№ 39 (4100)
ноябрь 2004

Центр международного образования.
История и современность

Мы продолжаем публикацию статей, рассказывающих о структурных подразделениях нашего университета. В этот раз речь пойдет о кафедре гидробиологии биологического факультета МГУ, которая в этом году отмечает свой 80-летний юбилей. Мы пообщались с сотрудниками кафедры, и они рассказали нам о своей работе и о том, как они готовятся к 250-летнему юбилею Московского университета.

На экзамене

Центр международного образования в чем-то повторяет судьбу Московского университета. В начале 2005 года университет будет праздновать юбилей – 250 лет со дня основания. В конце 2004 года отпразднует свой юбилей и ЦМО – 50 лет со дня создания. Московский университет является старейшим университетом России. Старейшим учебным подразделением, которое занимается подготовкой специалистов для зарубежных стран, является Центр международного образования МГУ (ЦМО).
История ЦМО начинается в первые послевоенные годы. В конце 40-х годов в МГУ приехала учиться молодежь из Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Румынии, Монголии. Их включили в общие группы учащихся университета. Но потребовались дополнительные занятия по русскому языку. Постепенно сформировалось новое направление в прикладной лингвистике – русский язык как иностранный.

В лингафонном кабинете
В 1954 году, когда на учебу приехали молодые люди из Демократической Республики Вьетнам, в университете были организованы постоянные курсы для иностранной молодежи. С этого времени и ведет свою историю подготовительный факультет для иностранных граждан МГУ (затем Центр международного образования МГУ).
Шло время. Расширялась география стран, из которых приезжала учиться молодежь: если в 1956 – 1957 годах на курсах обучались иностранные граждане из 11 стран, то в 1958 – 1959 годах – уже почти из 27 стран мира. Логическим завершением работы курсов явилось преобразование их в один из факультетов Московского университета. Приказом по Министерству высшего образования СССР от 22 июня 1959 года в Московском университете был создан подготовительный факультет для иностранных граждан в составе трех кафедр: русского языка, естественных и гуманитарных наук.
Первую программу по русскому языку и первый учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучавшихся на подготовительных факультетах вузов нашей страны, создали именно преподаватели подготовительного факультета МГУ. И в дальнейшем наши специалисты играли ведущую роль в создании широко известных комплексов учебных пособий по русскому языку – «Учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР», «Русский язык для всех», «Старт», «Практический курс русского языка», «Ритмы России», «Дорога в Россию», пособий по русскому языку, адресованных студентам различных специальностей, а также учебников и пособий по различным предметам.

