№ 35 (4140) |
И снова о практике!В рубрике «Опрос недели» на прошлой неделе речь шла о практике, которую проходят студенты на разных факультетах. В этот раз я решила продолжить эту тему.
Второй курс, по словам Владимира Сергеевича, наверное, самый интересный. После него ребята едут в путешествие на 30 дней по маршруту Москва–Качалино. У каждого с собой имеется спальный мешок, палатка и прочие принадлежности для жизни под открытым небом. Путь студентов и преподавателей проходит через Тульскую, Липецкую и Воронежскую области. И на каждом этапе ребята исследуют местность, делая акцент на изучении почв. Конечная точка – Волгоградская область, поселок Качалино. Помимо трудовых будней, у студентов существует и культурная программа: они посещают такие исторические памятники, как Куликово поле и Ясная поляна. После каждой практики студенты, разбившись на бригады, защищают свою работу, сопровождая отчет графиками, чертежами и таблицами. А преподаватели выносят «вердикт», который идет прямиком в диплом. «Вообще, – говорит Владимир Сергеевич, – думаю, что большинству ребят нравится проходить практику. Ведь именно благодаря практике им удается приобрести опыт, пощупать все своими руками, узнать много нового и друг друга в том числе. Тем более, что условия с каждым годом становятся все лучше, так что жаловаться не на что». И это радует. Ведь горячая вода, вкусная еда и здоровый сон – только на пользу. Теперь обратимся к практике, которая существует у студентов филологического факультета. Система такова: на каждой кафедре, а их на филфаке 16, существует свой вид практики. Например, на кафедре русского устного народного творчества ребята ездят по деревням и записывают былины, легенды и истории со слов местных жителей. «Так, в августе 2004 года студенческая фольклорная практика в составе 20 студентов посетила Воскресенский район Нижегородской области, расположенный в нижнем течении р. Ветлуга. Основная база экспедиции располагалась в 2 км от районного центра в школе деревни Чухломка, откуда участники практики отправлялись на запись в поселок Воскресенское и окрестные села и деревни. Обследовав их, во вторую половину срока фольклористы разъехались по шести сельским администрациям района». Собираются в такие экспедиции еще с зимы, но не каждому студенту это нравится, и кто-то остается. А кому-то просто тяжело дается общение с людьми. Те же немногие, кто живет экспедициями – ждут каждое лето с нетерпением и едут в путешествие в поисках чего-то совершенно нового и интересного, не знакомого еще никому. Студенты кафедры иберо-романских языков выезжают на летнюю практику в Испанию и Португалию. Несколько студенческих групп направляются в Мадридский университет Комплутенсе, в университет Валенсии и Витории. Кафедра теоретической и прикладной лингвистики тоже имеет традицию проведения практик, которая своими корнями уходит еще в 1967 год. В обществе сложился стереотип, что экспедиции могут быть или археологическими, или геологическими, или географическими. И этот стереотип был нарушен Александром Евгеньевичем Кибриком, который был организатором и руководителем первой лингвистической экспедиции в МГУ. Что же такое лингвистические экспедиции и в чем их предназначение? «Лингвистические экспедиции – это специальным образом организованная жизнь коллектива, объединенного одной глобальной целью: документировать и описать язык, которым исследователи, не являясь его носителями, практически не владеют». (А.Е. Кибрик). Поговорив со студентами филологического факультета, я узнала, что ездят они в экспедиции в Удмуртию, в Коми, в Татарстан и в Чувашию примерно на три недели. Изучают язык и культуру жителей, населяющих эти регионы, составляют словари, а потом пишут отчет о проделанной работе. Средства на экспедиции выделяет, главным образом, Российский гуманитарный научный фонд и частично – филологический факультет. Нужны экспедиции для того, чтобы закрепить теоретические знания и навыки, которые получают студенты в течение года. Когда студент своими глазами видит культуру и быт народа, своими ушами слышит язык, на котором этот народ говорит, он накапливает тот опыт, который не может получить, сидя в аудитории. В лингвистических экспедициях можно открыть для себя и для науки много нового, сохранить память о языках, которые почти изжили себя, преодолеть хотя бы малую долю «социального барьера» между центром и периферией, наконец, приобрести любовь, друзей и изучить прошлое. Напоследок, думаю, будет интересно узнать, каким образом организована практика на геологическом факультете. К сожалению, мне не удалось поговорить с представителями геологической науки, поэтому информацию я взяла с официального сайта факультета. Я узнала, что на геологическом факультете существует 4 отделения и каждое из них включает в себя несколько кафедр, и, соответственно, каждая из них имеет свой вид практик, о некоторых из которых я расскажу. Например, студенты первого курса проходят практику в горной части Крыма и в прибрежной зоне Черного моря. Основная цель – познакомить ребят с проявлением основных геологических процессов. Кафедра геохимии проводит учебную практику по полевым методам геохимических и эколого-геохимических работ в Национальном парке «Лосиный остров» и на Мещерской учебно-научной станции МГУ (Владимирская область). Производственные практики студенты проходят в экспедиционных отрядах кафедры (на Северном Кавказе, в Карелии, на Камчатке, в Центральной России и пр.), в институтах РАН, производственных подразделениях МПР РФ и других организациях. На кафедре геокриологии студенты проходят летнюю специализированную практику под Звенигородом и зимнюю на Мещерской учебно-научной станции, изучая формирование мерзлых пород на Земле, экологические проблемы геокриологии, глобальные изменения климата и т. д. Без сомнения, другие специализации геологического факультета, которые не удалось осветить, не менее интересны и полезны как для геологической науки, так и для жизни человечества вообще. Анна Радченко, наш. корр. | ||