№ 2 (4193)
январь 2007

Академия панэстетизма

Рубрику ведет
Елена Терещенко

Академическая экспертиза

29 декабря 2006 г., Московский международный дом музыки, камерный зал: «Ах, если бы…» Думается мне, что каждый культурный русский человек знает, какое из стихотворений Федора Ивановича Тютчева включает в себя строку, начинающуюся с этих слов. Именно его последний катрен приходит в голову, когда вспоминаю о прошедшем музыкально-поэтическом перфомансе «О ты, последняя любовь!», повествующем при участии Михаила Казакова, Дарьи Юрской, Алексея Уткина (гобоиста с мировым именем) и его камерного ансамбля «Эрмитаж» о трагической любви поэта к Елене Александровне Денисьевой.

Приходит в голову и ряд соответствующих замечаний. Ах, если б Казаков, ну просто созданный природой для выражения глубокого пафоса шекспировских трагедий, не по-шекспировски читал тютчевскую лирику. Ах, если б Дарья Юрская и ея бледныя красы, а более всего ее актерский темперамент были конгениальны мощной, страстной, «высоковольтной» личности той женщины, чья энергия чувства стала душой знаменитого стихотворного цикла… Ах, если б мне было дано понять, почему история, хронологически связанная с серединой позапрошлого века (в 1850 году Тютчев познакомился с Денисьевой, в августе 1864-го она умерла от чахотки), сопровождается винегретом из музыкальных сочинений (Баха, Массне, Бриттена и др.), принадлежащих к различным культурным эпохам?

С этого момента, отбросив риторические восклицания, следует сосредоточиться на предметном вопросе: «И все-таки, что ж это было?» Видите ли, подойти вплотную к разоблачению мне представляется возможным, обратив внимание на такую немаловажную деталь, как программка… По окончании перфоманса, чтобы составить предельно ясное представление о содержании его музыкальной части, я решилась купить этот буклет, но прежде поинтересовалась его содержанием. Моему изумлению не было предела. В программке (стоимостью 200 р.: ММДМ — респектабельное заведение!) — сведения относительно личности и профессиональных достижений представленных в перфомансе звезд… и больше ни «гу-гу». А зачем? Какой же русский не читал «денисьевский» цикл! (Судя по всему, организаторы мероприятия убеждены, что это касается и заграничных гостей Дома музыки.) Да и стыдно было бы не распознать «Адажио» Альбинони и ему подобные хиты всех времен и народов, прозвучавшие в концерте.

Ответ — проще пареной репы: договорились три звезды, три светлых радости, пришли, поблестели, бабоньки носами похлюпали, все заинтересованные лица «капусту срубили». От Тютчева, от его любви, от его гения не убудет… Хотя при жизни поэт, созерцая разнообразные явления социальной действительности, не смог удержаться от слов: «О если бы святые крылья / Души, парящей над толпой…» Ну а дальше — вы знаете сами.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

На пользу науке

Крупным планом

Юбиляр

Дела профсоюзные

Академия панэстетизма

Страницы истории

Юбилей

Твоя жизнь, студент

Лирики и физики

Студентка

На книжную полку

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу