№ 3 (4152)
январь 2006

Из дальних странствий возвратясь

Ташкент–Бухара–Самарканд Маршрут дружбы

Самарканд
В ноябре 2005 г. в Москве состоялась встреча президентов России и Узбекистана. В ходе этого саммита было подписано соглашение о дружбе и сотрудничестве, что стало поворотной точкой в развитии двусторонних отношений. Это заставило нас по-новому взглянуть на Узбекистан – государство, занимающее ключевое положение в Центральной Азии.

В Институте стран Азии и Африки уделяется пристальное внимание изучению истории, этнологии и языков государств Центрально-Азиатского региона. Проводятся различные Олимпиады и исторические турниры на лучшее знание истории изучаемых стран и регионов. Победителями турнира на тему «История Турции и тюркских народов Центральной Азии» стали А. Бакустин, С. Дзкуя, Г. Мансурова, А. Молочков, А. Коломойцева, Н. Шестаков, получившие возможность поездки по маршруту Ташкент–Бухара–Самарканд. Очарованные лекциями профессора Ж.С. Сыздыковой по истории Центральной Азии мы и сами не сомневались, что Узбекистан надо обязательно посетить.

Было принято решение о проведении Международной студенческой конференции «Связи тюркских народов и государств Центральной Азии: древность и современность». Приехав в Узбекистан, мы окунулись в своеобразный сплав множества древних культур – персидской, тюркской, арабской, индийской…

Программа в Ташкенте была насыщенной: мы посетили музей Амира Тимура, памятник архитектуры Кукельдаш, католический костел, православную церковь, старый город, были в гостях в семье известного узбекского композитора Анура Мамадовича Назарова. За разговорами мы просидели до глубокой ночи и дали друг другу обещание встретиться еще…

Перед конференцией нас принял ректор Национального университета Узбекистана (НУУз) имени Мирзо Улугбека профессор Равшан Ражабович Ашуров. У входа в конференц-зал нас встречали юноши и девушки в национальных костюмах, всем гостям преподнесли цветы. Прием был настолько радушным, что остатки волнения улетучились сами собой. Было такое ощущение, что находишься в кругу очень близких друзей. На конференции присутствовали академики, преподаватели и сотрудники из разных стран, представители посольств России, Казахстана, Турции и др.

В Бухару мы прибыли рано утром и, разместившись в отеле «Бухара Палас», отправились на экскурсию. Бухара – один из древнейших городов Средней Азии. Старая легенда гласит, что на все мусульманские города с неба нисходит свет благодати и только над Бухарой этот свет сам поднимается вверх. Это удивительный город, который сохранился в пределах своей городской крепостной стены, построенной еще в XVI в., и вместил в себя более 200 медресе и множество базаров. Нас поразил старый город с его узкими улочками, старинными мечетями, музеями, медресе. Судя по количеству мусульманских религиозных учреждений, Бухара является духовным центром региона. Жемчужина города – известный на весь мир мавзолей династии Саманидов, недавно отметивший свое тысячелетие. Эта пропорциональная усыпальница выглядит как резная, золотистая шкатулка, увенчанная куполом.

На площади Пои-Калян, впечатляющей своими размерами и архитектурой, по-новому смотрится вечный символ Бухары – минарет Калян, возведенный в далеком 1127 году. Предание гласит, что мастер, выложив 10-метровое основание Каляна из жженного кирпича на растворе из ганча1 и верблюжьего молока, сбежал. И вернулся только через несколько лет, когда фундамент окончательно окаменел. На протяжении многих веков, пять раз в день, на вершину минарета поднимались четыре муэдзина и призывали правоверных к молитве. А во время затяжных песчаных бурь на его колоколе разжигали костер, и Калян спас жизнь многим заблудившимся путникам. Неизгладимое впечатление оставляют минареты Ляби-Хауз XVI–XVII вв.

Самарканд – это город, где пересекаются традиции всего региона. Население города разговаривает на трех языках – узбекском, таджикском и русском. Самарканд – второй по значению город Узбекистана, один из центров мирового туризма. Он расположен в левобережной холмистой части среднего течения реки Заравшан, и, являясь одним из древнейших городов мира, по своей исторической и архитектурной значимости не уступает всемирно известным центрам мировой цивилизации.

Уже в середине I тысячелетия до н. э. он существовал под названием Мараканда. Богатство и процветание этого города не оставляло в покое многих иноземных завоевателей. «Эдемом Древнего Востока», «Драгоценной жемчужиной», «Ликом земли» нарекли Самарканд средневековые ученые. «Сокровищницей культуры народов Востока» называют его и в настоящее время. Город завоевывали войска Александра Македонского, арабских халифов и Чингисхана… Он был столицей могущественного государства Согд, центром обширной империи Темура… ЮНЕСКО включила этот древний город в список важнейших исторических памятников мира.

В ходе экскурсии мы посетили монументальнейшее сооружение – Шах-и-Зинда – некрополь с уникальными образцами глазурного декора. Это комплекс, состоящий из 11 мавзолеев. Больше всего нас поразил размах, с которым были построены эти памятники. Архитектурный ансамбль Шах-и-Зинда считается святым местом.

Самый знаменитый памятник Самарканда – мавзолей Гур Эмир (XIV–XV вв.). Эта усыпальница Темуридов – лучший образец архитектуры средневекового Востока. Кроме того, мы побывали в знаменитой обсерватории, построенной в 1428–1429 гг. правителем Самарканда Улугбеком, выдающимся ученым, просветителем и государственным деятелем, вычислившим время годового цикла вращения Земли с погрешностью менее одной минуты.

Площадь Регистан – сердце Самарканда – некогда бывший центр средневекового города, являющаяся выдающимся примером мастерства зодчих Средней Азии с расположенными на ней тремя медресе – Улугбека, Шир-Дор, Тилля-Кари. Последним памятником, увиденным нами в Самарканде, стала красивейшая мечеть, построенная в честь любимой жены Темура красавицы Биби Ханум.

Наступило время прощаться… Уезжать нам очень не хотелось, но нас уже ждали в Ташкенте наши друзья, да и самолет в Москву вылетал этой же ночью. Надеемся, что такие встречи будут иметь свое продолжение, как на узбекской, так и на российской земле.



1 Ганч – среднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы, содержащей гипс и глину. Водный раствор молотого ганча быстро схватывается (затвердевает), легко формуется.

Николай Шестаков, Семен Дзкуя, студенты ИСАА

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Пресс-служба

Лекторий МГУ

Диалог цивилизаций

Повестка дня

Из дальних странствий возвратясь

Опрос недели

Будни и праздники МГУ

Громкие имена

В Культурном центре МГУ

Крупным планом

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

Флюс

На главную страницу