№ 33 (4182)
октябрь 2006

Диссертация в свое удовольствие, или над чем думают философы

Редакции «МУ» давно планировала начать серию специальных публикаций, посвященных научному творчеству университетской молодежи, — студентов и аспирантов МГУ. Одной из них был опрос «…Результат, полученный собственными усилиями» в № 30 за сентябрь 2006 г. В качестве продолжения мы предлагаем вниманию наших читателей статью, написанную аспирантом философского факультета и посвященную… его диссертационной работе. Взгляды и личные впечатления автора, как и подход к научным изысканиям в целом, конечно, не могут выступать в качестве широкого обобщения, тем не менее, в плане обмена профессиональным опытом и различными мнениями на предмет научной деятельности данный текст представляет безусловный интерес.

Я уже привык к тому, что для типичного «человека с улицы» философский и филологический факультеты — это одно и то же («что-то с литературой связанное»). Другие, кто чуть образованнее, узнав, что я аспирант философского факультета МГУ, порой спрашивают: «Так как там философы считают: что первично — яйцо или курица?» И даже студенты и аспиранты других (в первую очередь, естественных) факультетов МГУ, коих среди моих друзей — тьма, как правило, имеют смутное представления о том, чем занимаются их однокашники на философском факультете и где они работают после окончания alma mater.

На последний вопрос можно ответить кратко — почти везде. Конечно, вариантов трудоустройства по специальности у философов не особенно много (гораздо больше у политологов или специалистов по связям с общественностью, которых также готовит наш факультет): это, прежде всего, работа преподавателем в вузах (философия преподается везде) или научным сотрудником в Институте философии РАН. К сожалению, больших денег в этих областях не заработаешь, и бывшие студенты философского факультета устраиваются куда придется, чаще — журналистами, копирайтерами, аналитиками, многие идут в политику и бизнес. Среди выпускников философского факультета много известных людей.

Обыватели иногда думают, что учеба на нашем факультете — занятие тоскливое. Уверяю вас: это не так. У нас, например, читаются такие спецкурсы, как «Философия любви», «Философия бедности», «Эстетические и психологические проблемы рекламы» (интересно, правда ведь?!) и многие другие. Так что не стоит думать, что философское образование — это одно лишь чтение толстых книг о трансцендентальном единстве апперцепции и о категорических и ассерторических императивах. Занятия философией — это еще и умение нетривиально взглянуть на обыденные вещи.

Мало того, очень занимательным может оказаться и процесс написание кандидатской диссертации по философии. Так, на тему своей научной работы я могу побеседовать абсолютно с любым взрослым человеком и даже извлечь из разговора немало полезного материала для диссертации. Ведь она посвящена ностальгии — «чувству», знакомому почти всем. (Беру слово «чувство» в кавычки, чтобы не пускаться в рассуждения, к какой психологической категории правильнее отнести ностальгию.) Выбор такой темы был рискованным шагом, поскольку (я берусь утверждать) категории «ностальгия» не было посвящено ни одного философского исследования. Это обстоятельство, конечно, вселяет в меня азарт и гордость первопроходца, но одновременно априори обрекает мою работу на особенно пристальный разбор и придирчивую критику специалистов.

Должен заметить, что тема моей диссертации конкретизирована до «Нравственного смысла ностальгии». Первым этапом моей работы над диссертацией был (и будет продолжаться, видимо, даже после защиты) сбор всего, что кто-либо когда-либо сказал о ностальгии.

Отдельные высказывания о ней встречаются и у философов, но, разумеется, наиболее обширный материал содержится в художественной литературе. Чего стоят только произведения Набокова, Бунина, 15-книжная эпопея Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», вся мемуарная проза, насквозь пропитанная ностальгическими переживаниями? И целой жизни одного человека не хватит, чтобы не то что проанализировать, но хотя бы просто прочитать все книги, в которых содержатся личные воспоминания автора или рассуждения о человеческой памяти. И здесь мне на помощь приходят литературоведческие исследования «ностальгических мотивов» в творчестве отдельных писателей и поэтов. Моя задача — систематизировать существующие в литературе точки зрения на ностальгию, попытаться классифицировать и концептуализировать их (на настоящем этапе работы я выделяю 7 видов ностальгии).

С другой стороны, особый интерес представляют мнения психологов о предмете этой работы. Здесь главным источником научных изысканий являются труды по психологии памяти и возрастной психологии. 15 лет назад на психологическом факультете МГУ была защищена кандидатская по психологии ностальгии, на которую я неоднократно ссылаюсь в своей работе. Много полезного удалось получить в почтовой переписке и при личных встречах с психотерапевтом профессором М.Е. Бурно, основателем терапии творческим самовыражением.

Хорошим подспорьем в исследовании ностальгии являются и социологические методы. В этой области было опубликовано несколько небольших работ, посвященных изучению ностальгических настроений в обществах переходного периода, а также в определенных социальных группах (например, российских эмигрантов в Финляндии).

Собирая материал по теме диссертации, я регулярно брожу по просторам Интернета в поисках новых ностальгических ресурсов. Часто попадаются весьма любопытные проекты. Любой «поисковик» по таким ключевым словам, как «ностальгия», «ретро», «прошлое» и т. п., выдаст вам сотни ссылок. В Рунете есть энциклопедии марок, орденов, медалей, денежных знаков и монет СССР, пропагандистских плакатов и открыток. Кроме того, в Интернете есть музеи советских автомобилей и мотоциклов, электротранспорта и метро, телефонов, патефонов, грампластинок и даже музеи калькуляторов и синтезаторов (тоже советских).

Отыскав ценный ресурс по интересующей меня теме, я стараюсь связаться с его создателями. Так, я познакомился с некоторыми фотографами и художниками, которым близка ностальгическая тематика.

В англоязычной литературе ностальгии посвящено гораздо больше серьезных работ, чем у нас в России. Мне удалось установить контакт почти со всеми англоязычными, в основном, американскими, авторами книг по этой проблематике (их около 15). Такое общение крайне плодотворно, если не для них, то, по крайней мере, для меня — точно. Мы спорим, обсуждаем различные точки зрения.

Значительно помогает в моей работе над диссертацией форум студентов МГУ, на котором я веду свою «зону» «Ностальгия». Часто читатели присылают мне ссылки на интересные статьи и книги. Я им очень благодарен за это.

Я рассказал все это лишь затем, чтобы показать, сколько всего интересного лежит прямо на поверхности, что все каждый день видят, слышат, чувствуют и на что мало кто обращает свое внимание, однако по чему можно написать не одну диссертацию. А еще затем, чтобы пролить чуть больше света на то, чем занимаются философы.

Евгений Новиков, аспирант философского факультета

Первая полоса

Конференции

Пресс-служба

К 300-летию Ботанического сада МГУ

Поздравляем

Вести МГУ

Родом из МГУ

Дела профсоюзные

Твое здоровье

Мнение

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу