№ 39 (4100)
ноябрь 2004

«Воюю и все. Как и тысячи других...»
к 60-летию Победы Советской армии над фашистской Германией

В 1939 году студентами мехмата МГУ стали 400 юношей и девушек. В нашей 218-й группе учился скромный, талантливый и очень авторитетный молодой человек – Юра Тихомиров. Он чаще молчал, но когда возникали спорные или конфликтные ситуации, все невольно смотрели в сторону Юры. Он ненавязчиво высказывал свое мнение, которое бралось за основу дальнейших действий. Будучи студентом первого курса, Юра пошел в военкомат, но так как он был 1922 года рождения, там ему дали отсрочку до 20 сентября 1944 г. (обратим на эту дату внимание).

В начале октября 2004 года телевидение закончило показ сериала «Штрафбат». Этот трагический фильм о реальных событиях войны произвел на меня, фронтовика, сильное впечатление. Снова ожили воспоминания о друзьях, с которыми вместе воевала. Среди них – командир штрафного батальона Юра Тихомиров…

Юра Тихомиров (в центре) с друзьями

Когда началась война, половина нашей 218-й группы была призвана или добровольно вступила в действующую армию. Юрий Тихомиров был направлен в пехотное училище им. Верховного Совета.
После краткого обучения он прибыл на Сталинградский фронт. Его назначили командиром 262-го взвода в штрафном батальоне № 608. Юра писал, что бойцы, которых присылали к нему прямо из мест заключения, в общем-то, неплохие люди, хотя с непростыми характерами. Там были и бухгалтеры, допустившие растраты, были и бандиты, хулиганы, был журналист, публиковавшийся ранее в центральной прессе.
Тихомиров обращал на себя внимание выдержкой, вдумчивостью, добрым отношением к подчиненным. Вскоре он стал командиром штрафной роты, а затем и батальона.
Штрафные подразделения располагались непосредственно рядом с нейтральной полосой, так что противника было видно и слышно. В бою такие подразделения несли огромные потери. Юрий писал в госпиталь товарищу: «Против нас стоят войска СС, так что немец ведет себя очень активно. Днем не дает головы высунуть из траншеи, а ночами шарит возле нас. В позапрошлую ночь чуть не утащили у меня двух солдат…». Далее рассказывается, как солдаты Тихомирова в одну из ночей подкараулили гостя с той стороны и взяли его живым. Но он вел себя так остервенело, что с ним обошлись не совсем деликатно: «язык» оказался мертвым.
Начиналась осень 1944 г., Юра писал матери Варваре Зиновьевне: «Ты хочешь, чтобы я написал о себе, но что писать? Воюю и все. Как и тысячи других: бой – марш, бой – марш, вот и вся основа нашей жизни; короче говоря, за это время оттопал на своих двоих от Сталинграда до Буга, дважды ранило пулей и осколком мины, завалило в блиндаже, поморозился, болел тифом – вот и все приключения. В общем, месяца четыре бродил по госпиталям, остальное время воевал».
До Победы оставалось полгода, до Берлина – меньше чем от Москвы до Ленинграда. Батальон держал оборону на подступах к Варшаве. 20 сентября 1944 г. (мы запомнили эту дату!) фашистский снаряд сразил Юрия Тихомирова. Его похоронили в деревне Старые Барсуки под городом Пултуском в Польше.

Бывший военфельдшер Медсанбата,
лейтенант медслужбы
330-й стрелковой дивизии
И.А. Тюлина

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Актуальное интервью

Лекторий МГУ

Поздравляем

Крупным планом

Наши юбиляры

Конференции

Твоя жизнь, студент

Память о прошлом

Знакомство

Взгляд на мир

Новости Москвы

Спорт в МГУ

Конкурс «Студент-корреспондент»

На главную страницу