№ 2 (4233)
январь 2008

Английский язык: реал в он-лайне

Слушательница курса «BENSONS»
Гуд найт, май френд!
— Вера Аркадьевнаааа, ай эм вери сори! А можно я уже пойду спать? Я бы еще остался, нельзя же Арнольда бросать в беде… Но мама ругается. У нас тут полночь уже…
— О, прошу прощения, Иван, я совсем забыла о времени. Конечно! Всего хорошего. Завтра включайтесь в 3 часа дня! See you tomorrow! Good night, sleep tight!
Где, по-вашему, мог произойти такой диалог между преподавателем и студентом? Что за таинственная Вера Аркадьевна, которая вместе со своими учениками спасает беднягу Арнольда посреди ночи? И как на занятие по английскому языку пробралась мама, загоняющая свое чадо в постель?

Отроки в инфосфере
Много-много лет назад советские детишки «угорали» от самого лучшего фантастического фильма «Москва-Кассиопея» — истории о группе школьников, отправленных на всю жизнь в космос исследовать тайны дальних планет. Разумеется, учителя позаботились о том, чтобы их питомцы не остались неучами, и продолжали обучение ребят с Земли, по телекоммуникационной связи. Каждый день вся группа сорванцов усаживалась в компьютерном классе перед громадными мерцающими экранами, и старая знакомая Мариванна невозмутимо вещала им через сотни парсеков о сложносоставных предложениях и о том, что «ЖИ-ШИ пишется через и...», а неутомимый математик Андрейевгенич растолковывал сложные взаимоотношения между синусом и косинусом.
Тогда, тридцать лет назад, это была научная фантастика, и детишки хихикали — вот было бы здорово: захотел сбежать с урока — ррраз, нажал на кнопочку, экран погас… и нет Мариванны!
Теперь все иначе. Дистанционное обучение, позволяющее преподавателю из Москвы и студентам из Владивостока встречаться в виртуальном пространстве, но в реальном времени, — никакая уже не фантастика, а самый настоящий реал в онлайне! При этом ученики совсем не хотят отключаться от таких сеансов связи с тьютором (разве что разница во времени в 5–8 часов помешает), а напротив, осаждают преподавателя вопросами, пользуясь всеми мыслимыми средствами компьютерной коммуникации.

Опыты на живых людях?
Вера Дугарцыренова — молодой специалист, сотрудница Центра дистанционного обучения на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ уже четвертый год пилотирует «BENSONS», уникальный дистанционный курс английского языка, преподаваемый через Интернет, и не имеющий аналогов в мировой практике. Для Веры эта работа связана не только с ее любимым преподаванием иностранного языка, но и с написанием диссертации, в которой будут подробно изучены и изложены дидактические принципы и новейшие методические наработки, касающиеся обучения иностранным языкам в дистанционной форме.

Опытный тьютор Вера Дугарцыренова
«Гэджет» для бизнесмена
По идее автора курса, профессора Кейта Роусон-Джонса, обучающиеся не только овладевают знаниями в области лексики и грамматики, не только развивают основные речевые навыки: чтение, письмо, слушание и говорение, но и приобретают так называемую коммуникативную компетенцию, а проще говоря — умение общаться.
Именно поэтому дистанционный курс «BENSONS» так популярен. География проживания и возраст «слушателей» — самые разные. Школьники из 10–11 классов, будущие абитуриенты, занимаются по модифицированному варианту этого курса, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам на факультет иностранных языков МГУ. Несмотря на исключительную сложность вступительного экзамена, каждый второй из прошедших дистанционный подготовительный курс «BENSONS», как правило, поступает на факультет. Этот же курс в традиционной форме, но в более «продвинутом» варианте включен в обязательную программу изучения английского языка как второго иностранного на самом факультете иностранных языков и регионоведения (ФИЯР) МГУ. По отзывам выпускников, уже несколько лет назад окончивших факультет, они до сих пор успешно пользуются «словесными формулами» из «BENSONS» всякий раз, когда им приходится общаться с англоговорящими партнерами.
Однако студенты и абитуриенты — далеко не все, кому дистанционный курс помогает наконец решить «проблемы», связанные с общением на английском. На «BENSONS» записываются и бизнесмены, и музыканты, и менеджеры, и политики — то есть люди, которым язык нужен как средство общения на работе, на отдыхе, наконец, те, кто изучает иностранные языки просто для удовольствия.
Доходит до смешного! Молодая аспирантка ФИЯР, дистанционный тьютор по курсу «BENSONS в ЦДО, несколько недель строго отчитывала некоего Мишу из Норильска за то, что тот никак не мог взяться за дело серьезно, ответить на приветствие преподавателя на специальном форуме для изучающих курс и прислать первые контрольные работы. Каково же было удивление обеих сторон, когда они встретились он-лайн при первом сеансе телекоммуникации с помощью программы SKYPE: тьютором оказалась хрупкая двадцатипятилетняя Татьяна, молодая аспирантка ФИЯР, а учеником — «корпусный» серьезный Михаил, глава финансового отдела одной из солидных фирм Норильска. Краснея от смущения, Михаил объяснил, что из-за срочной работы не смог выполнить и прислать задания в срок. Зато, получив прощение, «ученик» искренне порадовался возможности продемонстрировать свои познания, рассказав тьютору о своей работе на английском языке, а главное — сразу же получить от своей юной, но опытной «учительницы» подробный анализ допущенных ошибок и советы по выполнению очередного задания.

Бренд и не только
Что же привлекает слушателей в курсе «BENSONS» по сравнению с целым рядом дистанционных услуг по преподаванию английского, предлагаемых малыми и крупными школами и образовательными центрами в сети Интернет?
В первую очередь напрашивается ответ о «бренде». Действительно, Московский государственный университет — серьезная и надежная «марка», и халтурщиков там просто не держат.
Однако настоящая причина популярности курса, скорее всего, кроется в сложном для перевода на русский язык эпитете «comprehensive» — всеобъемлющий, исчерпывающий, полный. Конечно, полностью выучить язык в рамках одного курса невозможно — для этого не хватит и целой жизни. Но все-таки дистанционный курс иностранного языка, способный помочь «пользователю» научиться читать, писать, говорить, а к тому же и понимать иноязычную речь на слух — это большая редкость. Добавьте к этому подробные грамматические и лексические комментарии и увлекательный страноведческий материал (тексты, фото и видео) — и становится понятно, почему у «BENSONS» так много поклонников.
Важно еще и то, что у курса есть своя четкая сюжетная линия — настоящий современный детектив, и учащиеся с большим интересом наблюдают за развитием событий, сопереживают горестям и разделяют радости обычной английской семьи.
В специально организованном сетевом форуме слушатели курса обсуждают в режиме он-лайн новые повороты сюжета, а главное, переложив ситуацию на свои собственные жизненные обстоятельства, делятся друг с другом и с тьютором (также ставшим другом) размышлениями о трудностях семейной жизни, проблеме отцов и детей, отношениях в рабочем коллективе, и т. д. Такая форма обмена мнениями особенно привлекательна (и комфортна!), поскольку дает возможность неспешно все обдумать, и уже потом вынести свои высказывания на суд виртуальных собеседников.
А для закрепления приобретаемых навыков пользователи курса могут выполнить многочисленные упражнения-дрилы — грамматические, лексические, фонетические. Ведь всем известно — без труда и ежедневной «языковой зарядки» цели достичь будет очень трудно. Здесь же часть тестов проверит умный компьютер и сам выставит оценки, а творческие задания (эссе, доклады и тому подобное) можно переслать на проверку тьютору.

Мы в эфире!
или от «чайника» к опытному пользователю
Несколько раз в неделю преподаватель выходит в эфир для встречи с учениками и в режиме он-лайнового диалога или видеоконференции с несколькими участниками отвечает на вопросы, ведет беседу, обсуждает насущные проблемы. Слушатели получают навыки понимания иностранной речи на слух, а иногда и «на взгляд», навыки ведения «живой» беседы на английском языке. Они постепенно преодолевают языковой барьер, ведь их наставник становится больше, чем просто учителем! И наконец, они «пускаются в самостоятельное плавание», разговаривая с носителями языка!
На этом этапе иностранный язык перестает быть лишь объектом изучения, а становится постепенно тем самым инструментом общения, которым так жаждут овладеть все люди.

Юлия Гуманова,
доцент факультета иностранных языков и регионоведения

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Крупным планом

Поздравление

На пользу науке

Страницы истории

Знаменательное событие

Инновацонный университет

Образование

Личное мнение

Студентка

Твоя жизнь, студент!

Новости Москвы

На главную страницу