Студенты из США
В начале 60-х годов большая группа преподавателей подготовительного факультета влилась в кафедру русского языка созданного Университетом дружбы народов им. П. Лумумбы, став ядром этой кафедры. А в 1966 году на базе факультета был создан научно-методический центр, в который перешла часть ведущих преподавателей. В дальнейшем этот Центр был преобразован в Институт русского языка им. А.С. Пушкина.
Значительное событие в жизни подготовительного факультета, за которым последовала его реорганизация, произошло в 1991 году.
В соответствии с новыми задачами, вставшими перед Московским университетом в современных условиях, в связи с необходимостью использовать новые формы и методы обучения иностранных учащихся приказом ректора с 1 ноября 1991 года подготовительный факультет был упразднен и вместо него был создан учебно-научный Центр международного образования МГУ.
Чтобы лучше выполнить поставленные перед ЦМО задачи, были созданы новые отделы и лаборатории: отдел контрактов и формирования контингента (задачи: поиск партнеров и набор контингента, подготовка контрактов и контроль над их выполнением); отдел приема и внеаудиторной работы (прием, организация культурной программы, проводы учащихся); отдел организации научно-методической работы (информатизация образования, научная разработка основных профилей преподавания предметов, теория и практика преподавания предметов на начальном этапе); лаборатория новых технологий обучения (разработка инновационных методов обучения иностранцев русскому языку); лаборатория информационных технологий обучения (создание компьютерных обучающих программ и их использование в учебном процессе, издание учебников и учебных пособий, компьютеризация делопроизводства, поддержка и развитие компьютерной техники ЦМО, поддержка и развитие WEB-сервера и почтового сервера ЦМО).
В 1989 – 1990 учебном году в ЦМО появились первые коммерческие студенты. Их было немного – чуть больше 20 человек. В 1990 – 1991 учебном году их было уже свыше 120 человек, а в 1991 – 1992 году – свыше 200. 1992 – 1993 учебный год стал первым учебным годом, когда в ЦМО обучались студенты только на коммерческой основе. Таким образом, за три года радикально изменились и контингент, и система набора.
Произошли изменения и в перечне регионов, откуда стали приезжать учащиеся: наиболее многочисленные группы прибывали из Китая, Кореи, Японии, европейских стран и США.
В настоящее время в ЦМО ведется обучение иностранных граждан в области предвузовской подготовки (подготовка к учебе в МГУ со сроками 10 месяцев и 1,5 года; подготовка к учебе в магистратуре и аспирантуре), а также на курсах русского языка (курсы для начинающих; практический курс для иностранцев, изучающих русский язык; курсы речевой практики по русскому языку для зарубежных студентов-русистов; курсы русского языка для зарубежных преподавателей-русистов, желающих повысить свою квалификацию; летние курсы русского языка). Сроки – от 4 недель до 10 месяцев.
Для обеспечения учебного процесса учебными материалами ЦМО взял курс на создание собственной издательской базы, которая позволяет выпускать до 20 учебников в год.
В 1997 году в ЦМО начал свою работу Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку. Открытию Центра предшествовала большая научная и организационная работа: впервые была разработана система уровней владения русским языком как иностранным, созданы тестовые материалы. Специалисты ЦМО участвовали в работе по созданию Государственных стандартов, определяющих содержание уровней владения русским языком как иностранным.
В 2000 году в ЦМО была создана Служба экспертизы и признания документов об образовании. Проведение экспертизы и установление документов об образовании необходимо для иностранных студентов, желающих продолжать образование в МГУ и претендующих в случае успешного окончания учебы на получение диплома МГУ.
В Центре создано отделение по обучению граждан из стран СНГ. Разработаны учебные планы и программы по этому направлению. В 2003 – 2004 учебном году в ЦМО прошла обучение первая группа студентов из стран СНГ в количестве 30 человек.
Решением Ученого совета МГУ от 9 июня 2003 года в ЦМО открыта программа профессиональной переподготовки «Методика преподавания русского языка как иностранного». Проведен первый набор слушателей, которые прошли обучение по этой программе в 2003 – 2004 году.
В 2002 году в Центре международного образования создан и активно функционирует творческий коллектив, разрабатывающий программы дистанционного обучения иностранных учащихся русскому языку и культуре. В настоящее время ведётся разработка и внедрение уникального проекта по созданию мультимедийного интерактивного курса дистанционного обучения русскому языку и культуре «Новости из России». Данный проект прошел экспертизу Министерства образования РФ, дважды стал победителем конкурса по федеральной целевой программе «Русский язык» и удостоен золотой медали Всероссийского выставочного центра в 2003 году. Курс размещен на веб-сайте ЦМО.
Центр международного образования активно участвовал в создании РОПРЯЛ (Российского объединения преподавателей русского языка и литературы). Заместитель директора ЦМО В.А. Степаненко является членом президиума этой организации. Три секции РОПРЯЛ (начального этапа обучения; новых технологий; тестирования) возглавляют специалисты ЦМО. За последнее время в Центре в рамках РОПРЯЛ прошло несколько международных семинаров по новым технологиям обучения.
Пройдя длительный путь развития и накопив значительный научный потенциал и опыт в области обучения иностранных учащихся, Центр международного образования занял прочное место и получил широкую известность и признание на международном рынке образовательных услуг.
Можно сказать, что в настоящее время Центр международного образования вышел на новый этап своей истории и готов к решению новых задач, которые ждут его на этом этапе.

В.Н. Кочетов

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Актуальное интервью

Лекторий МГУ

Поздравляем

Крупным планом

Наши юбиляры

Конференции

Твоя жизнь, студент

Память о прошлом

Знакомство

Взгляд на мир

Новости Москвы

Спорт в МГУ

Конкурс «Студент-корреспондент»

На главную страницу