№ 11 (4242)
апрель 2008

Казахстанский филиал МГУ: сотрудничество и развитие

Московский государственный университет — крупнейший университет в России, своего рода государство в государстве, и одно из самых престижных учебных заведений в мире. Сегодня у жителей других городов (и даже государств) есть возможность учиться в МГУ, не переезжая в Москву. Это стало возможным благодаря филиалам Московского университета. Один из них — Казахстанский филиал МГУ в Астане, в котором обучение ведется на механико-математическом, филологическом, экономическом и географическом факультетах, а также на факультете вычислительной математики и кибернетики.

Чтобы узнать подробнее о филиале, мы встретились с его директором — профессором А.В. Сидоровичем, возглавляющим филиал со дня его основания.

Директор Казахстанского филиала профессор А.В. Сидорович
— Казахстанский филиал МГУ существует с 2000 года. Каковы были цели его создания и насколько они реализованы сейчас?

— Филиал был открыт как структурное подразделение Московского университета на территории Казахстана приказом ректора от 1 декабря 2000 года. Первый учебный год в филиале начался 1 сентября 2001 года.
Интересна история его создания. Филиал был открыт по инициативе президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, который, решая вопрос о перспективах развития Казахстана, считал, что прежде всего стране необходимы высококвалифицированные специалисты. Поэтому он обратился к ректору Московского университета В.А. Садовничему с предложением о создании филиала в Астане. Виктор Антонович сделал очень многое, чтобы реализовать этот проект. Идеи о создании филиала обсуждались даже с участием Президента России В.В. Путина. Можно сказать, что открытие филиала — результат решений глав двух государств при активном участии ректора МГУ В.А. Садовничего. Особенность филиала заключается в том, что в отличие от других филиалов, он полностью финансируется за счет бюджета Казахстана. Поэтому на нас лежит особая ответственность — соответствовать уровню и качеству образования Московского университета. В связи с этим часть времени наши студенты обязательно учатся и защищают дипломы в Москве. Лекции по основным курсам читают преподаватели из МГУ.

— Какие изменения произошли в вузе со дня его основания?
— Работа филиала показала, что он завоевал авторитет в Казахстане как престижное учебное заведение. Это выражается в том, что у нас постоянно высокий конкурс, филиал расширяется. Открыта магистратура. Наши выпускники востребованы: практически все они работают в престижных учреждениях и компаниях Казахстана. Следовательно, высокий уровень их подготовки признается работодателем. Мы можем об этом сказать с полной уверенностью, основываясь на результатах трех выпусков.
Два года назад было открыто обучение по направлению «Экология и природопользование» (географический факультет). Мы открыли магистратуру на экономическом факультете. Все это было непросто: чтобы получить дополнительное финансирование, нужно было доказать, что такое расширение необходимо. Высокий уровень преподавания в филиале по учебным планам лучшего вуза России сыграл свою решающую роль. Также мы убедились в том, что наши студенты, приезжающие в Москву, учатся не хуже студентов МГУ. В филиале достаточно строгая система работы, и это дисциплинирует студентов, способствует более эффективному обучению. Кроме того, все студенты знают, что в Москве им предстоит аттестация по стандартам факультетов МГУ.

— Какой в среднем конкурс?
— Порядка 7 человек на место. Филиал — единственное учебное заведение в Казахстане, которое ведет подготовку специалистов в области математики, а также вычислительной математики и кибернетики на таком высоком уровне, как в МГУ. Уровень знаний, которые реально получают наши студенты по данным специальностям, не только не уступает другим вузам Казахстана, но и превосходит их.

— Сколько студентов в целом учится в филиале?
— Сейчас, с учетом магистрантов, 520 человек на пяти факультетах.

— А чем казахстанские студенты отличаются от московских?

Первые студенты филиала по направлению «Экология и природопользование» и руководство географического факультета МГУ, 2006 год
— Интересный вопрос. Вообще, я считаю, что студенты нашего филиала — это амбициозные, самодостаточные и активные люди. Надо сказать, что студенты поступают к нам на основании строгого конкурсного отбора. Приемная комиссия МГУ состоит из преподавателей, которые никого в Астане не знают, они там не репетиторствуют. Есть еще одна особенность работы филиала, которой нет в России, — мы работаем в условиях прямой и жесткой конкуренции с ведущими вузами Великобритании, США, Турции и победить можем только качеством. В Казахстане существует программа «Балашак», по которой студенты могут поехать учиться в страны Западной Европы и США. Затем они возвращаются и соперничают с нашими выпускниками. Следовательно, для того, чтобы победить конкурентов, надо опередить не только казахские, но и другие зарубежные вузы, отстоять имя Московского университета в конкурентной борьбе. Поэтому, если мы потеряем качество образования, мы потеряем авторитет университета. Такой филиал Казахстанской стороне будет не нужен. Иногда нам приходится сталкиваться с таким мнением — достаточно выдавать диплом МГУ выпускникам филиала, без обучения в Москве, и они будут счастливы. Могу с уверенностью сказать, что это не так. Выпускники филиала знают, что в Казахстане никто должностей просто так не даст. Необходимы хорошие знания. По ряду современных направлений казахстанские и зарубежные вузы добились больших успехов. Мне кажется, что наши студенты понимают, что они будут работать в очень жестких конкурентных условиях. Еще один важный момент. Молодежь Казахстана воспитывается в духе патриотизма, молодым людям прививается стремление быть образованными гражданами страны. На это ориентирует и лично президент Н.А. Назарбаев, и общественное мнение. Все это стимулирует добросовестную работу студентов.

