№ 6 (4197)
февраль 2007

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Уже не детство, но еще и не юность, или Аспиранты МГУ

Возможность продолжить образовательный процесс для увлеченных тематикой собственных исследований, нежелание расставаться с родным вузом, преподавателями, возможность проживания в столице с минимальным материальным ущербом, отсрочка от пугающего своими перспективами и результатами общения с военкоматом — все это одни из наиболее распространенных причин поступления в аспирантуру. Однако путь туда открыт далеко не всем желающим. Тем более что аспирант уже не учится в традиционном понимании этого слова, а выполняет научную работу, на протяжении двух-трех лет генерируя новые идеи и пытаясь озадачить ими научный мир и не только.

Что ж, аспирантура — это своего рода период отрочества в трилогии Л.Н. Толстого. Как говорится, уже не детство, но еще и не зрелая юность… «С чего же начать?», «и почему по этой теме нет литературы…», «опять философия?!», «Боже, какая бюрократия» — это еще не все мысли аспирантов. Безусловно, получение степени кандидата наук — задача не из простых. Почему же люди все-таки посвящают целых три года получению степени? Выслушаем современных аспирантов МГУ.


1. Почему вы решили поступать в аспирантуру? Были ли трудности при поступлении?
2. Где / кем вы в настоящий момент работаете? Насколько тесно это связано с вашей специализацией?
3. Нужно ли, на ваш взгляд, что-то менять в процессе обучения в аспирантуре?
4. Изменится ли что-то кардинально в вашей жизни после окончания аспирантуры?
5. Чтобы вы хотели сказать / пожелать МГУ?

1. Не секрет, что в настоящее время диплом о высшем образовании давно уже не является эталоном высокой квалификации. Огромное количество вузов ежегодно выпускают многотысячные плеяды «образованных специалистов». Несомненно, марка Московского университета котируется чрезвычайно высоко. Но и этого уже недостаточно для успешного позиционирования себя на рынке труда. Динамичное время и условия мегаполиса диктуют свои требования. Ученая степень — одно из них.
Были ли трудности? Нет. Надо признаться, что поступить в аспирантуру несказанно легче, чем первоначально пробиться в ряды студентов МГУ. Но, если быть предельно честной, то вступительные экзамены в аспирантуру были самыми сложными из тех, что я сдавала за время учебы в университете (не считая, конечно, высшей математики и органической химии — они вне конкуренции).
2. Сейчас я работаю ведущим специалистов по образовательным проектам в Неправительственном экологическом фонде имени В.И. Вернадского. Сказать, что работаю по специальности, не могу. Скорее, где-то на грани.
3. Честно говоря, мне до сих пор не понятно само определение «обучение в аспирантуре». Учились мы будучи студентами. Процесс написания кандидатской диссертации можно гораздо увереннее назвать работой, которую ты выполняешь по своей собственной (и одному тебе известной) мотивации.
4. Полагаю, что да. В первую очередь, статус.
5. Желаю нескончаемых рядов талантливой молодежи.
Татьяна Гольцова, второй год обучения,
факультет почвоведения

1. Главная причина — мне нравилось учиться, нравилась та тема, по которой я писал диплом, и было жаль с этим всем расставаться. Плюс опасность в любой момент получить повестку из военкомата. Есть несколько знакомых, которые, как и я, закончили военную кафедру, в аспирантуру не пошли, и потом заплатили очень большие деньги за «отмазку».
2. Я работаю руководителем отдела продаж небольшой компании, сфера деятельности которой — рекламный и выставочный бизнес. Начал работать в этой компании еще на пятом курсе, что воспринималась как обычная студенческая подработка. Найти действительно высокооплачиваемую работу с хорошими перспективами карьерного роста по моей специальности, думаю, очень сложно. Во всяком случае, нужно иметь хорошие связи. Так что моя работа никак не связана со специальностью… География для меня сейчас скорее как хобби, но очень любимое хобби.
3. Наверное, нет. В аспирантуре учатся взрослые люди, способные сами планировать свое время. Так что существующий «свободный» график обучения вполне подходит. Разве что до двух лет можно сократить.
4. Вряд ли что-то изменится кардинально. Безусловно, получение ученой степени — это важный шаг в карьере. Но менять работу я пока не собираюсь.
5. МГУ всегда славился серьезным академическим образованием. В то же время, как мне кажется, многие курсы дисциплин сейчас, что называется, отстали от жизни. Почему, скажем, сейчас на всех естественных факультетах в обязательном порядке преподается философия и социология, но нет таких предметов, как основы предпринимательства или основы государства и права? Иностранные языки некоторые преподаватели до сих пор преподают по старым, советским методикам. Но язык ведь невозможно выучить, бесконечно выполняя одни лишь грамматические упражнения! Я бы приглашал больше преподавателей-практиков и старался готовить студентов к работе в компаниях, а не к учебе в аспирантуре и научной карьере. Тем не менее, МГУ всегда имел уникальную ауру, дух настоящей большой науки, который желаю Московскому университету сохранять всегда.
Михаил, второй год обучения,
географический факультет

