№ 33 (4138)
октябрь 2005

Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
в годы Великой Отечественной войны

(Продолжение. Начало в №№30, 31)

Москва военная
После разгрома немецко-фашистских войск в битве под Москвой они были отброшены на запад, и налеты на столицу стали реже, тем более, что ПВО Москвы значительно окрепла и прорываться врагам стало все труднее. Уже к февралю 1942 года жизнь в столице вошла в обычную норму. Вошла в норму и жизнь в университете.
Это совсем не значит, что жизнь в университете стала мирной. Военный режим сохранился полностью, подразделения ПВО несли дежурства на крышах и в подъездах, личный состав продолжал жить в общежитиях и навещать домашних только по особому разрешению. Взаимоотношения между старшими и младшими строились по-военному.
Особенно тяжким признаком войны был голод. Он преследовал людей и днем, и ночью. Имевшейся еды хватало только, чтобы не умереть от голода.
Понятие «жизнь нормализовалась» означает, что ночные налеты на район университета практически прекратились. Люди стали отличать день от ночи, начались занятия со студентами. Их еще было очень мало, мало было и преподавателей. В полном объеме занятия шли только на военной кафедре. К весне 1942 года она в очередной раз завершила программу и произвела выпуск. Экзамены проводились в два этапа. В апреле их сдали 51, а в мае 34 студента. Это было обусловлено особенностями несения службы на постах ПВО, в зависимости от которой и строился учебный план.
Осенью 1942 года прошел очередной набор студентов в университет. Их было принято еще очень и очень мало. Мужчин среди первокурсников насчитывалось всего 22 человека.
Весной 1943 года студенты сдали экзамены по военной подготовке, и часть из них отправили в войска. В основном, это были девушки. Юношей тогда в университете было мало: все 39 человек были отправлены в отдельный батальон НКВД. Медицинскими сестрами в тот год было подготовлено 190 студенток. Сразу после экзаменов они ушли на фронт. Более 200 девушек, подготовленных телефонистками, телеграфистками и радистами, были назначены в подразделения связи. Многие из них оказались на фронте.
Безусловно, сложная обстановка тех лет, трудные условия эвакуации и не менее трудная учеба под бомбами в Москве, нехватка преподавательских кадров и учебной литературы – все это усложняло нормальное течение учебного процесса. Однако коллектив МГУ с честью выходил из всех испытаний и из месяца в месяц совершенствовал организацию учебы, повышал качество выходящих из стен университета специалистов.
Возвращение в столицу прошло организованно. Оно продолжалось всего две недели и было полностью завершено 10 июля 1943 года. В Москву вернулись 329 преподавателей и сотрудников университета. Всего в университете (в московской и свердловской его частях) насчитывалось в это время 227 профессоров, 329 доцентов, 69 старших преподавателей. В составе преподавателей было 5 заслуженных деятелей науки, 11 академиков, 21 член-корреспондент АН СССР, 21 лауреат Государственной премии.
После ранений вернулась с фронта значительная часть профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов, убывших в дивизию народного ополчения и в кадровые части. Возрос набор студентов на первый курс. К 1 декабря 1943 года в МГУ насчитывалось почти 1000 профессоров и преподавателей. Среди них было 85 академиков и членов-корреспондентов Академии наук, 44 лауреата Государственной премии. На 12 факультетах обучалось уже 4466 студентов.
В 1944 году еще более расширилась научная работа в университете: план научных исследований МГУ охватывал 1152 темы. Всего за этот год были выполнены 641 теоретическая работа и 235 практических, защищено 138 диссертаций.
Важным участком деятельности МГУ оставался трудовой фронт. Уже в начале учебного года, прервав лекции и семинарские занятия, студенты строили узкоколейку для оборонного завода. Летом 1944 года один из трудовых батальонов университета заготавливал дрова в Ярославской области. Отрезанная от Донбасса, столица остро нуждалась в топливе.
В феврале 1944 года после капитального ремонта началась нормальная работа читальных залов Научной библиотеки им. А.М. Горького.
Студенты МГУ поддерживали разнообразные связи с молодежными организациями стран-союзниц в войне с фашизмом. Взволнованное письмо в адрес студенчества университета прислала руководитель молодежного движения из английского города Радлэй Маргарита Мэстсон. Вот что она написала: «Товарищи, можете ли вы понять, как мы любим вашу страну, вашу доблестную Красную Армию, весь ваш народ, который перенес боль с таким стойким мужеством и спокойной решимостью, которая может зародиться только в сердце действительного народа, объединенного во имя мира».
По темпам роста 1941–1945 годы занимают в истории университета исключительное место. Количество факультетов за это время увеличилось с 7 до 12, число кафедр возросло с 81 до 151, число лабораторий – с 64 до 101. Преподавателей и сотрудников накануне войны насчитывалось немногим более 600 человек, а к концу войны их число достигло почти двух тысяч человек.
Успешно завершив последний учебный год суровой военной поры, коллектив Московского университета приступил к выполнению новых задач, связанных с восстановлением и дальнейшим развитием народного хозяйства, науки и культуры.
Но прошлое не проходит бесследно для будущего. Традиции университета складывались на полях сражений и колхозных полях, на лесоразработках, на сооружении оборонительных укреплений под Москвой, в недосыпаниях напряженных сессий. Традиции университетского студенчества – традиции стойкости, оптимизма, беззаветной преданности Отечеству, живы в учебе и труде, в научных открытиях студентов и в спортивных достижениях МГУ.
За годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны и развития ее экономики. Более 3 тысяч научных разработок было выполнено в МГУ за военное четырехлетие. В их числе совершенствование самолетостроения и управления морскими судами, обоснование теории точности артиллерийской стрельбы и стрельбы по площадям, обеспечение сигналов точного времени для всей страны, изобретение взрывчатых веществ. В медицинскую практику был введен «тромбин» – препарат, ускоряющий свертывание крови; были начаты работы по исследованию урана; геологи обнаружили в Средней Азии крупнейшие месторождения вольфрама, способствовали освоению «второго Баку»; географы обеспечивали Красную Армию картографическим материалом и т. д. Большой вклад в укрепление морального духа армии и народа, обличение преступной сущности фашизма, пропаганду патриотических идеалов внесли ученые-гуманитарии. В документах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, судивших фашистских преступников, нашли свое отражение разработки юристов МГУ, например, об индивидуальной уголовной ответственности бывших фашистских главарей.
Краткий обзор научной деятельности Московского университета в 1941–1945 годах позволяет с полным правом сказать, что ученые старейшего университета страны занимали видное место в героической борьбе советского народа за свободу и независимость своей Родины.
Положение флагмана высшего образования в стране, огромный научный потенциал, накопленный поколениями русских и советских ученых, постоянное обобщение новейших достижений советской и мировой науки в практике обучения и воспитания научных кадров высшей квалификации, широкий «университетский» охват проблем, разработка которых велась в МГУ накануне войны, постоянная помощь и забота правительства – все это позволило Московскому университету организовать в годы Великой Отечественной войны научную помощь фронту и тылу по самым разнообразным направлениям.
Движимые высоким патриотическим чувством, ученые Московского университета с честью выполнили свой священный долг перед Родиной. Самоотверженная исследовательская, публицистическая и пропагандистская работа ученых МГУ и ученых – воспитанников МГУ, занятых на работе в других исследовательских учреждениях страны, сыграла выдающуюся роль в Великой Отечественной войне.
Научные работы ученых университета в годы Великой Отечественной войны составили важный этап в развитии университетской науки. Многие направления исследований, будучи повернуты на решение задач мирного строительства, получили свое дальнейшее продолжение в послевоенные годы. Тесная связь науки с производством, окрепшая в годы войны, стала прочной традицией университета. В годы войны выросло новое поколение молодых ученых, с успехом продолжившее работу в последующие десятилетия.
Труд ученых МГУ в годы войны, принесший так много пользы фронту и тылу, был их настоящим подвигом. Ученые работали в трудных условиях, переносили немалые лишения, до предела напрягали свои силы и способности, несмотря на возраст и состояние здоровья.
В декабре 1944 года состоялась встреча студентов исторического факультета с партизанами Белоруссии, на которой была передана 1000 книг для Минского университета и районных библиотек. Книги и учебные пособия отправлялись также в адрес Сталинградского и Смоленского пединститутов.
Всестороннюю братскую помощь коллектив МГУ оказал Харьковскому университету, передав в его распоряжение 9 тысяч книг и журналов, большое количество оборудования и приборов. Для практической помощи в организации учебного процесса и научной работы в Харьков выезжала специальная комиссия из виднейших ученых Московского университета.
Биологический факультет МГУ оказал также помощь Ростовскому университету – выделил реактивы, гербарий, учебную литературу. Комсомольская организация исторического факультета взяла шефство над молодежью Минской и Каменец-Подольской областей.
История науки знает много выдающихся дел, совершенных учеными на благо Родины. Ученые МГУ в годы Великой Отечественной войны вписали в эту историю одну из самых ярких и замечательных страниц.

Начальник факультета военного обучения
А.Е. Сувалов
На фотографиях: материалы из Фонда Победы в Фундаментальной библиотеке

(Окончание читайте в следующих номерах «Московского университета»)

Первая полоса

Вести МГУ

Наши юбиляры

Поздравляем

Наши цифры

Наши таланты

Будни и праздники университета

К 60-летию Великой Победы

Студентка

Твоя жизнь, студент

Новости Москвы

Новости науки

Опрос недели

Размышления, максимы, афоризмы

Флюс

На главную страницу