления Советской власти, в 1922 году был открыт знаменитый Клуб на улице Герцена (дом 3), ставший духовным центром не только для университетской молодежи, но и для молодежи всей Москвы. Он просуществовал 73 года, и о нем наслышаны во многих городах мира.

Именно в этом знаменитом клубе и родилась Студия художественного слова, уходящая своими корнями в историческое театральное прошлое. Это было во второй половине 30-х годов прошлого столетия, и сначала студия относилась к университетскому театральному коллективу. «Глубоко и трепетно волнуется моя мысль каждый раз, когда наблюдается связь университета с театром. Эта связь, одновременно идейная и бытовая, – в достойнейших страницах истории русского театра. В этой связи заложено благороднейшее из человеческих переживаний, дружеское и бескорыстное служение Родине…» Так писал в связи со 180-летием Московского университета бывший его студент В.И. Немирович-Данченко, один из основателей Московского художественного театра.

Связь Художественного театра с Московским университетом нашла свое выражение в непосредственной помощи артистов МХАТ университетскому театральному коллективу. Особенно большой интерес к студенческому театру проявлял Василий Иванович Качалов. По его инициативе в основу творческой работы студенческого театрального коллектива в 1936 году была положена система работы МХАТ. Для постановочной и педагогической работы со студентами театр выделил артистов К.М. Бабанина и Н.Ф. Титушина. Большое влияние на формирование творческого облика коллектива оказывали его шефы: народный артист республики А.И. Чебан, заслуженные деятели искусств М.Я. Гремиславский и П.А. Марков. На репетициях и премьерах студенческих спектаклей часто бывали и давали ценные советы О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, А.Г. Грибов, О.И. Пыжова и др. Неслучайно первым педагогом Студии художественного слова МГУ был актер МХАТ Яков Иванович Лакшин. Позднее студией руководил актер и кинорежиссер Александр Борисович Оленин. 32 года студия находилась под крылом актрисы Камерного театра Клавдии Васильевны Благиной. Сейчас мы и подошли ко второй большой дате, которой была посвящена Литературно-музыкальная гостиная – к 100-летию со дня рождения Клавдии Васильевны Благиной.

Клавдия Васильевна заложила «золотое зернышко» – определила главный принцип школы художественного чтения. Суть этого принципа в том, что в тексте надо быть мыслителем. Она же заложила и демократические основы деятельности студии, создала золотой литературный фонд репертуара. Клавдия Васильевна всегда говорила: «Будете ходить в студию – будете учиться разговаривать». Общепризнанное мнение студийцев всех поколений: Студия художественного слова – это тоже факультет МГУ. Мы воспринимаем сказанное именно так. Не менее пяти лет необходимо, чтобы научиться умению разговаривать. Это тот навык, который останется с вами на всю жизнь.

Сейчас студия представляет собой творческую мастерскую, разрабатывающую методику работы над текстом. И если К.В. Благина сделала первый шаг, о котором говорилось выше, то сейчас студия делает следующий шаг, разрабатывая методику работы над текстом.

Достойными выпускницами Студии художественного слова, полноправными хозяйками Литературно-музыкальной гостиной стали и выступившие ныне с творческим отчетом Наталия Попова и Ирина Род. Вызвали восторг платья, в которых они выступали. Вначале прозвучали короткие отрывки из литературных произведений. Наталия Попова прочитала отрывок из романа Ф.М. Достоевского «Белые ночи», историю Настеньки, а Ирина – отрывок из произведения М.И. Цветаевой «Мой Пушкин». Затем наступил главный момент – «Первые чтения». Впервые для наших дорогих и любимых слушателей Наталией и Ириной были исполнены произведения И.А. Бунина «Легкое дыхание» и «Чистый понедельник». И сейчас, когда я пишу эти строки, обращаясь умом и сердцем к тому, что звучало в Литературно-музыкальной гостиной, вдруг ясно понимаю, что великий навык умения разговаривать – то самое «золотое зернышко» Клавдии Васильевны, брошенное на благодатную почву университетской Студии художественного слова, прорастает... И душа наполняется любовью, благодарностью и огромным желанием трудиться дальше. Я с нежностью и признанием желаю Наталии и Ирине дальнейших творческих успехов в учебе, работе, личного счастья. Пусть никогда не будет потеряно ими ощущение творческого полета. И еще. Я думаю, что выскажу общее мнение, если скажу, что слушатели жаждут услышать их выступления не только на площадках университета, но и Москвы.

Нельзя не сказать, что украшением Литературно-музыкальной гостиной было выступление солистки Оперной студии МГУ Татьяны Мясниковой, концертмейстер – Виолетта Степашкина. Школа Михаила Григорьевича Киселева, педагога по вокалу, народного артиста России, солиста Большого театра, дает восхитительные результаты. А деятельность художественного руководителя Оперной студии Максима Олейникова способствует творческой атмосфере замечательного коллектива.

Хочется отметить, что гостями вечера были президент Ассоциации «Бунинское наследие» академик Владимир Антонович Пречисский и член правления Ассоциации, потомок И.А. Бунина по линии матери, урожденной Чубаровой, Маргарита Георгиевна Богомолова. Для нас это была большая честь и радость.

Очарованием и неожиданным праздником для души стала встреча с родственниками Ирины Род из Петушков – ее родителями Ниной Михайловной и Андреем Андреевичем, братом Ильей, тетей и крестной. Они вместе со всеми создали атмосферу любви, наполненную запахами цветов – гвоздик, роз, пионов.

Присутствие художественного руководителя Культурного центра Гочи Жиулиевича Наниташвили, его внимательное отношение ко всему, что происходило в Литературно-музыкальной гостиной, слова признания деятельности студии создали ощущение долгожданной радости, доброго настроения и надежды.

После перерыва состоялось застолье со студийным напитком – глинтвейном, пирожками, фруктами, чаем. Общение молодежи с представителями старших поколений проходило тепло и непринужденно. Особенно живо и заинтересованно шло обсуждение главных героинь рассказов Ивана Алексеевича Бунина.

Руководитель народного коллектива Студии художественного слова МГУ Нина Закутаева

Первая полоса

Поздравляем

Повестка дня

Пресс-служба

Мир науки

Будни и праздники университета

К 250-летию МГУ

Мир творчества

Знаменательные даты

Отдых

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

На главную страницу