ноябрь 2005

«Испанка» была птичьим гриппом

Группа американских исследователей воссоздала вирус, вызвавший в 1918 году эпидемию гриппа-испанки, приведшую, по разным оценкам, к гибели около 50 миллионов человек. По их утверждениям, опубликованным на страницах журналов «Nature» и «Science», существует прямая параллель между вирусом начала века и птичьим гриппом, свирепствующим в Азии в наши дни.

Из трех пандемий гриппа ХХ столетия испанка 1918 года оказалась наиболее смертоносной. Чтобы понять, в чем заключались ее особенности, ученые подвергли тщательному анализу ткани умерших и некоторые сохранившиеся в замороженном состоянии останки.

Как стало ясно из результатов анализа генетической структуры вируса, две более поздних вспышки заболевания были вызваны слиянием человеческого и птичьего гриппа, в то время как образец 1918 года был мутировавшей формой чисто птичьего гриппа.

Наибольшую тревогу вызывает очевидное сходство между вирусом 1918 года и нынешним вирусом H5N1, распространенным в Восточной Азии. По словам руководителя группы Джеффри Таубенбергера, эти сходства особенно ярко прослеживаются в способах мутации. «Мы обнаружили несколько зловещих параллелей. Некоторые изменения в структуре вируса 1918 года, трансформировавшие птичий грипп в человеческий, развивались точно по такой же схеме, как и у нынешнего азиатского вируса», – заявляет он.

Все это подкрепляет опасения, что современный птичий грипп может мутировать в более опасную форму. Впрочем, имеется и хорошая новость: вирус прошел только первую фазу мутации.

Собранная информация дала исследователям возможность воссоздать в условиях сверхзащищенной лаборатории оригинал исходного вируса и его генетические модификации. Путем инфицирования этими искусственными вирусами лабораторных мышей ученым удалось установить, каким конкретно генам вирус 1918 года обязан своей смертоносностью.

Эксперименты показали, что разновидность этого гриппа примерно в 40 тысяч раз опаснее, чем распространенные ныне человеческие формы. Как говорят исследователи, сейчас необходимо отслеживать все изменения азиатского птичьего гриппа и активизировать работу по созданию лекарственных препаратов. Если, конечно, мы не хотим повторения 1918 года.

Источник: http://www.vestnik.co.il

Миссия аппарата «Венера-Экспресс» ответит на вопросы о будущем Земли

К Венере отправился новый космический аппарат «Венера-Экспресс». Данный европейский проект стоимостью более 250 млн. долларов нацелен на получение новой информации о катастрофическом глобальном потеплении на Венере.

Двухметровому космическому аппарату понадобится пять месяцев, чтобы преодолеть более 40 млн. км, отделяющих Землю от «Утренней звезды».

Эта ближайшая к нам планета имеет сходный с Землей размер, однако на ней существует чрезвычайно враждебная атмосфера. Густые облака из двуокиси углерода привели к нагреванию поверхности до 450°C и образуют дожди из серной кислоты. Профессор Оксфордского университета Фред Тейлор говорит: «В ближайшем будущем Земля, конечно, не станет похожей на Венеру, однако все идет в этом направлении. Факторы связаны. Главным парниковым газом, производимым человеческой деятельностью, на Земле является двуокись углерода, а к высокой температуре на Венере приводит именно она».

Эндрю Коутс из Лаборатории космических исследований Малларда отмечает: «Задача миссии – выяснить, как функционирует плотная атмосфера планеты, как она взаимодействует с поверхностью и как проникает в космическое пространство. Изучение Венеры, особенно неуправляемого парникового эффекта, может дать жизненно важные ответы на вопросы о будущем Земли».

Аппарат осуществит сканирование планеты из космоса, изучит состав атмосферы, а также вулканическую деятельность. На Венере происходят огромные вулканические извержения, когда почти 90% поверхности оказываются залитыми потоками лавы.

Ученые также планируют изучить ураганоподобные вихри над полюсами планеты. «Венера-Экспресс» будет собирать данные по меньшей мере на протяжении двух лет.

Редакторская колонка