№ 39 (4100)
ноябрь 2004

К 250-летию МГУ

Новые учебные корпуса университета

Главный фасад учебного корпуса, который будет расположен справа от Фундаментальной библиотеки.
Заложить капсулу в фундамент планируется в юбилейные для МГУ дни

Генеральный план нового комплекса МГУ им. М.В. Ломоносова включает в себя Фундаментальную библиотеку, а также предусматривает «единое объемно-планировочное решение первого учебного корпуса на новой территории и трех других аналогичных учебных корпусов». Они расположены по радиально-кольцевой схеме вокруг библиотеки, которая является композиционным центром единого архитектурного градостроительного комплекса.
Подробнее о новых учебных корпусах Московского университета рассказывает начальник Управления капитального строительства МГУ Николай Александрович Новиков: «На новой территории планируется построить ряд учебных корпусов за библиотекой, справа и слева от нее, площадью 65 тыс. м2 каждый. В настоящее время вышло постановление Правительства Москвы о строительстве одного учебного корпуса, справа от библиотеки, ближе к химическому факультету. Сейчас находится на рассмотрении Постановление Правительства о строительстве еще одного учебного корпуса слева от библиотеки, ближе к станции метро «Университет».
Оба этих корпуса предусмотрены для уменьшения нагрузки на первый и второй учебные корпуса, Главное здание и здания на Моховой. Учебные корпуса проектируются Институтом общественных зданий Госстроя России, который занимался и проектированием библиотеки. Именно он в 1989 г. выиграл конкурс по застройке территории. Пока вопрос о том, кто будет строить, еще не решен: будет проведен тендер для привлечения организаций по строительству этих учебных корпусов.
Заложить капсулу в фундамент правого учебного корпуса планируется в Татьянин день в 2005 г., его возведение будет начато за счет доли университета в жилом квартале «Шуваловский» вдоль Ломоносовского и Мичуринского проспектов. Я надеюсь, что в следующий день Татьяны, в 2006 г., мы заложим капсулу второго учебного корпуса. Архитектурное решение обеих корпусов будет идентичным. Сейчас макет их немного изменяется: архитектура и внешний облик согласовываются. В целом они будут гармонировать с общим ансамблем на «старой» территории университета на Воробьевых горах.
Генеральный план нового комплекса МГУ.
Выделено расположение первого учебного корпуса на новой территории
Приблизительная стоимость одного корпуса составляет 50 – 60 млн. долларов».
В новом здании будут располагаться поточные аудитории (6 поточных аудиторий на 150 мест и две по 300), читальные залы (на 500 тыс. томов), столовые (на 200 мест), кафе (на 50 мест), Актовый зал на 700 мест. В каждом корпусе предусматривается подземный гараж-стоянка, рассчитанный на обслуживание 350 машин. Здание будет иметь все необходимые элементы конструкций для беспрепятственного доступа инвалидов в любую точку корпуса. В том числе планируется создание специальной автостоянки, адаптированных санузлов, лифтов, пандусов и так далее. Добавим, что в новом учебном помещении предусмотрено свое спортивное ядро (спортзал, тренажерный зал, душевые кабины, раздевалки и многое другое), что необычно по сравнению с существующими корпусами.
Каково цветовое решение фасада учебного корпуса? Можно сказать, что оно сочетается с цветовой гаммой комплекса МГУ на «старой» территории. Планируется, что в облицовке стен будет использоваться керамический гранит светло-бежевых тонов с терракотовыми вставками. Весь корпус будет иметь не более восьми этажей.

Материал подготовила
Ольга Тришкина

День рождения
основателя Московского университета

Девятнадцатого ноября исполняется 293 года со дня рождения великого русского ученого, поэта, историка, основателя Московского университета Михаила Васильевича Ломоносова.
Сын рыбака-помора, Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на Севере, в селе Денисовке, у Белого моря. У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл «вратами своей учености», он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. Тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе – «малых ребят» – над «болваном лет в двадцать», который «пришел латине учиться», скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.
В 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук «отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели». В эту группу попал и М.В. Ломоносов. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки. В 1741 г. он возвращается на родину и начинает работать в Академии наук. В 1745 г. М.В. Ломоносов становится профессором химии, академиком и ведет научную и литературную деятельность. Ему принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания. Одновременно с работами в области точных наук, с занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики. В 1739 г. Ломоносовым была написана ода, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Оды, торжественные речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова.
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. Ученый придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета, что для всех нас является, пожалуй, самой важной его заслугой и причиной для бесконечной благодарности и глубокого почтения.

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Актуальное интервью

Лекторий МГУ

Поздравляем

Крупным планом

Наши юбиляры

Конференции

Твоя жизнь, студент

Память о прошлом

Знакомство

Взгляд на мир

Новости Москвы

Спорт в МГУ

Конкурс «Студент-корреспондент»

На главную страницу