№ 6 (4111)
февраль 2004

К 250-летию МГУ

Наш юбилей. Говорят студенты

Вот и прошел долгожданный юбилей, 250-летие родного МГУ. Празднество растянулось на несколько дней, а расписанный чуть ли не по минутам график мероприятий порой заставлял бегом бежать от Cмотровой площадки к Фундаментальной библиотеке, а оттуда – в Главное здание. Пока все впечатления еще свежи, мы решили задать студентам МГУ вопрос: «Как вы отпраздновали юбилей?»

Виталий А., II курс химфака:

«Двадцать пятого января мы побывали на концерте на Cмотровой площадке, а потом пошли в общежитие и сами устроили там праздник. А двадцать шестого, как и еще несколько тысяч МГУшников, передавали факел Огня знаний от нулевого километра до памятника Шувалову, что у самого входа в новую Фундаментальную библиотеку. Потом в ГЗ пошли и там пировали. А еще нам довелось побывать на Огоньке у ректора».

Наташа Т., I курс филологического факультета:

«Вообще-то я должна была уехать из Москвы на каникулы, но потом решила остаться, так как упустить шанс стать участником события, имеющего всероссийский, если не мировой масштаб, было бы большой ошибкой. И я ни чуточки не пожалела! Все прошло очень весело! С утра двадцать шестого января было жутко холодно, но Виктор Антонович налил медовухи, и стало гораздо теплее! А еще он расписался в моем студенческом!».

Саша К., IV курс факультета фундаментальной медицины:

«У меня еще пересдача одна впереди была после праздников, но не мог же я просидеть в такой день за книжками. Мы с ребятами участвовали в эстафете Огня знаний и бежали от Красной площади до Воробьевых гор. И за это получили раритетные юбилейные студаки и желтые куртки, тоже, получается, раритетные, на них «250 лет МГУ» написано! Потом в ГЗ потусили, а вечером начался суперский фейерверк. Очень красиво! И хоть я и говорил всем, что мне заниматься надо, меня все равно на дискотеку вытащили, и там я познакомился с девушкой своей мечты! И экзамен, кстати, я все равно пересдал. Жизнь-то налаживается!».

Игорь Л., III курс факультета психологии:

«Мне удалось побывать практически на всех мероприятиях, и трудно сказать, какое из них мне запомнилось больше всего, – везде было интересно. Но я считаю, что нужно особо отметить саму организацию всех торжеств, так как все было весело и непринужденно, но в то же время соблюдались все меры безопасности, так что можно было чувствовать себя вполне защищенным: милиция не докучала, но блюла порядок с утра до ночи. И сам график мероприятий не давал скучать ни минуты: то на концерте посидишь, послушаешь, то сам пойдешь потанцуешь. Так что никакого однообразия и усталости от такой программы не чувствуется! Спасибо большое Виктору Антоновичу и всем, кто помогал сделать этот Татьянин день самым незабываемым!».

Юля Л., V курс ИСАА:

«К сожалению, я не успела побывать и поучаствовать во всем, но у меня были билеты на концерт в Актовом зале. На этом концерте состоялась церемония вручения «Звезд Московского университета». Приехали на этот концерт самые известные личности нашей страны. Приехал и выпускник нашего факультета В.В. Жириновский. Стыдно признаться, но я только на этом концерте для себя открыла, что такие известные в наши дни люди, как Елена Ханга и Юлия Бордовских, Владимир Молчанов и Мария Киселева, – это все выпускники Московского государственного университета. Очень порадовало выступление актеров театра МОСТ – это и вправду очень талантливые ребята. А потом, когда на сцену, поочередно сменяя друг друга, стали выходить Ирина Богушевская, «ИВАСИ» и первокурсница Земфира, мне в голову пришла мысль, что студенты и выпускники МГУ, порой независимо от факультета, находят себя в самых разных, но всегда самых интересных сферах деятельности и что Московский университет является одной из основных составляющих жизни современного общества».

Илья И., III курс исторического факультета:

«Я очень горжусь тем, что учусь в Московском государственном университете в год, когда он отмечает свой юбилей! И вообще надо признать, что каждый студент МГУ, в глубине души, наверняка ощущает себя частичкой чего-то колоссального, мощного, и это наполняет его сердце особенной гордостью. Неизвестно, у кого из нас каким будет жизненный путь после университета, но хотелось бы верить, что каждый отдал хоть что-то от себя на благо Московского университета, который дает каждому, кто в нем учится, дорогу в жизнь, полную новых надежд и свершений!».

Недовольных праздником, я думаю, не осталось. Так что мы все, все, кто имеет отношение к Московскому государственному университету, должны еще раз поблагодарить тех людей, которые постарались сделать этот юбилейный Татьянин день незабываемым.

Анна Каминская

Мечта любого преподавателя

Мечта любого преподавателя – написать собственный учебник. Эту задачу преподаватели экономического факультета стремились решать всегда. Но в 2000 – 2005 гг., благодаря проекту «Обновление университетского экономического образования», удалось совершить прорыв в этом направлении. Проект финансировался Правительством РФ, Всемирным банком и софинансировался за счет средств, заработанных факультетом. Координатором проекта является Национальный фонд подготовки кадров РФ.
За этот период преподаватели и научные сотрудники факультета без отрыва от учебного процесса создавали свои учебники и учебные пособия, готовили к печати тексты, выстраданные за время преподавания по новым учебным планам. Сейчас настало время собирать урожай. К середине 2005 года издательство «ИНФРА-М» выпустит 67 книг из серии «Учебники экономического факультета МГУ».
Нечасто так бывает, чтобы один факультет, даже такой большой, как экономический (в этом учебном году на I курс бакалавриата и магистратуры принято более 900 студентов), почти одновременно выпускал собственную серию новых учебников практически по всем ключевым дисциплинам учебного плана.
Для факультета выход этих учебников стал серьезной вехой развития за последние 15 лет. Если определить пунктиром линию развития факультета за эти годы, то ключевыми моментами стали переход на двухуровневую систему бакалавр – магистр, непрерывная переподготовка и учеба преподавателей, в том числе за рубежом, кардинальный пересмотр учебного плана, перевод и издание классических зарубежных учебников по экономике и, наконец, создание и публикация своих собственных учебников, подготовленных с учетом лучшего мирового и отечественного опыта преподавания. Логика развития факультета была предложена В.П. Колесовым, который до того, как стать деканом (1987 год), много лет проработал в ЮНЕСКО (Париж), профессионально занимаясь проблемами развития образования. Ясная концепция совершенствования экономического образования, предложенная Колесовым, постепенно стала своей для всего коллектива факультета, позволив в некоторых аспектах опередить другие экономические образовательные структуры.
Был момент, когда преподавание велось на основе преимущественно западных учебников. Лучшие из них были переведены на русский язык (под редакцией преподавателей факультета) – по международной экономике (авторы – Кругман, Обстфельд), по экономическому развитию (Тодаро), по экономике труда (Эренберг, Смит), экономике организаций (Менар), по корпоративным финансам (Брейли, Майерс), по экономике отраслевых рынков (Шерер, Росс).
У новой, своей собственной серии «Учебники экономического факультета МГУ», есть ряд особенностей.
Во-первых, она выходит в очень короткий срок – конец 2004 – начало 2005 гг. и отражает тем самым один и тот же уровень передовых экономических знаний, без обычного в таких случаях отставания во времени. Во-вторых, учебники охватывают практически весь спектр дисциплин, формирующих профессию экономиста. В-третьих, ключевые дисциплины представлены учебниками разных ступеней. Например, по микроэкономике есть учебники трех уровней – начальный, промежуточный и продвинутый. Фактически речь идет об обеспечении учебниками одной тематики учащихся бакалавриата, магистратуры и, в исключительных случаях, аспирантуры. Такой подход снимает проблему повтора, с которой столкнутся те университеты и факультеты, которые еще только пытаются ввести многоступенчатое образование по схеме бакалавр – магистр – аспирант. Так построены учебники факультета по микроэкономике, по макроэкономике, по экономике отраслевых рынков.
