№ 22 (4253)
июль 2008

Инновационный университет

Круглый стол по образованию на встрече нобелевских лауреатов

В рамках Санкт-Петербургского научного форума «Наука и общество. Нанотехнологии: исследования и образование» — III Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии 26 июня состоялся круглый стол по проблемам образования в области нанотехнологий, который провели ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик В.А. Садовничий и лауреат Нобелевской премии академик Ж.И. Алфёров. Форум проводился по инициативе и при поддержке правительства Санкт-Петербурга, а также Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук, Санкт-Петербургского физико-технологического научно-образовательного центра РАН, Фонда поддержки образования и науки (Алфёровского фонда). И если сам форум освещал результаты новейших научных разработок и использование их в электронике, физике, химии, биологии и медицине, то за круглым столом были обсуждены основные задачи, стоящие перед образованием в области нанотехнологий, а также современные тенденции его развития в приложении ко всем ступеням обучения — от средней школы до университета и аспирантуры. Круглый стол собрал вместе ученых и практиков, работающих в различных областях нанотехнологий, для обмена опытом и решения проблем, связанных с разработкой современных образовательных программ, с привлечением молодежи к научной работе и карьере в этой сфере.

Вступительное слово принадлежало ректору Московского университета академику В.А. Садовничему, сделавшему установочный доклад «Междисциплинарность — основа подготовки и переподготовки кадров для развития нанотехнологии», в котором он рассказал о разработке программ различного уровня для поддержки фундаментальных исследований в области нанотехнологий, а также о проблемах и тенденциях становления системы нанотехнологического образования в России.

Лауреат Нобелевской премии академик Ж.И. Алфёров и его коллеги — сотрудники Санкт-Петербургского физико-технологического научно-образовательного центра РАН в докладе «Санкт-Петербургский физико-технологический научно-образовательный центр РАН как база для расширения и модернизации образования в области нанотехнологий» рассказали об успешном опыте непрерывного образования, который берет начало от указов Петра I, повелевшего академикам Российской академии наук готовить себе смену и активно передавать молодому поколению знания, тем самым обеспечивая преемственность научной школы. Академик Ж.И. Алфёров поднял также острые вопросы поддержки молодых ученых в докладе «Роль общественных благотворительных организаций в укреплении системы образования в области нанотехнологий на примере Фонда поддержки науки и образования (Алфёровский фонд)».

Об опыте Московского университета в сфере междисциплинарного естественно-научного образования на примере факультета наук о материалах рассказал декан ФНМ МГУ академик Ю.Д. Третьяков, выступивший с докладом «Подготовка специалистов для работы в области нанотехнологий и наноматериалов». Заместитель декана ФНМ МГУ Е.А. Гудилин представил доклад «Использование информационных технологий для подготовки кадров», посвятив большую часть выступления интернет-олимпиадам в области нанотехнологий, которые проводит МГУ, и другим достаточно успешным попыткам применения новых образовательных технологий.

Общее обсуждение высветило достаточно много проблем, которые следует в дальнейшем решать на всех уровнях образования всему образовательному сообществу. Часть этих вопросов обсуждалась на организационном собрании Общественного совета по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, которое состоялось в МГУ после проведения конференции.

По материалам сайта nanometer.ru

 

Общественный совет по нанотехнологиям должен быть!

Так считало подавляющее большинство собравшихся на первое организационное заседание Общественного совета по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий. Собрание состоялось 30 июня в МГУ имени М.В.Ломоносова. На встрече присутствовало около 40 человек, представлявших вузы Москвы (МГУ, МГТУ, РХТУ, МИФИ, Российский государственный медицинский университет, Московскую медицинскую академию, Высшую школу экономики), регионов России (Самарский государственный аэрокосмический университет, Южно-Уральский ГУ, Южный Федеральный ГУ, Уфимский государственный авиационный технический университет, Северо-Кавказский ГТУ, Дагестанский ГУ, Белгородский ГТИ, Томский ГУ), а также Республики Беларусь (Белорусский государственный университет). Были на встрече и представители фирм, корпораций и ассоциаций (ГК «Роснанотех», НИК «Новые энергетические проекты», Концерн «Наноиндустрия», НТ МДТ, «Опора России»), Российской академии наук (ИХФ РАН, ИПХФ РАН, ИХТТ СО РАН). Председательствовал на собрании декан факультета наук о материалах академик РАН Ю.Д. Третьяков. Было заслушано 18 выступлений, во время которых обсуждались существующие проблемы (а их было отмечено много), а также давались рекомендации, как строить дальнейшую работу.

