№ 8 (4157)
февраль 2006

Университет в лицах

В нас теплится частица ее души…

Московский университет — это, в основном, люди, которые здесь работают и учатся: студенты и аспиранты, талантливые ученые и преподаватели ... Мы хотим написать об одном из них — Веронике Александровне Андриевской.
О ней знают на многих факультетах МГУ как о человеке, внесшем значительный вклад в жизнь нашей alma mater.
Вероника Александровна Андриевская, преподаватель основ экономической теории факультета государственного управления МГУ, ушла из жизни 18 ноября 2005 года, не дожив 11 дней до своего 80-летия. Более полувека она была связана с МГУ: училась на экономическом факультете, окончила аспирантуру, защитила диссертацию. У нее были научные работы и многочисленные награды. В 1995 г. В.А. Андриевская была удостоена звания «Человек года», присваиваемого Русским биографическим институтом «Рубин», в номинации «Культура» за работу в области образования. Она объездила всю страну со своими лекциями, и ее охотно ждали как в маленьком поселке, так и в академической аудитории.

С 1963 года Вероника Александровна преподавала на гуманитарных факультетах, читая курсы политической экономии и основ экономической теории, а также ряд специальных курсов по проблемам государственного регулирования в экономике. На ее лекции приходили студенты других факультетов: в аудитории не хватало места — слушатели буквально сидели на ступеньках. К ней приезжали за советом — и те, кто готовился к защите диссертаций, и те, кто уже сам преподавал экономические дисциплины или работал в иной сфере деятельности. Ее знали в Москве и Санкт-Петербурге, в Смоленске и Сургуте, в Сибири и на Дальнем Востоке, в бывших союзных республиках и в дальнем зарубежье. Она притягивала к себе людей любого возраста — и не только эрудицией, но и своей удивительной доброжелательностью, открытостью, чуткостью, умением понять и желанием помочь. Она была не просто преподавателем, но одной из тех, кого, без сомнения, можно назвать лицом и гордостью Московского университета, Учителем с большой буквы.

В ней самым органичным образом соединялись и талант ученого, точно и строго анализирующего явления экономической жизни, и редкий ныне дар просветительства — умение ясно и образно донести самые сложные понятия буквально до любого человека, натолкнуть его на размышления, дать в руки путеводную нить. Многие из тех, кто слушал лекции В.А. Андриевской, вспоминают, что преподносила она сухие экономические знания как науку, обслуживающую мировую культуру, духовность людей, их потребности и традиции. В далекие 1970-ые Вероника Александровна предвидела, что случится в нашей стране в 1990-ые годы. Тогда это понимали далеко не все, но сегодня многие ее научные предвидения по общественно-экономическому развитию России сбылись. Благодаря В.А. Андриевской несколько поколений студентов смогли научиться видеть мир объективно, разобраться в сложнейших вопросах экономики нашего государства. Этот мудрый человек переворачивал убеждения молодых людей и превращал их из идеологизированных догм в объективные, глубокие познания. Неслучайно по данным социологического анкетирования студентов «Лучший преподаватель МГУ среди обществоведов», проведенного в начале 1980-ых годов, Вероника Александровна Андриевская была названа лучшим лектором университета.

Уже в перестроечное время она проводила со своими студентами семинары во внеучебное время. Скорее, это были беседы о жизни и творчестве. Кадр за кадром разбирали Учитель и его ученики фильмы А. Тарковского, только что вышедшую тогда на экран ленту Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Именно от Андриевской многие студенты впервые услышали словосочетание «административно-командная система», узнали о масштабе сталинских репрессий и о многом другом, что прежде замалчивалось.

В.А. Андриевская не была диссиденткой — просто она была честным человеком и предпочитала открыто высказывать свою позицию, даже если она расходились с «официальным курсом». Однако когда стало ясно, что перестройка ведет в тупик, Вероника Александровна не скрывала своего отношения к тем, кто ретиво спешил поменять «плюс» на «минус» и отказаться от всего, что связано с экономической традицией марксизма. И вновь она будила в студентах умение критически мыслить и искать ответы на вызовы современности. Она была одним из тех педагогов, которые воспитали новое поколение российских управленцев, людей, способных в сложнейших условиях решать труднейшие задачи.

Не только молодежь с замиранием ловила каждое слово своего Учителя, к ней тянулись люди любого возраста. Многие годы В.А. Андриевская была активным лектором общества «Знание». Она единственная из сотрудников кафедры политической экономии гуманитарных факультетов МГУ удостоилась звания лектора ЦК КПСС — в те годы очень ответственного и почетного. Она работала самоотверженно, и нередко при одном упоминании ее имени можно было услышать: «Прекрасный лектор: мы с удовольствием ее послушаем». После выступлений Андриевской в лекторскую группу нередко приходили благодарности, люди просили Веронику Александровну приехать вновь. Даже свой отпуск она подчас использовала для чтения лекций — предпочитала отдыхать активно.

