№ 6 (4155)
февраль 2006

Сквозь шорох шепотов и шелест поцелуев

О творчестве ученого и поэта — заслуженного профессора МГУ И.В. Новожилова (1931–2006)

Дорогие читатели! Когда работа над статьей была практически закончена, пришло неожиданное известие, в которое было невозможно поверить — 15 января 2006 года скончался Игорь Васильевич Новожилов. Еще недавно многие видели его в коридорах мехмата, и ничего не предвещало трагедии. Но произошло непоправимое.

Давайте же сохраним самую добрую память об этом замечательном человеке, прекрасном ученом, талантливом поэте.

Известный ученый-механик, заслуженный профессор МГУ, поэт, прозаик — Игорь Васильевич Новожилов родился в 1931 году. Он писал о себе: «Происхождение — довоенное», и, пожалуй, это очень правильное определение. Именно так может сказать каждый из целого поколения рожденных, как и он, в пространстве десятилетия, предшествующего Великой Отечественной войне. Воспитание и война утвердили в Игоре Васильевиче веру в светлое будущее. Он так и остался с этой верой, принимая неизбежные жизненные коррективы.

И.В. Новожилов был профессором мехмата МГУ. Сфера его научных интересов касалась методов приближенного математического моделирования. Он конструировал уравнения, объясняющие всяческие «почему». Почему мотается задний вагон поезда? Почему «газель на цыпочках, а с пятки ходит слон». Почему дух народа передается по цепочке «бабушка–внучка» и множество других, гораздо более заковыристых «почему».

Как многие неординарные личности, он был многосторонне талантлив: рисовал, писал стихи и прозу, так же, как в уравнениях, пытаясь простым штрихом уловить смысл.

Считал главным своим свершением запись воспоминаний о войне В.П. Лапаева и И.С. Косова, рассказанных им в книге «Год рождения 1921». Познакомиться с его творчеством можно, посетив в Интернете сайт газеты «Московский университет» по адресу: http://www.massmedia.msu.ru/newspaper/. Вы найдете его имя в разделах «Поэзия» и «Проза». В разделе «Проза» помещена вся его книга — «Год рождения 1921». Думаю, что многим покажется весьма неожиданным взгляд на Великую Отечественную войну героев книги, со слов которых она и написана.

Вот мнение о книге начальника Михайловского военного артиллерийского университета генерал-лейтенант В.С. Сухорученко: «Несомненной заслугой автора и его соавторов — героев книги — является то, что они сумели передать, как в годы войны человек сохраняет свое достоинство, как обнаруживает источники для своего личностного и профессионального становления и развития. Книга дает ответ на вопрос, каким образом военному поколению удалось не просто выжить, но с честью выполнить свой долг перед Родиной, перед народом, перед своими погибшими товарищами. Совершенно справедливо и единодушно авторы отмечают, что их поколение считало своим долгом встать в первую шеренгу. Они не спорили о праве личности “на кусок пожирнее”. Они брали на себя право выбирать груз — тяжелее, дорогу — каменистее… Они не терпели брюзжания и не были нытиками, всегда оставались самими собой, до самоотвержения заботились о своих подчиненных. Благодаря им Победа над фашизмом стала неизбежной».

В.С. Сухорученко выразил искреннюю признательность и благодарность профессору И.В. Новожилову за его заботу о сохранении памяти о людях, чья судьба во многом поучительна для новых поколений истинных патриотов России.

Теперь настало время сказать об Игоре Васильевиче Новожилове как о замечательном поэте, чье поэтическое мышление весьма оригинально и не позволяет усомниться в его таланте. Сейчас вы прочтете стихотворение «1941 год», и, хотя название прозаично и трагично само по себе, обратите внимание, сколько в этом произведении чистой лирики, какой ошеломляющий и всеобъемлющий полет мысли. Воспоминания о начале войны так неотвратимо точны, горьки и пронзительны, что невольно ощущаешь себя там, где «в дверном проеме перед нашим взором плывет ошеломленная земля…». Земля, ошеломленная войной, горем, людской трагедией…

1941 год
Во мне всегда мой сорок первый год.
Октябрь, сухой поземкой просеченный.
В Сибирь эвакуация течет
Людской рекой, осенней, обреченной.

