№ 33 (4182)
октябрь 2006

Родом из МГУ

«...Он был создан лидером, более того — героем»

Его имя в свое время было известно почти каждому в нашей стране и имело огромную популярность в мире. 1 сентября 2006 года Валерию Алексеевичу Легасову, академику АН СССР, лауреату Ленинской и Государственной премий СССР, Герою России (посмертно), исполнилось бы 70 лет… В апреле 1988 года он ушел из жизни неожиданно и трагически, покончив с собой.

Валерий Алексеевич добился выдающихся достижений в новой области химической науки и технологии — синтезе и химии новых соединений благородных газов, сделав открытие, получившее название эффекта Н. Бартлетта–В. Легасова, — и многих других результатов в области неорганической химии. Но был ли Валерий Алексеевич только химиком-неоргаником и талантливым организатором науки? Думается, что нет. Это был крупный ученый, способный выступить автором целого жизненно важного для следующих поколений направления, связанного с техногенными проблемами, их влиянием на развитие человечества и саму концепцию безопасности и выживания цивилизации в новых условиях. Квинтэссенция этого учения представлена Легасовым в его статье «Проблемы безопасного развития техносферы». Ученого тревожит тот факт, что сегодня угроза разрушительного действия крупных промышленных аварий стала сравнима с военной. В статье «Из сегодня — в завтра» Легасов определяет условия дальнейшего безопасного развития человечества, значительно расширяя представление концепции безопасности.

«Рост масштабов и концентрации производства ведет к накоплению потенциальных опасностей», — писал В.А. Легасов. Систематизируя данные о химических авариях в различных странах, изучая их причины, он пришел к выводу о необходимости системного подхода к исследованию проблем безопасного развития цивилизации (если оно возможно?!), проблем риска, экологической безопасности, экологического образования. Во многих выступлениях им подчеркивалось, что перестройка, обусловленная переходом в технологическое общество, означает: фронтальность, при которой научно-технический прогресс затронет все направления практической деятельности; диверсификацию энергоисточников и энергоносителей; ресурсосбережение; синергизм; разрешение экологических проблем; усиление роли человека в промышленном процессе (повышение образования, квалификации).

Одним из важнейших условий перехода к технологическому обществу будущего ученый считал соблюдение примата науки над промышленностью и фундаментализацию науки — только тогда можно обеспечить нормальный ход научно-технического прогресса.

В 1983 г. он возглавил кафедру химической технологии, а затем — объединенную кафедру радиохимии и химической технологии химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Сотрудники химического факультета знают, сколько сил и энергии Валерий Алексеевич вложил в развитие принципиально новой концепции химико-технологического образования, которое, по его мнению, должно быть для химика-универсала весьма специфичным и заметно отличаться от «классического» образования химика-технолога, он внес изменения в лекции, семинары, практику. Велика его роль в консолидации сил химиков-материаловедов, работающих в вузах страны.

Гуманитарное воспитание «технарей» было одной из его главных забот как профессора и руководителя объединенной кафедры химической технологии и радиохимии Московского университета. Сам Валерий Алексеевич был человеком высокого интеллекта. Прекрасный знаток и любитель музыки, он имел музыкальное образование, великолепно знал литературу, писал хорошие и очень своеобразные стихи, которые трогали не столько звонкостью рифм, сколько глубиной и емкостью мысли, завораживающей философией бытия.

Масштабы научно-организационной активности В.А. Легасова несоизмеримы с обычной практикой университетской кафедры. Он придавал вопросу усиления технологической подготовки выпускников университета первостепенное значение. Наиболее ярко это проявилось в том внимании, которое было им уделено организации в 1986 г. специализированной учебной группы, где большой упор делался на индивидуальные занятия под руководством научных кураторов из числа ведущих профессоров и преподавателей кафедры, а также самостоятельную работу «под проблему». Валерий Алексеевич не делал секрета из своего желания сделать эту группу центром по воспитанию «элитных» специалистов.

Далеко не все начинания В.А. Легасова оказались реализованными. Однако концепция университетского технологического образования, сформированная при В.А. Легасове, остается основой дальнейшего развития кафедры. Это, прежде всего, необходимость использования как в учебном процессе, так и в научно-исследовательской работе методологии системного анализа сложных технологических объектов и проблем. Весьма поучительной для сотрудников кафедры оказалась аналитическая работа по решению проблем гибкости химических производств, поставленная В.А. Легасовым в самом широком плане. По-видимому, выбор такой темы, как направления конкретных исследований, опережал время и возможности кафедры, поскольку количественный анализ параметров гибкости (перестраиваемости) любого сложного технологического объекта должен строиться на достаточно полном знании функциональных свойств объекта на разных иерархических уровнях его структуры. Однако обсуждение этого круга вопросов позволило коллективу быстрее приблизиться к пониманию глубины задач, возникших при анализе и синтезе «больших» технологических систем.

С первых шагов своей деятельности на кафедре В.А. Легасов подчеркивал свою глубокую озабоченность возрастающей опасностью для человека и биосферы со стороны технологических систем, число и мощность которых непрерывно увеличивается. В.А. Легасов пришел к выводу, что в отечественной науке произошел пропуск целой области научного знания — промышленной безопасности, и выступал еще до Чернобыльской трагедии инициатором проведения в стране развернутых исследований в этой области.

По его инициативе читавшийся силами кафедры курс лекций «Охрана природы» из описательного, содержащего большой фактологический материал по негативному антропогенному воздействию на природную окружающую среду, трансформировался в современный количественный курс «Техногенные системы и экологический риск». Этот курс стал важной частью химического образования, вооружающий выпускника факультета современными представлениями о технологических проблемах обеспечения устойчивого развития общества.

Таким образом, кафедра располагает объективными возможностями для того, чтобы на имеющемся научном фундаменте поднять роль интегрирующих учебных дисциплин, которые она ведет, — химической технологии и охраны природы, — в общих рамках университетского химического образования. Оба курса в совокупности раскрывают тенденции эволюции «больших» технологических систем, обеспечивающих общество энергоносителями и основными типами материалов и продуктов; отражать технологические аспекты программ долговременного устойчивого развития цивилизации.

Материал подготовил зав. Практикой химического факультета, доцент В.В. Меньшиков

 

В 2006 г. кафедра химической технологии и новых материалов химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова отмечает 200-летие.
В прошлом номере «Московского университета» мы опубликовали материалы, посвященные истории кафедры и одному из ее заведующих — академику С.И. Вольфковичу. Сегодня — рассказ об академике В.А. Легасове, который возглавил кафедру в 1983 г.

Первая полоса

Конференции

Пресс-служба

К 300-летию Ботанического сада МГУ

Поздравляем

Вести МГУ

Родом из МГУ

Дела профсоюзные

Твое здоровье

Мнение

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу