№ 8 (4157)
февраль 2006

Повестка дня

Российский союз ректоров — за конкурентоспособное образование!

Российский союз ректоров, созданный почти 15 лет назад, одной из главных своих задач всегда ставил подготовку и внесение предложений в органы и организации по вопросам развития высшего образования. Расширенное заседание Совета РСР, состоявшееся 15 февраля 2006 г. в здании Фундаментальной библиотеки МГУ, было посвящено именно этому: накануне совещания Государственного Совета Российской Федерации по вопросам модернизации образования необходимо было выработать политику РСР по многочисленным проблемам, касающимся высшей школы и образования в целом.

Президент Российского союза ректоров В.А. Садовничий
В работе приняли участие президент Союза средних и профессиональных технических заведений В.М. Демин, председатель Московского комитета образования Л.П. Кезина и другие специалисты в области образования. Несмотря на обширную повестку дня, главной задачей, стоявшей перед участниками собрания, являлось именно рассмотрение предложений РСР к материалам заседания Государственного Совета.

В своем вступительном слове президент Российского союза ректоров академик В.А. Садовничий выделил важные аспекты современного образования. Во-первых, знание — наше национальное достояние и богатство, и это подтверждается мнением многих отечественных и зарубежных политиков и специалистов. Во-вторых, последнее время в России заметно растет доля платного образования: на сегодня она составляет уже более 50%. Одной из главных задач, которые нужно ставить перед государством и обществом, является сохранение нынешнего эталона образования.

Виктор Антонович также привел результаты независимого исследования в области высшей школы, в котором в широком объеме была представлена точка зрения крупнейших российских работодателей. По их мнению, фундаментальные основы высшего образования в России удовлетворяют самым высоким требованиям. Однако нашим выпускникам недостает различных практических навыков, которым в отечественных вузах учат мало.

По итогам заседания был принят ряд важнейших предложений к материалам заседания Государственного Совета. Предлагается в качестве стратегических ориентиров образовательной политики государства выбрать следующие:
1. Равенство доступа к образованию;
2. Непрерывность образования;
3. Образование и развитие личности, формирование гражданских ценностей;
4. Образование как фактор здоровья нации, социальной стабильности и национальной безопасности;
5. Повышение роли регионов в инновационном развитии образования;
6. Информатизация, непрерывное повышение качества и эффективности образования;
7. Интеграция России в международное образовательное пространство.

Для эффективной реализации этих ориентиров нужно решить несколько приоритетных задач развития системы образования. Среди них — ликвидация беспризорности, формирование новой системы дошкольного образования, введение обязательного бесплатного 11-летнего образования, а также приведение профессионального образования в соответствие с потребностями развития страны и тенденциями мирового рынка труда.

Члены РСР обсуждают вопросы образовательной политики государства
Как представляется, ключевыми условиями эффективности образовательной политики государства являются: повышение социального статуса, материального состояния и профессионального уровня педагогических кадров, переход от затратной экономики образования к экономике развития, повышение эффективности управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и нормативно-правовое обеспечение инновационного развития образования.

По мнению членов Союза ректоров, в настоящее время необходимо усиление позиций России в сфере международного образования. В связи с этим перед государственной системой образования встают вопросы концентрации сил и ресурсов с целью нахождения принципиально новых стратегических решений и механизмов, позволяющих адекватно отразить новую политику России, новые подходы в сфере образования. Представляется крайне важным поиск новых и обновление используемых ранее подходов к оптимизации, повышению практической отдачи международной и внешнеэкономической деятельности высшей школы исходя из геополитических интересов России.

Эффективному решению этих актуальных вопросов, по существу, вопросов будущности национальной высшей школы, как считают члены Российского союза ректоров, послужат активные государственные действия по целому ряду направлений, среди которых: разработка и реализация на государственном уровне мероприятий по привлечению граждан зарубежных стран к обучению в вузах России, развитие сети межвузовских представительств и филиалов российских высших учебных заведений в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Очень важным и актуальным представляется проведение работы по установлению эквивалентности и соответствия российских и зарубежных дипломов о высшем образовании, ученых степеней и званий как фактора повышения конкурентоспособности российской системы высшего профессионального образования. В ближайшее время, как гласит постановление Совета РСР, необходимо сформировать общую коммуникационную инфраструктуру, организовать международные центры коллективного пользования научно-образовательными базами данных, уникальным научным оборудованием, образовательными технологиями и лабораториями удаленного доступа, организовать совместные IT-проекты, технопарки и бизнес-инкубаторы.

Другим, не менее важным направлением, является разработка комплекса государственных мероприятий, направленных на обеспечение межконфессиональной, межэтнической и политической толерантности в молодежной среде и в обществе в целом. И, наконец, возможно, наиболее важной задачей ближайшего будущего является модернизация национального законодательства об образовании, а также разработка и принятие Образовательного кодекса.

Екатерина Волкова, наш корр.

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Пресс-служба

Повестка дня

Поздравляем

Крупным планом

Бизнес — образованию

Университет в лицах

Опрос недели

Конкурс „Студент-корреспондент”

Проба пера

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

Размышления, максимы, афоризмы

Флюс

На главную страницу