№ 32 (4137)
сентябрь 2005

Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
в годы Великой Отечественной войны

(Продолжение. Начало в №№30)

Оборона Москвы
В действующую армию уходили и преподаватели военной кафедры. Подавляющее большинство офицеров, состоящих в кадрах армии, получили назначения в первые 10 дней войны. После этого преподавателями кафедры стали назначаться только командиры запаса. Военные кафедры высших учебных заведений являлись учебными пунктами соответствующих районных военных комиссариатов. Военная кафедра Московского университета стала учебным пунктом Краснопресненского военкомата. Одновременно на военную кафедру, как и в прошлом, была возложена оборонно-массовая работа. Под руководством ректората и партийной организации военная кафедра создала широкую сеть оборонных кружков. В них вошли практически все способные носить оружие. Некоторые кружки в дальнейшем стали обязательными краткосрочными курсами по подготовке нужных армии специалистов. Через полтора месяца курсов 150 медицинских сестер были направлены в Красную Армию.
28 июля 1941 года студентки исторического факультета обратились ко всем женщинам университета с призывом заменить мужчин на фабриках и заводах, отдать все силы укреплению тыла. Студенты МГУ защищали столицу в войсках ПВО, работали на оборонных заводах, на строительстве метрополитена, в студенческих бригадах на заводах «Фрезер» и им. Фрунзе.
Как и все советские женщины, студентки МГУ в трудные для Родины дни не только смогли заменить своих отцов, братьев и мужей в тылу, отдавая все силы победе над врагом, но и плечом к плечу вместе с ними вели героическую борьбу на фронтах Великой Отечественной войны.
Осенью 1941 года по инициативе Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой, ЦК ВЛКСМ провел среди добровольцев набор девушек в авиационную часть. Их оказалось значительно больше, чем ожидалось вначале, что позволило одновременно провести формирование трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го (впоследствии 125-го гвардейского) и 588-го (впоследствии 46-го гвардейского) ночных легкобомбардировочных. В числе тех, кого отобрали и направили в эти полки, были студентки МГУ.
Неузнаваемо изменился и сам университет. Он стал походить на военный лагерь. Четко была организована охрана университетских зданий, круглосуточно велись дежурства на факультетах, создавались донорские группы.
В конце июля 1941 года комсомольцы университета и других вузов отправились на строительство оборонительных сооружений на дальних подступах к Москве – в район восточнее Рославля. Ежедневно по 12 часов, часто до глубокой ночи, с огромным напряжением, трудились юноши на подготовке оборонительных сооружений. Нередко ночевали тут же в лесу, мокли под дождем. После того как врагу удалось ворваться в Смоленск, они стали работать не только днем, но и ночью. Сменные нормы и задания перекрывались в ходе развернувшегося соревнования. На работу выходили и те, кто был освобожден по болезни. Студент-историк Михаил Булатов в один из дней вынул 22 кубометра земли при норме в 7 кубометров (в мирное время полагалось за смену давать 4 кубометра).
В тяжелый период битвы под Москвой, по призыву Советского правительства, на заводах, фабриках, в учреждениях и учебных заведениях стали формироваться коммунистические батальоны из коммунистов и наиболее активных комсомольцев. Здоровых, пригодных к военной службе мужчин в университете к этому времени осталось мало, и собрать батальон не удалось. Получилась только рота, к формированию которой приступили 30 сентября 1941 года. Всего рота насчитывала 188 политбойцов и состояла из 3-х взводов по 4 отделения в каждом.
Университет продолжал оставаться цитаделью культуры, науки, образования. В аудиториях читались лекции, в перерывах выпускались «боевые листки». Вечером на факультетах проходили заседания Ученого совета, защищались диссертации, толпилась очередь у медпункта, где студенты сдавали кровь для раненых бойцов. Самоотверженность студентов МГУ в трудные дни начавшейся войны снискала признательность и восхищение далеко за пределами нашей Родины. В те дни студенты Кембриджского университета в Великобритании обратились к студентам МГУ: «Мужество и самоотверженность советского народа в его борьбе против фашистских захватчиков вдохновляют и вселяют в нас уверенность, что народы Англии и Советского Союза совместными усилиями одержат победу над фашизмом. В этой борьбе большие успехи, достигнутые вами в университете, более высокий уровень вашего образования противостоят осолдачиванию молодежи в нацистской Германии».
2 октября 1941 года началось первое генеральное наступление немцев на Москву. Враг вплотную подошел к столице, создав ей смертельную угрозу.
Москва приступила к эвакуации заводов, фабрик, правительственных учреждений, учебных заведений. Московский университет тоже подлежал эвакуации. Основная часть студентов и сотрудников была эвакуирована в Ашхабад во второй половине октября 1941 года. Жизнь в университете замерла. От всего коллектива в Москве осталась небольшая группа людей, предназначенная охранять здания и сооружения МГУ, его материальные ценности – учебную и научную аппаратуру от расхищения и бомбовых ударов фашистской авиации.
18 октября руководство МГУ вынесло решение: «Своими силами организовать охрану зданий, срочно укомплектовать все команды ПВО… и наладить работу, чтобы ни одна бомба врага не могла причинить вреда…».

М.М. Раскова
Студенты были организованы по схеме подразделений московской зоны ПВО и переведены на военное положение, располагались в общежитии и не имели нормированного рабочего дня, на учебу расходовалось столько времени, сколько требовалось. Одновременно с учебой они несли дежурство. Все команды делились на четыре смены, что позволяло обеспечивать непрерывное, круглосуточное дежурство.
Впервые встретиться с врагом пришлось в ночь с 21 на 22 июля 1941 года во время первого вражеского налета на Москву.
На картах фашистских летчиков здания МГУ были отмечены как объекты особой важности, и часть бомбового груза была предназначена для их уничтожения. Больше того, на университет сыпались и бомбы, предназначенные для Кремля, возле которого он располагался. Кремль был хорошо прикрыт средствами ПВО, и вражеские летчики охотнее сбрасывали бомбы на соседние с ним объекты. В первую, особо памятную ночь непосредственно на здание университета было сброшено более 70 зажигательных бомб. Еще больше упало на проходящие рядом улицы и во дворы. Гул авиационных двигателей, свист бомб, незвучные хлопки взрывов, огонь от разгоревшихся зажигательных бомб создали жуткую картину, от которой могли вздрогнуть и зрелые мужчины, не говоря уж о женщинах, которые составляли большинство личного состава подразделений ПВО. Но к удовлетворению начальника штаба (ректора) паники не было. Студентки и сотрудницы университета с лопатами и специальными захватами подбегали к загоревшейся на крыше бомбе, захватывали ее, волокли к краю крыши и бросали во двор. Там уже другая команда засыпала бомбу песком. Несколько раз загорались деревянные элементы зданий. Положив лопаты и щипцы, бойцы хватали ведра и заливали огонь водой. К сильным очагам огня прокладывали шланги и гасили его мощным водным потоком. Воспитанники университета трудились на передовых и самых ответственных участках. Они брали на себя самую тяжелую работу, находились там, где опасность была наибольшей. Было немало случаев, когда дежурство несли беспрестанно сутками, не жалуясь и не отпрашиваясь на отдых.
До эвакуации университета начальником штаба ПВО университета был ректор, а начальниками штабов на отдельных объектах – деканы факультетов. В связи с эвакуацией основной части университета для сохранения зданий, приведения в порядок оставшегося имущества, организации противовоздушной обороны утверждался уполномоченный ректора и штаб.
Следует отметить, что службы ПВО МГУ преимущественно состояли из сотрудников биологического факультета. Так, в штабе должности начальников служб в основном занимали сотрудники биофака, а медико-санитарная служба на 75% состояла из числа сотрудников и студентов биологического факультета, которые отличались высокой выучкой и дисциплиной.
Первый опыт отражения налета вражеской авиации был умножен в последующих схватках. Уже через месяц личный состав подразделений ПВО МГУ стал по-настоящему боевым. Но самое страшное испытание наступило 29 октября 1941 года. К этому времени ПВО Москвы было уже хорошо налажено. Из массы самолетов, двигающихся на Москву, к центру прорывались только единицы. Вот и в ночь на 29 октября в район университета прорвался один самолет. Его вел летчик высокого класса, который получил специальное задание – уничтожить первый вуз страны.
Он сбросил на университет фугасную бомбу весом 500 килограммов. Такая бомба в те времена относилась к крупнокалиберным и использовалась для основательного разрушения массивных сооружений. К счастью, летчик промахнулся – бомба попала в ограду возле здания на Моховой, 9. Однако взрывная волна причинила немалый ущерб: была сорвана крыша у здания библиотеки, вырваны окна и двери, обвалилась стена в вестибюле; взрывная волна повредила стены университета, библиотеки им. А.М. Горького и Манежа (они были иссечены осколками). Два студента, несшие службу на посту ПВО, получили ранения. Утром пришлось из-под снега выкапывать книги, мебель, спасать каталоги и шкафы, очищать помещения от осколков железа, штукатурки, охранять книжный фонд. Зажигательные бомбы повредили крыши нескольких корпусов, вывели из строя водопровод, канализацию. Внутри здания было опасно находиться из-за продолжавшихся обвалов.
Фашистский летчик, наблюдавший взрыв бомбы, доложил командованию о разрушении здания университета. В этот же день газеты и радио фашистской Германии оповестили читателей и слушателей об уничтожении Московского университета как о выдающейся победе. Газеты с восхищением подчеркивали мастерство летчика, сумевшего найти указанную цель и уничтожить ее.
Второго октября гитлеровские войска начали генеральное наступление на Москву. В середине октября завязались ожесточенные бои на подступах к Москве. Столица была объявлена на осадном положении.
В эвакуации
Условия войны потребовали эвакуации значительных научных и педагогических сил университета, большей части студентов, учебного оборудования и библиотечного фонда в глубокий тыл, на восток. 14–18 октября в Ашхабад выехали первые группы профессоров, сотрудников и студентов университета.
С огромными трудностями, несмотря на определенные преимущества тыла, налаживали нормальный учебный процесс сотрудники и студенты МГУ в Ашхабаде. Организация учебного процесса в условиях эвакуации оказалась весьма непростым делом. Учебная база МГУ находилась за городом, в районе Кеши, а общежития – в самом Ашхабаде. Остро недоставало учебных пособий и оборудования, научной литературы. Хотя библиотека им. А.М. Горького подготовила необходимый фонд – около 100 тыс. томов учебной литературы, далеко не все попало по назначению. В Ашхабад из библиотечных фондов МГУ прибыло только 80 тыс. томов. Обеспеченность студентов учебниками по сравнению с Москвой упала в 50 раз. Среднеазиатский государственный университет, а также Туркменская публичная библиотека передали коллективу МГУ безвозмездно книги по учебным программам на сумму 10 тыс. рублей. Принципиально важным вопросом работы университета в условиях разобщенности, возникшей в связи с эвакуацией, было сохранение МГУ как единого учебно-научного организма.
Несмотря на трудности, ашхабадский период работы университета в целом оказался чрезвычайно плодотворным. Именно в этот период произошли весьма существенные изменения в организационной структуре университета. После слияния с МИФЛИ практически решилась давно назревшая задача воссоздания гуманитарного сектора в его полном объеме и превращения МГУ в действительно единый комплекс естественных и гуманитарных факультетов. В 1942 году восстановил свою деятельность Институт психологии, прекративший свою деятельность в начале войны. Этот институт вел большую работу по восстановлению трудоспособности раненых бойцов Красной Армии, организовал помощь госпиталям.
В марте 1942 года к десяти существующим прибавился еще один факультет – юридический, созданный на базе бывшего Юридического института.
Преодолевая трудности, преподавательский состав и студенты налаживали нормальный учебный процесс, превращали Ашхабад в центр научной и учебной работы. Ученые и студенты университета развернули работы научных экспедиций в Хорезмской области, Амурском крае, в районе Полярного Урала. Велось изучение рыбного хозяйства Туркмении. Студенты-археологи изучали древние памятники Ашхабадской области. Велась активная лекторская и пропагандистская деятельность в госпиталях, воинских частях, колхозах.
История студенчества университета военной поры изобиловала фактами настоящего мужества и стойкости, проявленными юношами и девушками не только на трудовом или военном, но и на учебном «фронте».
Четко и умело Московский университет готовил кадры, которым предстояло укрепить фронт и тыл страны, вместе со всем советским народом громить фашизм, восстанавливать цивилизацию и культуру в Европе.
Значительно улучшились условия работы университета после перевода в Свердловск летом 1942 года. Переезд в Свердловск рассматривался как начало реэвакуации МГУ, там развертывалась основная учебная база университета. Нельзя сказать, что в организации учебного процесса в Свердловске было все гладко. Тем не менее, качество знаний у студентов заметно улучшилось.
Урал с его мощной промышленностью был важнейшим источником снабжения Красной Армии оружием и боеприпасами. Здесь ученые МГУ могли шире развернуть научную работу по оборонной тематике. В целом, итоги научной работы в период эвакуации были значительны. С октября 1941 года по март 1943 года ученые МГУ разработали 138 тем, посвященных развитию экономики Средней Азии и Урала, не говоря уже об огромном масштабе исследований, имевших общесоюзное оборонное значение. В течение 1942-43 учебного года было создано 45 новых кафедр, в том числе физики низких температур, физики моря, сейсмологии, кинетики химических процессов, географии северных стран, геофизических методов разведки, славянской филологии, арабской и иранской филологии.
Молодежь МГУ продолжала активную работу на трудовом фронте, овладевала военными специальностями. По инициативе комсомольцев был организован сбор средств на строительство самолетов. Собрано и передано в банк 308 тысяч рублей и на 168 710 рублей облигаций государственного займа. В письме на имя Председателя ГКО коллектив писал: «Просим построить (на наши деньги) звено трех боевых самолетов “Московский университет”, “Михайло Ломоносов”, “Климент Тимирязев” и вручить их летчицам из числа питомцев МГУ. Коллектив старейшего университета страны полностью сознает ответственность в деле подготовки кадров из среды студентов и аспирантов в области разработки научных проблем оборонного и народнохозяйственного значения».

Начальник факультета военного обучения
А.Е. Сувалов

(Продолжение читайте в следующих номерах «Московского университета»)

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Поздравляем

Крупным планом

Мир науки

К 60-летию Великой Победы

Студентка

Опрос недели

Университетская кухня

Новости Москвы

Новости науки

Размышления, максимы, афоризмы

Родом из МГУ

Флюс

На главную страницу