— А как вы думаете, патриотизм не мешает казахстанской молодежи учиться в филиале российского вуза?
— Позиция руководства Казахстана и лично Н.А. Назарбаева в отношении образования очень определенна — образованию придается первостепенное значение. Отсюда и атмосфера, в которой обучаются студенты, включающая и ориентацию на международные стандарты. Происходит постоянное сравнение стандартов западных университетов со стандартами в университетах России, в частности, Московского университета.

— Преподавание в филиале полностью ведется на русском языке. Изучают ли студенты казахский язык?
— Безусловно. Есть еще одна сложная проблема работы в зарубежных филиалах: мы должны относиться уважительно к культуре и традициям страны, в которой работаем. Это отношение должно реализовываться в самом учебном процессе. Здесь дело не только в формальной национальной компоненте, в учебном плане, но и в характере отношений и с властью, и со студентами, и с родителями. Мы культивируем отношения дружбы. Во-первых, у нас все равны с точки зрения поступления и обучения. Русские составляют около 35%, но они граждане Казахстана. Все студенты участвуют в национальных мероприятиях и встречах, в проведении Года русского языка в Казахстане. То есть мы создаем новое поколение людей, воспитанное в духе сотрудничества. Это наша важнейшая задача.

— Отличаются ли сегодняшние студенты филиала, например, от вас в молодости?
— Вы знаете, каждое новое поколение вообще отличается от прежнего. Все поколения различны, каждое последующее не хуже предыдущего. Я думаю, что и не лучше. Это просто другое поколение со своими достоинствами и проблемами. С точки зрения абсолютной суммы знаний, оно, без сомнения, обладает широкой информированностью и доступом к самой разнообразной информации. Процент студентов Казахстанского филиала, которые плохо учатся, мал. В целом, мы довольны своими студентами, и я рад, что работа идет с такими студентами.

— Трудно быть директором филиала?
— Трудно. Первая трудность — это работа с несколькими факультетами одновременно, в филиале пять факультетов. Вторая трудность — необходимо постоянно взаимодействовать с руководителями министерств и вузов казахстанской стороны. Мы ведь работаем по государственному заказу РК в другой стране и по ее законам. В-третьих, взаимодействие с ректоратом по выполнению его решений и требований руководства МГУ. К сожалению, многие межгосударственные вопросы по работе иностранных филиалов на уровне страны не урегулированы. Не всегда и в Москве понимают сложности работы по законам двух стран. Поэтому быть директором филиала непросто. Но в то же время это очень интересная и ответственная работа. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить ректора МГУ академика В.А. Садовничего за то, что доверил мне высокую честь руководить филиалом.

— Студенты филиала мне сказали, что вы отмечены благодарностью президента Республики Казахстан и нагрудным знаком?
— Да, это так, но я считаю, что эта высокая награда относится не только ко мне, но и к филиалу, и к МГУ в целом.

— Ваша работа, наверное, связана с частыми переездами, приходится жить то в Москве, то в Астане?
— Да, переезды у меня частые, кроме того, я постоянно работаю в режиме реального времени с Астаной по всем вопросам: провожу совещания, конференции. Это практически ежедневно. Все вопросы решаются быстро и оперативно.

— Можете ли вы как успешный, состоявшийся человек, посоветовать, какими качествами должен обладать студент, чтобы добиться хороших результатов в карьере?
— Я считаю, что студенты МГУ должны быть студентами-исследователями. Только благодаря этому они становятся обладателями фундаментальных знаний. Для этого необходимо много работать. Студенческие годы дают такую возможность.
Поэтому я бы посоветовал воспитывать в себе эту традиционную черту, присущую всему Московскому университету как некоему сообществу. Успешная творческая работа — признак самодостаточности человека. Желаю студентам развивать эту традицию, присущую нашему университету на протяжении всей его истории, гордиться тем, что учатся в Московском университете. Быть патриотом Московского университета — учиться лучше других, знать больше других!

— Какие наиболее приятные впечатления остались у вас от ваших студенческих лет?
— Самое приятное впечатление — творческая атмосфера на экономическом факультете, который я окончил, дискуссии на спецсеминарах и научных конференциях, постоянный прогресс в учебе и в науке. Для меня было важным и то, что на последнем курсе университета я стал победителем Всесоюзного конкурса студенческих работ. Московский университет дал мне в жизни все, о чем можно только мечтать. Он дал образование, специальность. Здесь у меня сложилась семья, здесь я остался работать, в течение 10 лет был проректором.

— Расскажите, пожалуйста, о перспективах развития филиала.
— Я думаю, что самая главная наша задача — идти по тому пути, которым идет и должен идти Московский университет, — давать фундаментальное и вместе с тем современное образование, соответствующее требованиям жизни. Мы думаем о том, как решать данную проблему применительно к Казахстану и к роли филиала в его развитии. В этой связи проводится работа по более тесной связи учебного процесса с министерствами и институтами Казахстана, меняется структура обучения с учетом нового взаимодействия с факультетами МГУ в соответствии с указаниями В.А. Садовничего.

— На встрече глав государств-участников СНГ Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал о Казахстанском филиале, что «он работает в Астане (и весьма успешно), Нурсултан Абишевич Назарбаев мне сегодня об этом рассказывал». Как вы восприняли эту высокую оценку?
— С огромным волнением и благодарностью. Это высшая оценка президентов наших стран относится к Московскому университету, коллективу филиала и его факультетам. Мы постараемся оправдать эту оценку новыми достижениями.

Алиса Баранская, наш корр.

Первая полоса

Конференции

Вести МГУ

Редакторская колонка

Юбилей

Крупным планом

Твоя жизнь, студент!

Наука и практика

01

Мир творчества

На пользу науке

Новости Москвы

Личное мнение

На главную страницу