Во время выступлений было отмечено следующее:
1. Независимый Общественный совет должен стать площадкой для открытого и непредвзятого обсуждения четко сформулированных вопросов, связанных с развитием образования в области нанотехнологий, а также для обмена мнениями и опытом (отечественным и зарубежным) между всеми регионами РФ; совет должен быть открыт для сотрудничества с любыми другими общественными, образовательными организациями, бизнес- и госструктурами, которые активно участвуют в развитии нанообразования.
2. Совет должен быть организован таким образом, чтобы существовали непрерывные и эффективно действующие контакты (в том числе с использованием сети Интернет) между его участниками.
3. Собрания совета по заранее заданной тематике должны проходить систематически и по возможности быть приуроченными к соответствующим семинарам и конференциям, проходящим в различных регионах РФ, а также на территории Украины, Беларуси и других стран СНГ.
4. Совет должен включать представителей заинтересованных коммерческих структур — потребителей кадров наноиндустрии (ГК «Роснанотех», НИК НЭП, НТ МДТ, Национальная ассоциация наноиндустрии и др.).
5. Совет должен тесно сотрудничать с известными организациями, которые позволяли бы проводить его решения в жизнь (Торгово-промышленная палата, Российский союз ректоров и т. д.).
6. Необходимо организовать рабочую группу или группы, которые между заседаниями совета выполняли бы текущую работу.
7. Актуальной задачей является разработка методик и реализация специальных программ повышения квалификации и дополнительного образования, в том числе для руководящего персонала, заведующих кафедрами и т. д.
8. Желательно создать банк данных рабочих программ и учебных курсов по нанотехнологиям, действующих в различных вузах, для их совершенствования и обмена опытом практической работы между вузами соответствующего профиля (с учетом авторских прав и прочих регламентаций). Творческая составляющая по выработке новых идей и созданию новых учебных программ в рамках деятельности совета является, несомненно, одной из самых важных.
9. Требуется разработка реальных мер, которые бы мотивировали молодых исследователей работать в области нанотехнологий, в том числе создание новых рабочих мест в высокотехнологических компаниях (возможно даже малых, инновационных) для работы после завершения обучения в вузе.
10. Следует решить проблему быстрого выпуска учебной литературы, одобренной в качестве пособий для тех или иных специальностей вузов. Для этого возможно прямое сотрудничество с издательствами и соответствующими секциями учебно-методических объединений. Кроме того, выглядит целесообразным обмен информацией о наличии доступа к тем или иным базам литературных и патентных данных в различных вузах, а также распространение информации о проводимых конференциях и семинарах, в том числе для студентов, аспирантов, молодых ученых.
11. Важным направлением работы является формирование непрерывного образования школа-вуз и формирование системы целевой магистратуры и аспирантуры, а также решение проблемы дальнейшего обучения или трудоустройства бакалавров, которые (особенно в случае технических вузов) на данный момент практически никому не нужны и должны, на самом деле, продолжать свое образование дальше.
12. Необходимо расширить возможности проведения практик и стажировок для бакалавров и магистрантов с целью ознакомления с опытом работы в ведущих научных группах, инновационных компаниях и лучших центрах коллективного пользования (научно-образовательных центрах) для получения опыта работы с современным аналитическим и синтетическим оборудованием.

По материалам сайта nanometer.ru

Первая полоса

Твоя жизнь, студент!

Актуальное интервью

Инновационный университет

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

На пользу науке

Крупным планом

Наши выпускники

Наш календарь

Другие берега

"01"

На главную страницу