№ 6 (4111)
февраль 2004

Раскаянье шестикурсника физфака

В ноябре прошлого года на физическом факультете МГУ состоялся традиционный открытый творческий фестиваль «Первый снег», в рамках которого проходил конкурс эссе. Работы большинства участников тогда оказались весьма интересными, что сделало работу жюри непростой. Однако, несмотря на все разногласия, победитель был определен. Им стал автор эссе «Раскаянье шестикурсника физфака» Ярослав Кравцов. Мы представляем эту работу читателям «Московского университета». К моменту ее публикации Ярослав уже получил диплом об окончании физического факультета МГУ.

Помню, когда еще только поступал на физический факультет МГУ, жизнь казалась чем-то большим и необъятным для разума, а коли уж не объять – так зачем заморачиваться на эту тему. Большая учебная нагрузка весело сочеталась с активным отдыхом в кругу новых друзей. Тогда казалось, что прогулять семинар – это лишь нажить проблем на сессию. Жизнь после студенчества казалось чем-то настолько далеким, что можно было не думать о ней.
Вот так и жил. Пока далеко – не думал, когда пришло, то стало поздно думать. Еще год назад «удовл.» на экзамене – это лишь не получать стипендию, а в принципе положительный результат, позволяющий закрыть сессию. Сейчас смотрю на вкладку к диплому. Стройные ряды многочисленных предметов, что сдавал за все десять сессий. Оценки, вереница оценок. И как же колет в сердце от этих «удовлетворительно», что выпирают из ряда коротких «хорошо» и «отлично». Обидно за себя, за то, что не осилил, не смог, сдался на милость преподавателя. Стыдно перед собой.
Ладно бы там оценки. В конце концов, некоторые из них можно списать на субъективный подход преподавателей и какие-нибудь другие причины. Но оценки оценками, а по жизни нужны знания, что прячутся за этими оценками. Это тогда, на младших курсах, я не понимал, зачем мне в жизни может понадобиться столько разносторонних предметов. Сейчас понимаю, что подобная нагрузка – это не только развитие мозгов, но действительно необходимая база знаний. Увы, но пока студенты молоды и горячи, им будущее вовсе не видится в виде кропотливой работой в науке, которая, исходя из стереотипов, не приносит необходимого для жизни денежного дохода. Потому и думали о физфаке лишь как о престижном образовании, о «корочке» из МГУ. Каюсь, сам был таким. Сейчас же планирую продолжать после защиты диплома научную работу в довольно сильном институте. И мне очень жаль, что приходится тратить силы и время на повторное изучение предметов, которые в свое время так бездарно были прогуляны, а теперь стали весьма необходимы.
Теперь понимаю, что отговорка «не обязательно много знать, главное, знать, где об этом написано», весьма сомнительна в своей рациональности. Все-таки чем больше знаешь здесь и сейчас, тем больше получишь в результате здесь и сейчас. Пока одни будут просиживать над книгами, другие будут побеждать за счет того, что эти книги были усвоены ранее. Какой же замечательный шанс получить эти бесценные знания дает обучение на физфаке. Как жалко, что многие выпускники, потенциальные специалисты по физике, уходят работать в области, совершенно не связанные с тем, что так долго изучали. Коммерция, менеджеры среднего звена, логисты, управленцы – это все в наш век рыночной экономики приносит хорошие деньги, но вовсе не является хорошим методом самореализации, когда выкладываешься на все свои интеллектуальные возможности и еще чуть-чуть больше. Гордая мысль «я знаю больше, чем большинство» заменяется на низменное «я зарабатываю больше, чем большинство». Разве в такой финансовой жизни счастье? Или может для нас, физиков, счастье – это зарыться с головой в новый эксперимент, сделать лихой финт в теоретических расчетах, с искоркой в глазах разглядывать графики? Конечно, вкус к науке чувствуешь лишь тогда, когда прикасаешься к ней, когда после распределения по кафедрам получаешь реальную задачу, а не учебную. Вот только распределение по кафедрам лишь на III курсе потому, что до этого необходимо получить базовые знания. А мы, такие еще молодые и неопытные первокуры и второкуры, отмахиваемся от этих важных знаний, не понимая их необходимости.
О том, как лучше прожить жизнь, можно понять, лишь прожив жизнь. О том, как нужно учиться, понимаешь, когда до диплома остается месяц. В прошлое уже не вернуться, не исправить его – таковы законы физики нашего мира. Но зачем же оставлять свои ошибки при себе, когда можно помочь тем, кто еще не столкнулся с теми же ошибками. Помочь тем, кто только поступил на физический факультет МГУ и еще не знает, что ждет его в жизни. Посоветовать: «Ребята, учитесь хорошо! Знания – это сила!». Конечно, не стоит зарываться с головой в учебники, отказываясь от остальных сфер жизни. Ведь с точки зрения рационального избыток рациональности вреден. Уметь работать – это еще и уметь отдыхать, уметь оставаться человеком. Главное – не забывать, что наш конек – это физика, мы специалисты в этой области и за нами будущее физики в стране. Учитесь, ребята! Учитесь хорошо! Ваши знания, полученные сейчас, – это ваше будущее, это будущее нашей страны, это будущее всего мира! Учитесь!

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресc-служба

Вести МГУ

Другие берега

Поздравляем

Актуальное интервью

Дела профсоюзные

Крупным планом

Мнение

Страницы истории

Новости Москвы

Новости науки

Твоя жизнь, студент

Флюс

На главную страницу