№ 20 (4169)
май 2006

Мы начинаем КВН...

Одиннадцатого мая в здании МИСиС прошла игра четвертьфинала Лиги КВН МГУ. Начало мероприятия было назначено на 18.30, но публика долго рассаживалась, тщательно выбирая места, — благо их оказалось больше, чем людей. Юрфак, например, заранее «забронировал» места всем своим болельщикам.

И вот без нескольких минут семь игра началась. Как полагается, она состояла из трех частей: приветствия, разминки и музыкального конкурса. Приветствие у большинства команд прошло довольно вяло (наверное, ребята немного растерялись), однако разминка, в которой вопросы задавало жюри (например, «куда делась вода?» и «куда делись таблички?»), немного взбодрила участников, и «музыкалку» они отыграли в полную силу: было и смешно, и интересно.

Всего за победу боролись девять команд (психологи, соцфак, физики, Московская школа экономики, ДТП, химики, экономисты, команда ЭМШ и юристы), и у каждой из них был свой «коронный» номер: у химиков — школа гейш; отлично исполненная песня «Останусь», переделанная в песню об участи гаишника, — у команды соцфака; фитнес-клуб «Динь-динь-дон», которому стоя аплодировала вся галерка, — у психологов; японский суд, закончившийся массовым харакири, — у физиков; «Дележ денег» — у команды ЭМШ, объяснившей, куда деваются деньги, вырученные от продажи входных билетов, с помощью фонограммы мультика «Простоквашино» («Кажется, зря мы его кормим…»); гитарная группа — у экономистов; Герман («собачка с Марса») — у юрфака… «Манчестерский централ» команды ДТП — зрелище незабываемое. В не меньшей степени впечатляет заявление, что «МГУ — это весь мир», и последующая его интерпретация (Московская школа экономики): «Гватемала — это факультет почвоведения. Все знают, что он есть, но где он и что там делают…». Все эти шутки надолго еще останутся в памяти зрителей и участников.

В результате, согласно оценкам пяти судей, среди которых были члены Премьер-лиги КВН, первое место заняла команда ДТП, значительно опередив после музыкального конкурса своего основного конкурента — уверенно лидировавшую команду экономического факультета, а право пройти в полуфинал получили команда ЭМШ и Московской школы экономики.

Ирина Фазлиахметова

 

В центре внимания — студент

При обсуждении национального проекта «Образование» на заседании Госсовета в марте этого года Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что система образования должна быть ответственна за результаты воспитательной работы. И с этим трудно не согласиться.

История высшей школы России показывает, что чем больше внимания ее профессорско-преподавательский корпус уделял подготовке не только высококвалифицированных и образованных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, но и патриотов Отчизны, тем быстрее увеличивался экономический потенциал страны, росло ее могущество, повышался ее статус на мировой арене.

Но были и годы «забытья», когда вузы плохо финансировались, университеты лишались автономии, студенты оставались один на один со своими проблемами. Переломные моменты в истории, годы «великих» реформ, когда до основания разрушали все или почти все, что было в прошлом, крайне негативно сказывались как на деятельности вузов, так и на воспитательном процессе в них. Так, к сожалению, произошло и после распада СССР, когда советская система образования и воспитания — одна из лучших, если не лучшая, в мире — оказалась в независимой России под угрозой.

«Цветные» революции в соседних странах заставили обратить самое пристальное внимание правящих кругов и средств массовой информации на молодежь. Побудить же воспитателей уделять больше времени и сил своим подопечным, а не просто гнаться за часами учебной нагрузки, призвано увеличение финансирования вузов: расходы бюджета на образование в целом за последнее время выросли в стране в 5 раз.

В последние годы и в Московском университете стали больше внимания уделять именно воспитательной работе со студентами. Восстановлен институт кураторов студенческих курсов. В этом отношении показателен опыт других вузов, в которых для координации всей работы со студентами в штатное расписание введены должности проректора и заместителей деканов по воспитательной работе. Представляется уместным и в МГУ с участием студенческого актива разработать план соответствующей работы на текущий учебный год, утвердив его приказом ректора по всему университету, а приказами деканов — по каждому факультету в отдельности.

Часть подобных предприятий уже проводится на ряде факультетов (историческом, геологическом, физическом, государственного управления и др.). Так, кафедра истории общественных движений и политических партий исторического факультета организовала серию встреч студентов и аспирантов с участниками Великой Отечественной войны. Много внимания кафедра, ее профсоюзная организация (председатель профбюро — А.Н. Куликов) уделяют индивидуальной работе со студентами, заслушивают их персональные отчеты об успеваемости и т. п. Практика показала, что немногие из студентов умеют сегодня совмещать учебу и работу. Многим из них приходится объяснять, что учеба — это и есть их основная работа и что посещение занятий в университете обязательно. В результате индивидуальных отчетов учащиеся начали ответственнее относиться к занятиям, серьезнее готовить к защите свои курсовые и дипломные работы.

Традиционными стали также встречи преподавателей, студентов и аспирантов по случаю таких праздников, как День Победы и 8 марта, а также по случаю юбилейных дат в жизни страны и Московского университета. Плодотворно на факультете работают Творческий союз студентов-историков, Военно-исторический клуб. Жаль только, что они охватывают небольшой круг учащихся. Интерес к общественной работе у многих из них либо отсутствует вовсе, либо минимален. Остро ощущается на факультете, да и в университете в целом, отсутствие авторитетной молодежной организации с индивидуальным членством, четкой программой действий, ориентированной, прежде всего, на учебно-воспитательную работу со студентами, укрепление дисциплины и повышение успеваемости, воспитание патриотов. Студенческий союз МГУ, создаваемое в университете движение «Вал», на наш взгляд, не отвечают сегодня этим требованиям. Многие студенты об их существовании даже не подозревают. Являясь немногочисленными по количеству участников, проводя, тем не менее, массовые акции (студенческая масленица в МГУ и т. п.), они далеки от учебных дел, успеваемости и дисциплины студентов, от прозы повседневной студенческой жизни…

В целом, существующую ныне систему студенческого самоуправления в университете нельзя назвать системой как таковой, потому что ее органы (Студенческий союз, Студсовет, студенческие комиссии профкомов и др.) работают обособленно, не обмениваются опытом, практически не имеют связей друг с другом, слабо влияют на учебно-воспитательный процесс.

Обнадеживает первый опыт возрожденного института кураторов студенческих курсов. Так, куратор 1 курса исторического факультета доцент А.А. Талызина выявила наиболее активных студентов и, опираясь на них, с помощью деканата сформировала институт старост студенческих групп. В контакте с преподавателями, работающими на курсе, она наладила контроль над дисциплиной и успеваемостью студентов, начала «точечно» помогать отстающим. Не прошла она и мимо расхлябанности, неумения иных студентов вести себя в общественных местах. Жизнь курса находит отражение в публикациях стенгазеты, как правило, богато иллюстрированной.

Возрождающееся в университете внимание к воспитательной работе со студентами, к вопросам патриотического воспитания настоятельно требуют его закрепления со стороны руководства университета, всех подразделений, в первую очередь, факультетов в виде создания системы этого воспитания с соответствующей структурой ответственных исполнителей, с координацией работы имеющихся общественных организаций, с использованием всего ценного, что было накоплено в университете за предыдущие годы. И только тогда, когда в центре внимания будет студент, воспитываемый и воспитанный в духе лучших традиций отечественного образования, можно будет не сомневаться в будущем отечественной науки и образования.

Г.П. Оприщенко,
доцент исторического факультета

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Родом из МГУ

Громкие имена

Исторический экскурс

Юридическая помощь

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

Спорт

На пользу науке

Новости науки

Крупным планом

Университетская кухня

Студентка

Отдых

Новости Москвы

ФЛЮС

Размышления, афоризмы, максимы

На главную страницу