Теплушка наша — горестный ковчег.
Узлы, старухи, дети, чемоданы.
И среди сих убогих и калек
Две временем потерянные дамы.

Из мужиков — один старик чужой.
Он правит нами жестко и сердито.
И мы ползем бескрайнею страной,
Толпясь к вагонной двери приоткрытой.

В дверном проеме перед нашим взором,
Плывет ошеломленная земля:
Копен незахороненных поля,
Уже одетых снеговым убором,

Сожженные вагоны вдоль откосов,
Железа гром и лязг по узловым —
И детство кончилось, как горький шлака дым,
В брутальном завыванье паровозов.

Мне кажется не только глубоко поэтичным, но и знаковым его стихотворение «Аспи рантура». Это не просто стихотворение — это скорее философское эссе на тему ощущения себя в этом мире, о миге, переходящем в вечность… «И миг — как штык, оржавлен и источен, звенящий одержимостью своей вонзиться в землю, чтоб истаять в ней».

Аспи рантура
Сквозь шорох шепотов
и шелест поцелуев
Иду я в блок пустой
походкой деловитой,
Сердито шевеля надменною губой,
Упрямый,
презирающий,
небритый.
А над землей
весна летит — хохочет.
И миг —
как штык,
оржавлен и источен,
Звенящий одержимостью своей
Вонзиться в землю,
чтоб истаять в ней.
Каждое стихотворение автора говорит о нем не только как о поэте, но и как о Человеке с большой буквы. Он верен и благодарен друзьям уже за то, что они существуют рядом, за то, что так глубоко и пожизненно их взаимопонимание — отсюда и трогательная любовь, пронизанная легкой иронией и нежность к ним.

Дружеское послание
Н. Парусникову
От нашей Грачевки до вашей Синички
Пути с пересадкою — две электрички.

От вашей Синички до нашей Грачевки
Добраться нельзя без попутной ночевки.

Но сил не хватает уже и на это.
Мы крепко потратились попусту где-то.

От нашей Грачевки, от вашей Синички
Летят телефонные галочки — птички.

Min Hertz, колокольчик седой, Николаша,
Алкает шампанского жадная чаша.

Перстом удали из нее паутину —
Тебе половину и мне половину.

Поздравление
И. Каленовой
Открыта женская ладонь
Навстречу радостям и бедам.
Кружится солнце посолонь,
Она за солнцем ходит следом.
Весна приходит за зимой,
И новый год сменяет старый.
Еще им долго над тобой
Кружиться неразлучной парой.
Еще один урочный круг
Ярило откружило в мире.
Вам тридцать стало и четыре —
Весенней маятности звук.
Ужели столько стало Ире?

Нельзя не упомянуть и замечательные стихи И. Новожилова о природе, в которых проявляется его талант лирика, которому дорого каждое состояние обожаемой им русской природы.

Приходит ночью первый снег,
Одевши в белые пелены
Земли безжизненные члены
И темные провалы век.
Оставил кот, угрюмый вор,
Следов улики под забором.
Крестами метит приговоры
Ворона — старый прокурор.

Стекает мертвою водой
Зимы идущей вестник ранний,
Оставив предзнаменованьем
Скелет листа на мостовой.

Среди ликующего дня
Из набежавшей первой тучи
Последний снег крупой летучей
Осыплет, радостно звеня.

И зелень первую ветвей,
И строчки озими он хочет
Погладить лапочкой своей,
И тает он — и он хохочет.

Татьяна Кайсарова, сотрудник мехмата, член СП России

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Пресс-служба

Актуальный репортаж

Поздравляем

Крупным планом

Мнение

Из дальних странствий возвратясь

Опрос недели

Поэты МГУ

К 250-летию МГУ

Проба пера

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

Флюс

На главную страницу