№ 4 (4235)
февраль 2008

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

ВШГА МГУ. Качественного управления осталось ждать недолго

Не секрет, что в структуре Московского университета работает пять корпоративных университетов и инновационных факультетов.

Одним из наиболее активных среди них является Высшая школа государственного администрирования, которая не просто реализует соответствующую образовательную программу, но и открывает новые. Так, в январе 2008 года ВШГА объявила набор на программы «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration) со специализациями «Связи с государственными органами (MBA-GR)» и «Государственное администрирование». Программы GR, осуществляющие подготовку директоров и вице-директоров, заместителей, советников по связям с государственными органами, являются абсолютно инновационными в России, актуальность их бесспорна.

Важно, что открытие новых программ сопровождается закупкой качественной профессиональной литературы. 24 января в библиотеке ВШГА и МШЭ (эти факультеты располагаются по соседству в одном здании) состоялась презентация новой книжной коллекции зарубежных изданий с Франкфуртской книжной ярмарки. Презентация, посвященная Дню Московского университета, явилась результатом сотрудничества ВШГА и подписного агентства ЗАО «КОНЭК». «Business psychology and organizational behaviour» (автор Eugene McKenna), «Comparative law in a changing world» (Peter de Cruz), «Globalising democracy» (Peter Burnell, под редакцией) — некоторые из книг, закупленные ВШГА.

Тем не менее развитие любой структуры или системы может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Каким путем идет ВШГА? Лучше всего спросить об этом магистрантов — слушателей школы.

— Почему при поступлении вы выбрали именно ВШГА МГУ?
Игорь Лебедев, 1 год магистратуры
(заместитель главного инженера ФГУ ТК «РОССИЯ» Управления делами Президента РФ): «Я выбрал образование в ВШГА по двум основным причинам: первое — образование в МГУ считаю лучшим в России, второе — для госслужащего это оптимальный выбор».

Евгений Москвин, 1 год магистратуры (Правительство Хабаровского края): «Для дальнейшего профессионально роста как государственного служащего мне необходимы глубокие знания в области управления. ВШГА МГУ готовит высококвалифицированные кадры для государственной службы в соответствии с международными стандартами на основе опыта и традиций российского образования. Поэтому, когда кадровая служба Правительства Хабаровского края предложила мне пройти обучение в ВШГА, я согласился».

Дмитрий Харченко, 1 год магистратуры: «Зимой прошлого года в Интернете мне попалась новость о создании первой в России школы государственного администрирования. Поскольку по своей натуре я патриот, только ознакомлением с этой новостью дело не ограничилось. Далее последовало детальное изучение информации о самой школе, ее учебной программе и преподавательском составе, взвешивание всех «за» и «против». Только после этого я принял решение поступить в ВШГА и по ее окончании стать одним из, своего рода, пионеров — будущих чиновников, чей подход к государственному управлению будет разительно отличаться от существующего, станет более эффективным.
Настало время внести новые веяния в существующий бюрократический аппарат, сделать его как можно более действенным. Я прекрасно понимаю, что наука о государственном администрировании достаточна молода, но действенность такого подхода к системе государственного администрирования, его грандиозные перспективы и огромный внутренний потенциал понимает все большее и большее количество стран. Мне очень приятен тот факт, что и наша страна с недавних пор находится в их числе, поскольку главный вопрос современной России заключается в ее становлении как динамично развивающегося государства, достойно встречающего все вызовы XXI столетия. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной».

— В чем заключается специфика обучения (плюсы, минусы), нужно ли что-то менять?
Игорь Лебедев
: «Плюсом обучения можно однозначно считать преподавание иностранных языков и наличие дополнительных семинаров с участием известных персон».

Евгений Москвин: «К плюсам обучения можно отнести, во-первых, преподавательский состав (ведущие российские преподаватели и практики, зарубежные специалисты). Во-вторых, современные образовательные технологии (электронная школа, работа с реальными кейсами и т. д.). В-третьих, приобретение знаний, необходимых в практической деятельности государственных служащих».

Дмитрий Харченко: «К специфике обучения отнес бы то, что преподавание предметов происходит по новому образцу, который, по-моему, достаточно интересен и в ближайшем будущем должен занять доминирующую позицию в нашей стране как наиболее действенный. Заключается он в следующем — все наши лекции проходят не в виде классического монолога преподавателя, а скорее в виде диалога между преподавателем и магистрантами, где каждый имеет право голоса. Мысли и соображения каждого человека по заданному вопросу внимательно выслушиваются и обсуждаются. Роль преподавателя здесь сводится к тому, чтобы слегка корректировать и подталкивать нас к высказыванию верных утверждений и нахождению оптимальных решений. Лишь слишком сложные вопросы освещаются в виде наглядных, подробных и легкодоступных для понимания слайдовых презентаций, во время которых мы можем задавать интересующие нас вопросы по представленной тематике. Это, несомненно, большой плюс. Также к плюсам обучения хотелось бы отнести и тот факт, что на практических занятиях мы часто изучаем опыт других стран, подробно анализируя их достижения и промахи. Нельзя не сказать и о лекциях, которые ведут иностранные преподаватели, специально для этой цели приглашенные администрацией школы. На них мы получаем знания о бесценном опыте других стран в сфере государственного администрирования, что называется, “из первых уст”. Плюс к этому повышаем свои навыки во владении иностранными языками, такими как английский и французский.
Что касается минусов, то я сейчас вижу только один — он был просто неизбежен, поскольку наука о госадминистрировании появилась в нашей стране сравнительно недавно. В программе школы присутствуют как общеизвестные предметы, так и специфические, каких вы больше нигде не встретите. Изюминка изучения последних заключается в том, что они, по сути, являются новыми для российской науки. Как следствие этого, теоретической литературы по ним издано достаточно мало, либо она отсутствует вовсе. Это, само собой, немного огорчает, поскольку чтение иностранного первоисточника мне пока дается с трудом».