В ней был тот особенный азарт, который называется поиском истины, поиском идеала. Она никогда ни на каком этапе не довольствовалась достигнутым, постоянно пополняла свои знания. Читала много научной литературы, следила за публикациями в прессе. И многочисленные путешествия, которые были ее страстью, тоже становились источником новых знаний, которые она отдавала студентам, своим друзьям и товарищам, всем окружающим, бескорыстно делясь с людьми главным своим богатством. Это было смыслом ее жизни, тем стержнем, который всегда ощущался в ее удивительно цельной и богатой натуре. Будучи уже в преклонных годах, она, продолжая исполнять свою педагогическую и просветительскую миссию, неизменно оставалась приветливой и эмоционально щедрой. В.А. Андриевская была человеком, который превыше всего ценил творчество: оно было для нее тем главным феноменом, ради которого стоило жить. Незадолго до кончины, когда Вероника Александровна уже не могла читать лекции, она сказала в беседе со своим бывшим учеником: «Я думаю, много думаю — в чем же сейчас смысл моей жизни? И вот какой нашла ответ: смыслом жизни для меня осталось одно — мыслить!».

Еще одна черта Вероники Александровны производила на тех, кто ее знал, совершенно неотразимое впечатление: невероятная требовательность к себе сочеталась у нее с мягкостью и снисходительностью к окружающим, она как бы заранее прощала все недостатки и всевозможные особенности характеров и ситуаций. Далеко не все знали, что она совершенно бескорыстно помогает студентам: они могли к ней всегда приехать ночевать, порой жили в ее коммунальной квартире. Часть своей зарплаты она регулярно отдавала нуждающимся, чаще всего бедным студентам, у которых не хватало средств на свадьбу, на новорожденного ребенка. И говорила при этом, словно извиняясь: «Ну что делать, нет денег у него, ну, дам я ему…».

Понимать, ценить и уважать всех — это был ее талант. Ее талант — быть человеком умным, добрым, думающим и все время любящим. Все это складывалось в главное — в умении быть педагогом. И эти качества В.А. Андриевской не случайны: они идут от семьи. Глубоко начитанным, очень добрым человеком была ее мама, а отец, юрист по профессии, человек глубокой мысли, с сочувствием относился к освободительному движению дореволюционной России. Все это Вероника Александровна впитала от своих родителей и пронесла по жизни. Ее по праву можно назвать наследницей лучших традиций XIX века.

По сути, жизнью своей В.А. Андриевская реализовала одну из главных христианских заповедей: она возлюбила ближних своих больше, чем саму себя. Когда она приходила на кафедру, то первое, что спрашивала: «Как у вас дела?». И, действительно, дела ближних волновали ее больше, чем собственные. Она, как могла, утешала, как могла, помогала. И никогда не ставила это себе в заслугу. Она вообще не любила рассказывать о себе. Неудивительно, что мало кто знал, что Вероника Александровна — участница Великой Отечественной войны, удостоена 15 правительственных наград за службу в Вооруженных силах. Она была хрупкой женщиной, и, глядя на нее, трудно было догадаться, что у нее героическое военное прошлое.

Шестнадцатилетней девочкой она добровольно пошла учиться в специальное военное подразделение, где готовили радистов. Служила в узле связи главного штаба партизанского движения. И в это тяжелейшее время ухитрялась учиться и сдала экстерном экзамены за 9 и 10 классы: целеустремленность и сила воли были присущи ей всегда. В 1944 году Андриевская поступила в Военный институт иностранных языков, после окончания которого служила референтом в Генштабе Советской Армии. Отсюда и прекрасное знание английского языка, и владение иностранной экономической литературой, что помогло ей впоследствии защитить диссертацию «Государственно-монополистический капитализм на примере США», а позже написать монографию по этой теме.

… Вероника Александровна считала себя счастливым человеком, и, наверное, ее счастье не только в том, что она нашла свое призвание и состоялась как педагог, но и в том, что она умела находить людей, равных себе по духу, можно сказать, обладала талантом притягивать родственные души. Такое общение приносило ей немало поистине прекрасных минут. Она бесконечно любила студентов, и они отвечали ей взаимностью, не было, наверное, ни одного перерыва, когда бы вокруг нее не толпились молодые люди и не шел оживленный разговор. И это общение тоже делало ее счастливой. Она объединяла всех, кто учился у нее, работал вместе с ней или просто знал ее, в единую семью. И это ощущение осталось у людей, связанных с В.А. Андриевской, на всю жизнь.

Отпевание Вероники Александровны прошло в храме Святой мученицы Татианы, в здании старого университета, которое Андриевская любила по-особенному и где в прежние времена Москва провожала выдающихся профессоров… Как жизнь Вероники Александровны была удивительной и светлой, так и прощание с ней в Татианинской церкви прошло торжественно и возвышенно. Вечную память о ней творит Бог, а образ ее остается жить в воспоминаниях коллег и учеников. И эту мысль очень точно выразил Ю. Дубровский, доцент кафедры экономической теории ФГУ, который работал вместе в Вероникой Александровной без малого 30 лет: «Несмотря на ее уход, даже простое упоминание ее имени дает мне, как и прежде, увеличенную силу ощущения жизни как таковой… Хотя по большому счету она, наверное, и не умирала, она осталась во мне и, я уверен, осталась во многих из нас и будет жить вместе с нами в наших мыслях и чувствах. Частица ее души будет теплиться в каждом из нас».

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Пресс-служба

Повестка дня

Поздравляем

Крупным планом

Бизнес — образованию

Университет в лицах

Опрос недели

Конкурс „Студент-корреспондент”

Проба пера

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

Размышления, максимы, афоризмы

Флюс

На главную страницу