№ 42 (4147)
декабрь 2005

Витамины необходимо подбирать индивидуально

Само название – витамины – свидетельствует о том, что эти вещества необходимы для жизни. Они были открыты еще 1880 г. врачом Н.И. Луниным. Витамины бывают водорастворимые (С, РР, В, фолиевая кислота и т. п.) и жирорастворимые (А, Е, Д, К) и, как правило, поступают в организм с продуктами питания. Однако некоторые витамины могут синтезироваться микрофлорой в кишечнике.

Потребность в витаминах и их дефицит возникают также в периоды жизни человека, связанные с тяжелой умственной работой, болезнью, физическими нагрузками или спортом. Так, например, кальций и селен в ощутимых количествах выделяются с потом. Поэтому это следует учесть лицам, склонным к сильному потению. Употребление алкоголя и лекарств (например, антибиотики и аспирин) также значительно изменяет обмен витаминов и минералов, растворяя их или превращая в неактивные формы. Существенно увеличивают потребность организма в витаминах наркотическая и никотиновая зависимости.

Польза поливитаминов определяется не количеством компонентов, а потребностью в них организма на данный момент. Ведь, несмотря на рассчитанные усредненные суточные количества витаминов и минералов, рекомендуемые медиками и фармацевтами, потребность в них для каждого организма индивидуальна и зависит от многих факторов – возраста, пола, особенностей обмена веществ, состояния слизистых оболочек желудка и кишечника, ритма жизни, физических, умственных и психических нагрузок, наличия хронических болезней и пр.

По информации www.gazetaua.com

Больше всего высших начальников воспитал МГУ

Всем интересно знать, где готовят министров, губернаторов и прочих высших чиновников. Российское агентство «РейтОР» постаралось заполнить этот пробел. Оно обобщило выборку из 505 человек, в которую вошли члены Правительства РФ, администрации Президента РФ (включая полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах) вместе с Советом безопасности, представители региональных властей. Выборка сортировалась по двум критериям: вуз, в котором получено первое высшее образование, и место получения первого высшего образования. Выяснилось, что образовательный «масштаб» Санкт-Петербурга уступает московскому в два с половиной раза.

Если говорить о местах получения представителями властных структур первого высшего образования, то здесь лидирует Москва (40%), далее идут центральная и северная части Европейской территории РФ (17%), Санкт-Петербург, Сибирь с Дальним Востоком – 16%; страны СНГ – 7% и юг Европейской России – 4%.

Среди вузов, количество выпускников которых в высших эшелонах исполнительной власти составляет 4 и более человек, бесспорным лидером является МГУ (37 человек), далее следует СПбГУ (16), от которого чуть отстает МГИМО (15). По 10 человек у Российской экономической академии им. Плеханова и у Финансовой академии, 8 – у Московской юридической академии. Список вузов-лидеров в деле подготовки руководящих кадров в основном совпадает со списком лидеров в системе высшего образования в целом.

Источник «Известия Наука» (Наталья Ивина) от 18.11.05.

Нашему образованию в вопросах финансирования не нужно подражать Западу

В Москве в рамках программы «Русские чтения» состоялась лекция Харли Балзера, профессора политологии Джорджтаунского университета, признанного на Западе ведущим специалистом по состоянию дел в российской фундаментальной и прикладной науке. Вот главные его советы правительству России: привлекать в систему образования частный капитал и не ориентироваться на западную модель в вопросах финансирования вузов. «Высшие учебные заведения могли бы как-то использовать уроки российской истории», – мягко упрекнул Балзер наших чиновников от образования.

«Короткий и очень успешный период капитализма» – так профессор Балзер характеризует последнее десятилетие XIX века, прошедшее под знаком реформ министра финансов С.Ю. Витте. Это время американский политолог считает эталоном, на который следует равняться сегодняшним российским реформаторам. В целом же Харли Балзер разделил историю развития системы высшего образования в России на четыре этапа. Первый этап датировался концом XIX века и характеризовался преобразованиями Витте. Второй этап имел место в промежутке между 1917 и 1921 гг. (Гражданская война). Третий пришелся на середину 1930-х и был связан с политикой Сталина. Четвертый этап начался с событий 1991 года.

Этапы развития системы высшего образования в ХХ веке, по мнению профессора, характеризовались только количественным ростом. Так, например, в годы Гражданской войны почти каждая гимназия стала называть себя вузом, в 30-е годы ХХ века почти каждый факультет превратился в вуз. Рост количества высших учебных заведений говорил не о повышении качества образования, а чаще о его снижении.

Что касается современных проблем в системе высшего образования, то профессор Балзер затронул коррупцию («проблема №1 в России»), уменьшение количества абитуриентов, «комплекс империи» (неспособность признавать свои недостатки), регрессивность высшего образования (она наблюдается во всем мире), ничтожную роль общества в образовательной политике.

Профессор считает государственное финансирование недостаточным для борьбы с существующими в вузовской системе проблемами. По его мнению, больше средств нужно привлекать из частных источников. Именно так поступал Витте. Министру финансов удалось изыскать колоссальные средства на финансирование высших учебных заведений благодаря тому, что он позволил частным предпринимателям и местной элите участвовать в образовательной политике. «Любую социальную политику невозможно проводить без обсуждения с обществом, – считает Харли Балзер. – Иногда государство забывает, чьи деньги оно тратит. Если речь идет о налогах, то необходима беседа с народом о том, как их использовать».

Источник «Известия Наука» (Екатерина Патрина) от 24.11.05

Фото дня: извержение вулкана в Антарктике

Извержение вулкана в Антарктике сумели сфотографировать из космоса, сообщает Nature. Вулкан Белинда на Монтагу, крупнейшем из Сандвичевых островов, вместе с вытекающей из него лавой попал в поле зрения американского спутника Terra.

Геофизики склонны думать, что им удалось увидеть крайне редкое явление. Благодаря лаве, быстро переполнившей кратер, площадь острова увеличилась примерно на 200 тыс. кв. м. Кроме того, расплавилась и стекла в океан часть льда, покрывающего остров.

Монтагу, имеющий всего 12 км в длину и 10 км в ширину, был открыт Джеймсом Куком в 1775 г. О том, что на нем расположен действующий 1371-метровый вулкан, узнали лишь в 2001 г., когда в антарктическом воздухе нашли дым и пепел, но до сих пор «полноценные» извержения не были зафиксированы. Помимо Белинды, известны еще несколько антарктических вулканов на острове Росса. Самый высокий из них, Эребус (3794 м над уровнем моря), активен до сих пор.

Источник www.lenta.ru от 25.11.05

Лазеры в изучении взаимодействия сложных белков

Разработан новый оптический метод, позволивший увидеть неизвестные ранее тонкости в процессе транскрипции ДНК.

Генетический код, определяющий аминокислотные последовательности всех белков клетки, реализуется в два этапа. Первый этап – это транскрипция ДНК или синтез молекул РНК на цепочке ДНК как на матрице. После этого на РНК-копии гена запускается синтез белка.

Молекула рибонуклеиновой кислоты (РНК) химически очень похожа на ДНК: она тоже является полимером, составленным из нуклеотидов. В синтезе РНК участвует специальный фермент РНК-полимераза, который узнает специальную последовательность нуклеотидов между генами (промотор). К промотору прикреплен еще один белок, называемый «фактор инициации транскрипции», с которым связывается РНК-полимераза. Двигаясь вдоль гена, РНК-полимераза снимает с него копию в виде молекулы РНК.

Для изучения такого типа многостадийных процессов, включающих взаимодействие белков и нуклеиновых кислот, обычно используется метод FRET (флуоресцентный резонансный перенос энергии). В этом методе две флуоресцентные молекулы (флуорофоры) генетически присоединены к двум выбранным белкам, что позволяет наблюдать их во флуоресцентный микроскоп. Обычная (не FRET) флуоресценция – это излучение флуорофором света после облучения его светом определенной частоты. Каждое вещество-флуорофор характеризуется спектром поглощения и спектром испускания флуоресценции. Частота испускаемого света, как правило, меньше частоты возбуждающего излучения. Для получения FRET-эффекта частота испускания первого флуорофора, то есть донора, должна равняться частоте поглощения второго флуорофора – акцептора. Если теперь облучать клетку с флуоресцентно-меченными белками лазерным светом с частотой возбуждения донора, то в микроскопе будет виден только первый белок, до тех пор, пока белки не сблизятся. Тогда часть энергии флуоресценции первого белка будет поглощать акцептор и сам начнет излучать свет. Комплекс двух белков будет виден в микроскопе как точка другого цвета. Эффективность переноса энергии от донора к акцептору падает пропорционально шестой степени расстояния между ними, и резонансный перенос энергии осуществляется, когда флуорофоры находятся на расстоянии 2–10 нанометров друг от друга. Таким образом, метод FRET позволяет наблюдать макромолекулы в момент их тесного взаимодействия, а по разнице между интенсивностями излучения двух флуорофоров можно определить расстояние между ними.

Ученые из Института биофизики Ливерморской национальной лаборатории Лоренса (Lawrence Livermore National Laboratory’s Physical Biosciences Institute) (Калифорния, США) использовали метод FRET при изучении процесса транскрипции ДНК. Группа исследователей во главе с Тэдом Лоуренсом разработала усовершенствованную технику переменного возбуждения лазером ALEX, позволяющую регистрировать FRET с лучшим разрешением. С помощью этой техники наблюдался перенос энергии от фруорофора-донора на РНК-полимеразе к флуорофору-акцептору на цепочке ДНК и на ассоциированных с ней белках. Ученым удалось обнаружить, что в механизмах запуска и завершения синтеза РНК нет существенных различий. Исследования впервые наглядно подтвердили тот факт, что «фактор инициации транскрипции» остается связанным с РНК-полимеразой в течение всего процесса синтеза. Это означает, что клетка не использует дополнительных взаимодействий для завершения трансляции, но синтез РНК регулируется на протяжении всего времени от начала до конца.

Работа опубликована в журнале «Molecular Cell», ноябрь (11), 2005 г. Источник www.Bio.com

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Поздравляем

Мир науки

Пресс-служба

Лекторий МГУ

Наши юбиляры

Будем закомы

Крупным планом

Работа выпускникам

Студентка

Опрос недели

Неравнодушный взгляд

Новости науки

Новости Москвы

Спорт

В культурном центре МГУ

Флюс

На главную страницу