Презентация новой коллекции книг
— Расскажите о наиболее курьезных случаях, произошедших с вами за период обучения? Евгений Москвин: «К счастью, или к сожалению, курьезных случаев со мной пока не было».
Дмитрий Харченко: «В нашей школе во всех кабинетах висят белые доски, на которых пишут не мелом, а специальными маркерами, которые легко стираются салфеткой. Обычно они (в количестве трех штук) лежат в пенале в правом нижнем углу доски. Так вот сама история. Случилась она на одной из первых практик по английскому языку. Пара началась как обычно. То есть сначала были устные упражнения, на них все шло спокойно, и ничто не предвещало беды. Затем настал черед объяснения новой темы, что неизбежно требовало использования доски. И, как назло, в тот день в пенале оказался всего один маркер, и тот слегка подсушенный, писал бледно и прерывисто. Когда был осознан весь трагизм ситуации, а именно то, что объяснение новой темы может быть сорвано, преподаватель делегировал одного из магистрантов на поиски нормально пишущего маркера. Через пару минут маркер был найден и вручен преподавателю. Маркер оказался очень хорошим, писал жирным равномерным черным цветом. Когда вся площадь доски была исписана, произвелась попытка стирания небольшого участка салфеткой. Но написанное почему-то стойко сопротивлялось напору салфетки. Все удивились этому явлению, но когда маркер был изучен, все встало на свои места. Оказалось, что это был обычный черный фломастер, явно не рассчитанный для применения на подобных досках. В результате тему преподавателю пришлось объяснять устно, благо она была не очень сложной. А после занятий наша группа, вооружившись растворителем и салфетками, вела бой с трудно сдающимися черными буквами, который завершился нашей победой минут через 20».

— Кто наиболее запомнился среди профессорско-преподавательского состава? Чем?
Игорь Лебедев
: «Наиболее запомнился преподаватель по госуправлению Геннадий Львович Купряшин и преподаватели английского — Галина Альбертовна Дианова и французкого — Татьяна Петровна Дроздова».

Евгений Москвин: «Все преподаватели, которые вели занятия, являются квалифицированными специалистами, поэтому выделить какого-либо одного преподавателя сложно из-за различной специфики предметов».

Дмитрий Харченко: «Было бы несправедливо, по моему мнению, выделять кого-то конкретно из наших преподавателей и говорить о том, чем именно он или она особенно мне запомнились. Каждый преподаватель достоин наивысшей оценки. Каждый является всецело осведомленным обо всех тонкостях своего дела, и наконец, каждый показал, что стремление преподнести нам свой предмет как можно более полно стоит у него на первом месте. Мне кажется, что по-другому быть и не могло, поскольку вносить в нашу жизнь что-то совершенно новое (а наша будущая специальность именно таковой и является) могут только эти люди, истинные мастера своего дела, стремящиеся как можно более детально обучить нас своему предмету. Доказательство этому сейчас — успешно сдаваемые нами зачеты и экзамены».

— Применяете ли уже сейчас полученные в ВШГА знания на практике? Игорь Лебедев: «Полученные знания применяю на работе».

Евгений Москвин: «Постоянно поддерживаем контакт с коллегами по работе, делимся информацией, полученной в процессе обучения».

Дмитрий Харченко: «Весь объем знаний, полученный в ВШГА, на практике пока применить не удалось. Но, надеюсь, этот факт исправит летняя практика, которую мы будем проходить уже на наших потенциальных рабочих местах, где неизбежно столкнемся с реальными задачами, решить которые нам и помогут приобретенные в школе навыки и познания. Хотя некоторые из них, такие как правильное построение презентаций и ведение переговоров, создание делового имиджа и этикет, уже постепенно входят в нашу повседневную жизнь. Стоит заметить, что они действительно ее облегчают и выводят на новый, доселе незнакомый нам уровень».

— Что бы вы хотели сказать, пожелать факультету, руководству университета?
Игорь Лебедев: «Факультету желаю дальнейшего процветания, а руководству — успеха и крепкого здоровья».

Евгений Москвин: «Желаю факультету дальнейшего развития, университету — сохранения традиций, студентам — успеха в занятиях, чтобы стремление двигаться вперед никогда нас не оставляло и приносило новые результаты».

Дмитрий Харченко: «Руководству университета хочется выразить огромную благодарность за понимание необходимости создания подобного факультета, за понимание того, что деятельность нашей бюрократической системы далеко не идеальна, что настало время решительных и основательных перемен, что государственное «управление» необходимо заменить государственным «администрированием», а это далеко не одинаковые понятия, как думают многие. Факультету же хочется пожелать большой востребованности, упрочнения связей с иностранными учебными заведениями, подобными нашей школе, и само собой, сохранения такого же яркого и великолепного преподавательского состава».

Продолжение в следующем номере газеты «Московский университет»

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Образование

Крупным планом

Памятные имена

Наука и практика

На пользу науке

Конференции

Новости Москвы

Будни и праздники университета

Личное мнение

Твоя жизнь, студент!

На главную страницу