1. Научный руководитель после защиты дипломной работы мне: «Ну что, до встречи в аспирантуре». Там и встретились. При поступлении трудностей не было, не считая того, что в этот период заболела ветрянкой...
2. Отдел PR и маркетинга в издательство. Связь есть, писала диплом по PR, сейчас, как говорится, осваиваю теорию на практике. Нравится, потому что люблю книги, особенно красивые.
3. Меня все устраивает. Но говорят, что аспирантура мало что дает в нашей стране, поэтому многие уезжают... Вот еще один знакомый уехал недавно в Ирландию, так как здесь не видел перспектив.
4. Это еще так не скоро. Определенно, изменится, каждый день что-то меняется.
5. МГУ хочу пожелать оставаться первым. Все-таки в большом мире МГУ — это, действительно, марка. Очень рада, что попала в семью Московского университета.
Елена Горина, второй год обучения,
философский факультет

1. Во-первых, мне очень нравится тематика моей работы, ее перспективный аспект. Я занимаюсь системой анализа торговой статистики (параметрическими методами). Также хотелось остаться в университете, сохранить свою связь с alma mater, с людьми, которые работают и учатся в МГУ. Трудности при поступлении были: конкурс на кафедру составлял семь человек на пять мест.
2. Сейчас я работаю в компании программистом, занимаюсь геоинформационными системами. Это не связано с моей тематикой в аспирантуре. Но моя специальность — математик — системный программист, так что можно считать, что работаю по специальности.
3. Обучение у нас состоит из философии и английского языка. Если честно, мне не нравится ни то, ни другое: философия просто не интересна, на английском — решаем тесты, которые, на мой взгляд, ничего не дают.
4. Сложно планировать на два года вперед.
5. Стать лучшим университетом мира! Не по количеству выпускников, тенденция увеличения числа которых начинает настораживать, а по качеству образования.
Иван Кондраков, первый год обучения,
ВМиК


1. При поступлении трудностей не было. Решил пойти, чтобы мозги поддерживать в тонусе. К сожалению, в аспирантуру МГУ меня не взяли — четыре тройки в дипломе.
2. Работа со специализацией практически не связана. Я занимаюсь ГИС в компании.
3. Думаю, менять ничего не стоит. Меня, к примеру, все устраивает. Тем более, данная система обучения проверена годами.
4. Поживем — увидим. Время — очень непредсказуемая «вещь».
5. Могу сказать, что МГУ — это уже неотъемлемая часть моей жизни. Я горжусь, что учился в Московском университете.
Иван Мехедов, первый год обучения,
Вычислительный центр РАН


1. Трудностей не было, поскольку мы сдавали то, что уже проходили. Лично я пошла в аспирантуру, потому что не придумала, куда мне еще можно пойти.
2. Дело в том, что мы работаем в лаборатории в рамках учебы в аспирантуре. Работаем целый день, хотя деньги, конечно, небольшие.
3. Конечно! Само обучение нужно менять. Мы работаем, а собственно учебы не хватает. Недостаточно конкретных занятий, общения с преподавателями. На самом деле, обучение в аспирантуре — это работа, либо на стороне, либо в лаборатории.
4. После окончания изменится очень многое. В первую очередь, мы уйдем от привычного режима жизни.
5. Поменьше пафоса — побольше дела. С каждым годом пребывание в стенах МГУ становится, так скажем, все менее и менее значимым: открывается масса коммерческих факультетов, уровень которых не сравним с таковым на старых факультетах. Такое впечатление, что мир идет вперед, а мы по-прежнему живем в XX веке. То есть хотелось бы пожелать МГУ идти в ногу со временем… Все-таки лучший вуз страны.
Дарья Щербакова, второй год обучения;
Сергей Мельников, третий год обучения,
химический факультет


Не секрет, что многие (даже большинство) аспирантов не останутся в научном мире. По большому счету, это не столь важно. Главное, что аспиранты предоставляют ученым, исследователям подготовленную почву для дальнейших разработок. Ведь, как известно, лучшие и гениальнейшие идеи рождаются талантливо-увлеченной молодежью. Почему? Юный ум озадачен, но не «замылен» достижениями прошлых лет и эпох, способен разглядеть за лесом дерево — одно единственно необходимое для решения той или иной задачи. Важно, чтобы многолетние труды аспирантов не ложились в бережно охраняемый шкаф, а использовались заинтересованными в соответствующей тематике людьми.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

На пользу науке

Поздравляем

Страницы истории

Достойный отдых

Академия панэстетизма

Спорт

Размышления, максимы, афоризмы

01

Лирики и физики

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу