№ 37 (4186)
ноябрь 2006

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

«Достижения» современной культуры

Почему именно человек стал «правителем» всего сущего, подчинив им же созданным законам и границам около двух миллионов видов живых существ? Ответ на первый взгляд очевиден и заключен в словах «Homo sapiens — человек разумный». Но как проверить, что ни растения, ни животные не обладают разумом? Может быть, он просто недоступен человеческому восприятию…

Тем не менее, человек, в отличие от животного, является существом с динамической системой отношений, которая не только объединяет людей, но и способствует все большему ускорению темпов развития человечества, цивилизации. Во многом благодаря системе отношений окружающий мир человека постепенно приобрел такую важную характеристику, как целостность (другими словами — взаимосвязь и взаимозависимость людей, народов). Веками на основе целостности мира возникает единая общечеловеческая культура. В глобальном понимании, культура объединяет нравы, обычаи, язык, письменность, специфику одежды, работы, экономики, общественно-политического устройства, науки, техники, искусства, религии и многих других форм проявления жизни конкретного народа. Однако «культура лежит на границах» (М.М. Бахтин), являясь, по мнению многих исследователей, совокупностью самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом.

Безусловно, идеалы и установки культуры — лишь выражение конкретных исторических условий. Культура XXI века является своего рода сплавом того, что было открыто и достигнуто человеком в предыдущие эпохи. В то же время огромную роль играет «сито времени», и многим (стоит заметить, весьма хорошим) идеалам прошлого не удалось «протиснуться» сквозь «временной фильтр». Ноосферная, информационная, экологическая — культуры столь разнообразны, что зачастую за деревьями становится не виден лес. Что есть культура XXI века, и каковы ее основные характеристики? Несомненно, у каждого человека есть свое мнение.


1. Что есть, в вашем понимании, культура?
2. Каковы идеалы и базовые ценности российской культуры?
3. Велико ли влияние на культуру России других стран? Как вы думаете, оказывают ли сейчас и будут ли оказывать в будущем воздействие на культуру процессы модернизации и глобализации?
4. Каковы главные «атрибуты» культурного человека?
5. Какие социальные институты, на ваш взгляд, являются своеобразными «хранилищами», «аккумуляторами» культурных достижений?

1. Культура, в моем понимании, — это система накопленных человечеством ценностей, которая передается в ряду поколений посредством воспитания каждого последующего поколения предыдущим. Культурный процесс непрерывен, поэтому данная система ценностей постоянно обогащается новыми вкладами своих представителей и подвергает критике прежние идеалы.
2, 3. Современная российская культура, к сожалению, утрачивает свою самобытность, интегрируясь в общемировую. С другой стороны, в рамках данного процесса проявляется все больший интерес западных ценителей искусства к России. Вместе с тем, в Россию с одинаковым успехом вливается западная (мюзиклы, мода, кино- и шоу-бизнес) и восточная (йога, философия, религия, предметы интерьера, японская кухня) культуры, которые находят все больше сторонников среди современной молодежи. Если совершить небольшой экскурс в историю, можно заметить, что влияние других культур в России наблюдалось всегда и даже являлось своего рода традицией. Французский язык, например, долгое время считался языком культурных людей. То же самое можно сказать о моде, литературе, революционных направлениях. В настоящее время эта тенденция существенно расширилась и теперь охватывает большую группу стран.
Глобализация является катализатором процесса взаимопроникновения культур. Модернизация, в свою очередь, является социальным и культурным процессом активного созидания новой системы ценностей. Время является наиболее эффективным фильтром в вопросах ценностей, оставляя в истории только наиболее достойные из них.
5. Источником и «хранилищем» культуры, прежде всего, является человеческое сознание. Сама по себе культура не «живет» в театрах, музеях, на выставках, она находится в наших умах.
Наталия Коноплева, 4 курс, экономический факультет

1. Если говорить об определении, то мне больше всего нравится короткое и простое: «Культура — это спрессованный опыт». Это то, что сделало из обезьяны человека, и за это ей уже можно сказать спасибо. А что назовут современной культурой, мы узнаем лет через 200, когда отделят зерна от плевел.
2. В первую очередь, это взаимопомощь: все в одной лодке, и так как эта лодка постоянно тонет, а спастись в одиночку невозможно, этот идеал скорее вынужденный.
3. Думаю, влияние других стран в последнее время стало подавляющим. Это во многом объясняется свободой и силой средств массовой информации, легкостью коммуникации, также отсутствием патриотизма. Что дальше? Не знаю… Возможно, одна большая страна, где мы будем делить только духовные ценности.
4. Думаю, это индивидуальность, отсутствие чувства коллективизма (вернее толпы). Из чего следует высокая мораль, честность и т. д.
5. Обители старой культуры остались прежними, но появились и новые. Нельзя не сказать про альтернативные и андеграунд культуры. Возможно, через несколько веков именно они станут классическими.
Артем Кохась, 2 курс, факультет глобальных процессов

1. Культура является важнейшей характеристикой человеческой жизнедеятельности. Попробуем экстраполировать данное понятие на современное российское общество (в частности, на Москву, в меньшей степени — на МГУ). Можно заметить некоторую дисгармонию понятия «культура» и ее ощущения в наших реалиях. Все чаще замечаешь, как культуру продают! Да, именно продают, и я не побоюсь этого слова! Многое из того, что во всем мире считается достоянием нации, в России сжигается или затапливается, чтобы на этом месте, например, построить, очередной бизнес-центр. Во все века университеты были центром кристаллизации культуры. Сейчас же все чаще можно услышать непечатный поток слов на лекциях, увидеть студентов, активно играющих в «обострение восприятия окружающей действительности».
Поэтому в моем понимании о культуре можно говорить тогда, когда бабушкам в метро уступают место и при этом бабушки говорят спасибо, а не ругаются, убивая при этом взглядом…
2. Это очень интересный вопрос, прежде всего тем, что необходимо очень четко разграничить временные рамки. Сейчас идеалы культуры, которые были при Петре Великом, А.С. Пушкине или Ф.М. Достоевском, исковерканы. Хотя, может быть, они просто скоррелированы с нынешними реалиями. Достаточно посмотреть на современную литературу: взять лишь книги В. Пелевина (хотя это один из наиболее позитивных примеров!)… Современная молодежь зачастую даже не догадывается, кто такой Ф.И. Шаляпин, и не все слышали С.В. Рахманинова или Д.Д. Шостаковича. В связи с этим я не могу точно описать, каковы установки и идеалы российской культуры.
Если же говорить о тенденциях и изменениях в культуре, то они огромны. О многом говорит лишь то, что в течение XX века политический строй в нашей стране, хотя бы номинально, менялся три раза. Стоит учесть, что с развитием общества, а особенно индустриального, понимание культуры становится более многогранным.
3. Культурное влияние было всегда. Иногда его искусственно останавливали, иногда, наоборот, продвигали в массы. Необходимо заметить, что в последнее время все активнее нарастает «бескультурное влияние». Например, пропаганда насилия, крови, спасения своего и только своего (!) «живота». Нам пытаются навязать странные и не всем понятные свободы и права. К примеру, право смотреть и помалкивать, когда какая-нибудь «секта» агитирует вступление в ее ряды — ведь у нас свобода вероисповедания. С чем же это может быть связано?.. Возможно, наши «доброжелатели» попросту поняли, что тот, кто хочет победить Россию, должен ее сломать и уничтожить изнутри, так как снаружи нас не осилить?
4. Цельность, внутренняя сила, интеллект, умение анализировать и «рождать» собственные истины (а не чужие, выдавая их за свои).
5. Обратимся к северной столице. В Санкт-Петербурге, к примеру, в советское время обителями культуры являлись (как ни странно): Мариинский театр, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, кафе «Сайгон», репетиционная база «Аквариума»… Думаю, комментарии излишни.
Сергей Еремеев, 4 курс, факультет биоинженерии и биоинформатики

1. Культура — многообразное явление, трудно дать ему одно четкое определение. Если говорить о культуре как об идущем в массы искусстве, то ситуация, видимо, изменится. Музеи, театры, выставки художественных произведений и фоторабот, фильмы и клипы, концерты и записи музыкальных произведений... При таком понимании культура есть все то, что является передающим звеном между талантливым (всегда ли?) человеком, создателем произведений искусства, и массами. Такая культура способствует просвещению народа, она — оплот и главная цель цивилизации. Если через искусство только сам художник способен понять суть красоты, то культура предоставляет этот шанс всем. Кто-то им пользуется, кто-то нет — это личное дело каждого, да и едва ли кто сможет с уверенностью сказать, есть ли в этом полная необходимость.
Наконец, культура является одним из направлений самовыражения. Этому определению соответствуют многочисленные «субкультуры», сформировавшиеся в период со второй половины XX века.
2. По моему мнению, культура России развивается в едином ритме с европейской культурой в непрерывном взаимодополнении и взаимообогащении. Лучший свидетель этому — история нашей страны. Поэтому искать признаки исключительной самобытной российской культуры, думаю, несколько некорректно. До начала XX века российская культура развивалась в классическом русле, прошлое столетие принесло новые веяния, появилось множество новых направлений. Однако нормы поведения во многом остались прежними, а все изменения лишь повторили европейский путь трансформации индустриального общества в постиндустриальное.
3. Влияние европейских государств на развитие культуры в России было определяющим.
Процесс глобализации, как мне кажется, не способен изменить основы общей культуры человечества, существующие уже многие тысячи лет. Конечно, несколько изменятся интересы людей, рамки, регулирующие их поведение, но, в целом, эти преобразования не окажут на культуру человечества определяющего влияния.
4. Моральные устои, доброжелательность, вежливость, общая эрудиция, любознательность и интерес к познанию нового. Именно в таком порядке.
5. Главная «обитель культуры» в нашей стране — Русская православная церковь, без которой не смогла бы сформироваться современная Россия как культурная страна. Не стоит об этом забывать. Также важнейшую роль в развитии культуры играют университеты.
Сергей Козырев, 4 курс, географический факультет

1. На мой взгляд, культура — это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Он представлен в системе социальных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой и к самим себе.
2. XX век был насыщен большим количеством исторических событий, таких как революция 1917 года, Великая Отечественная война, развал СССР, которые просто не могли не повлиять на мировоззрение людей, на их культурные устои. В 1990-е годы, в связи с отсутствием какой-либо централизации власти и резким упадком благосостояния людей, духовные ценности потеряли какое-либо значение. Сейчас же наблюдается восстановление духовной культуры.
3. После развала СССР влияние на российскую культуру со стороны Запада было весьма заметно. Выражалось это, например, в пропаганде американского образа жизни через кино. Нужно обратить внимание на то, что наш кинопром начал восстанавливаться совсем недавно, хотя в советское время снималось огромное количество фильмов. В настоящее время влияние со стороны других стран хоть и не исчезло, но существенно сократилось. Связано это, прежде всего, с повышением благосостояния людей, централизацией власти.
Модернизация и глобализация, безусловно, влияют на культуру населения, особенно сейчас. Это выражается, например, в желании политиков построить в России западную модель экономики. В связи с этим оказывается огромное воздействие на материальную культуру. При этом духовная культура российского населения развивается своим путем, как это и было раньше. Думаю, после того как Россия поднимет свою экономику, модернизация и глобализация уже практически не будут влиять и на материальную культуру России.
4. Понятие «культурный человек» сугубо индивидуально, особенно в наше время. На мой взгляд, это эрудированный в самых разных областях знаний человек, с которым можно свободно общаться. Важно также, чтобы этот человек был носителем определенных духовных ценностей.
5. В наше время это, безусловно, классическая литература, музеи, театры, кинотеатры. Сюда также можно отнести школы и вузы.
Никита Болсуновский, 2 курс, механико-математический факультет

1. Культура — это духовное состояние общества.
2. Культура России пока еще держится на своеобразии менталитета россиян. Самобытность и «загадочность русской души», совместно с талантом являются ключевыми понятиями.
3. Глобализация никого не обошла стороной. Один из показателей — московский Арбат. Это своего рода квинтэссенция русской культуры. На таком уровне она потихоньку превращается в фарс.
4. Элементарные хорошие манеры, высшее образование, понятие о чести и долге.
5. Думаю, ими являются, в первую очередь, люди и университеты. В то же время сейчас Интернет — это «наше все».
Оксана Толкунова, 2 курс, факультет журналистики

Итак, куда же стремится современная культура? Возможно, в настоящее время человек начинает тонуть в диком разнообразии идей и тенденций открытого мира. Зачастую возникает ощущение, что «фильтр времени» обладает барьерной функцией: все реже «пропускаются» достижения, идеалы прошлого, зато активно генерируется нечто новое.

По сути, новизна необходима и прекрасна, но ее становится так много, что человек иногда не в силах разобраться, действительно ли они обогащают его жизнь.

Безусловно, развитие идет от общего к частному, к изобретению нового. Но есть ли возможность сейчас с уверенностью утверждать, что мы можем смотреть «на будущее уверенно», что «оно в наших руках, мы его не выпустим» (В.И. Вернадский)?

Таким образом, дальнейшее преобразование культуры неизбежно. Но, как емко отметил руководитель Центра визуальной антропологии МГУ Е.В. Александров, «человек без ощущения своей близости к истории, к традициям существовать не может. Если человеку кажется, что можно жить, не оглядываясь назад, то, как только он немного встает на ноги, приходит понимание, что все идет из истории, из его причастности к своей семье, к своей национальности, к своей стране».

Фото А. Безлецкина

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Поздравляем

Крупным планом

Наши юбиляры

Страницы истории

Конфренции

Мир творчества

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

01

Новости Москвы

На главную страницу