Четвертая особенность заключается в минисериях по отдельным отраслям экономических знаний. По направлению «Финансы и кредит» одновременно издаются следующие учебники: «Банковский менеджмент» (Черкасова Т.Н., Шилова Е.В.), «Национальные банковские системы» (Рыбин В.И., Темникова К.Н.), «Современная теория финансов» (Рыбин В.И., Волков Ю.Н., Никитушкина И.В.), «Технический анализ финансовых рынков» (Белова Е.В.), «Финансовые рынки» (Байдина О.С., Алешина А.В., Черкасова Т.Н.), «Финансы предприятий» (Шеремет А.Д.), «Альтернативные (нерыночные) формы финансовых организаций на примере кредитных союзов России» (Плахотная Д.Г). При этом учебники подготовлены силами преподавателей нескольких кафедр факультета.
Международный блок (руководитель – декан факультета В.П. Колесов) представлен учебниками «Международная экономика», «Теория экономического развития», «Глобализация мирового хозяйства».
Надо выделить также учебники, образующие блок «государственных» аспектов экономики: «Теории государственного регулирования экономики», «Государственное управление», «Методы государственного регулирования экономики».
Есть блок учебников по демографии, включающий учебник по экономической демографии, по миграции и экономическому развитию, по экономике народонаселения и ряд других.
Пятая особенность – некоторые учебники созданы впервые. Будь то в России, в МГУ или на факультете. Впервые, в частности, появляются учебники «Институциональный анализ интеллектуальной собственности» (Елисеев А.Н., Шульга И.Е.), «Основы институционального проектирования» (Табовцев В.Л.), по экономике персонала (Колосова Р.П., Василюк Т.Н., Артамонова М.В., Луданик М.В.), по экономической демографии (Саградов А.А.), по экономике народонаселения, по страхованию жизни. На основе многолетнего опыта преподавания кафедры создан фундаментальный учебник «Экономическая информатика» (редактор – М.И. Лугачев), объемом почти 60 п.л. Впервые появятся учебники МГУ по управлению рисками и страхованию (под редакцией И.Б. Котлобовского), по экономической теории труда и трудовых отношений (под редакцией Р.П. Колосова), по ряду направлений истории экономической мысли (руководитель – А.Г. Худокормов).
И наконец, надо отметить выход в свет 15 учебных пособий и учебников самой молодой кафедры, созданной всего 4 года назад, – кафедры институциональной экономики. Кафедральный учебник «Институциональная экономика» (под редакцией А.А. Аузана) дополнен отличным набором учебных пособий по многим аспектам этого важного направления экономического анализа и образования.
Факультет работает над программой создания компьютерных дистанционных модулей по большинству из подготовленных 67 учебников и учебных пособий. Финансирование пока удалось получить только для 11 из них. Тем не менее никто не хочет останавливаться на достигнутом. Необходимо быстро осваивать этот новый, но уже очень конкурентный сегмент рынка образовательных услуг. Потенциальными потребителями экономических знаний, распространяемых по компьютерным сетям, должны стать не только студенты, преподаватели университетов из российских регионов, но и практики страхования, банковской деятельности, финансов и кредита, учета и аудита. Кроме того, целевая аудитория, за которую нам предстоит бороться, – весь русскоязычный мир не только в СНГ и Прибалтике, но и всех стран, где есть интерес к России, есть люди, для которых русский язык является родным, или те, знания которых достаточны, чтобы учиться по-русски.

Заместитель декана
экономического факультета
кандидат экономических наук
доцент В.Х. Эченикэ

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресc-служба

Вести МГУ

Другие берега

Поздравляем

Актуальное интервью

Дела профсоюзные

Крупным планом

Мнение

Страницы истории

Новости Москвы

Новости науки

Твоя жизнь, студент

Флюс

На главную страницу