№ 40 (4189)
декабрь 2006

«Разный» Шостакович

В рамках цикла вечеров «Ректор Московского университета приглашает…» 21 ноября во Дворце культуры МГУ состоялся концерт Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, художественный руководитель и главный дирижер — В.И. Федоссев. Программа концерта посвящалась 100-летию Д. Шостаковича.

Антиформалистический раек «Борьба реалистического направления в музыке с формалистическим направлением в музыке» для баса, смешанного хора и камерного оркестра и Камерная симфония (Струнный квартет № 8) составили первое отделение. Во второе отделение вошли: вальс из музыки к спектаклю Ленинградского мюзик-холла «Условно убитый», песни шута из музыки к трагедии «Король Лир» В. Шекспира, концерт для фортепиано с оркестром № 1.

Для начала отметим, что оркестр — один из лучших в Европе. Стоит ли говорить, что цель концерта была достигнута: исполнители блестяще показали все грани музыкального дарования Шостаковича, такого «разного», но во всех своих произведениях (и в популярном вальске, и в трагической музыке Камерной симфонии) остающегося художником и только художником.

В этом смысле совершенно неслучаен выбор первого из прозвучавших произведений. Красота требует жертв: в полной мере это было справедливо для всех художников сталинской эпохи. И с особой остротой эта дилемма — следование призванию или благополучие, купленное ценой сделки с совестью, — проявилась в столкновении так называемого соцреализма и формализма. В связи с этим не будет лишним отметить, что, по Войновичу, соцреализм определяется как «восхваление начальства в доступной ему форме»; «формализм» же подразумевает авторское произведение и личную ответственность автора за то, что он творит.

В 1936 году газета «Правда» опубликовала разгромную статью под названием «Сумбур вместо музыки» — публичное унижение стало ценой за так называемую творческую свободу. Памятуя об этом, в 1948 году Шостакович пишет сатирическое сочинение. В XIX веке нечто подобное создал Мусоргский — музыкальный памфлет «Раек», в котором подверг критике современную ему оперу. Следует пояснить, что «райком» называлась в те времена «верхатура» концертного зала, где обычно шушукались слушатели, обсуждая представленное публике произведение. Идею этого райка и использовал Шостакович для выражения своего негодования. Блестящее остроумие, ирония, сарказм, а все вместе взятое — «умение изысканно хамить», как выразился В.И. Федосеев, который сам лично вел концерта, — вот что, помимо эстетических достоинств, обнаруживает памфлет. Данное произведение никогда не исполнялось при жизни автора, сенсационная премьера состоялась лишь в 80-е годы в Америке, поэтому стоит уделить ему особенное внимание.

Итак, в обсуждении принципов истинного искусства участвуют три лица — Единицын, Двойкин и Тройкин. Так представляет их Ведущий, однако по ходу исполнения их партий мы угадываем в первом некое историческое лицо с кавказским акцентом, оставившее неизгладимый след в отечественной истории, следующим, судя по всему, и в соответствии с исторической ситуацией был Жданов, за ним, как всегда, примыкал Шепилов. Эти типические характеры делают честь Шостаковичу как художнику-реалисту, несмотря на его несоменный музыкальный формализм. Чего только стоит реакция хора на выступление Главного музыковеда — это восклицание:

…Спасибо, спасибо
За историческую речь!


Коротко говоря, великий композитор неподражаемо запечатлел дух того, что наши современники почтительно окрестили «совком».

Вполне предсказуемо Двойкин «отказывается вносить диссонансы и атональность в прозвучавшие мысли» Главного. Вторя ему, Тройкин проницательно замечает:

Глинка, Чайковский,
Римский, Корсаков
Задевают несколько струн…


Формалисты, в том числе Шостакович, не задевают. Пожелание Единицына о том, чтобы «антинародные композиторы прекратили свое более чем сомнительное экспериментирование», этот персонаж развивает в духе деятелей с Лубянки. Его инициативу подхватывает хор (в данном случае Академический хор МГУ под руководством М.С. Аскерова):

Бдительность, бдительность,
бдительность –
Всегда! Везде!
Бдительность, бдительность,
бдительность –
Всегда! Во всем!
Постоянно всюду бдите —
Ничего не говорите!


Этот призыв следует за совершенно непрозрачными намеками на то, кем по сути являются «антинародные композиторы». Стоит ли уточнять? Врагами народа.

Здесь нельзя не отдать должное совершенно неподражаемому солисту Алексею Мачалову, равно убедительному в каждом из этих образов — и с кавказским акцентом, и в роли сочно «народного» эрудита Тройкина. Однако с гораздо большей силой его драматический талант проявился в образе шекспировского шута. Глубокий трагизм этого персонажа был передан артистом с неподдельной искренностью, когда глубоким, надрывающим сердце голосом он пропел слова:

Но он не плут, не плут!
Дурак, а не мошенник!


Пародийная, ироническая музыка прозвучала в завершение концерта. Солировали Павел Домбровский (фортепиано) и Александр Козлов (труба). Технически изощренное модернистское произведение, в котором Шостакович говорит уже не от лица благородного наблюдателя, а от лица музыканта, непосредственно, своим творчеством, выражающего свою позицию в искусстве, стало вполне логичным финалом вечера.

Таким предстал публике великий композитор, благодаря дирижеру Игорю Громову и исполнителям оркестра — как современник идеологической борьбы, склонный к едкой иронии, как жертва фашизма, «бессмертной пошлости людской» и политического произвола, как сочинитель «легкой музыки», как «изысканный хам», как музыкант-формалист, как истинный художник.

Людмила Фролова, наш корр.

 

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906–1975), композитор-классик мировой музыкальной культуры XX в., народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения (1965), Герой Социалистического Труда (1966). Ученик М.О. Штейнберга. В 15 симфониях (1925–1971), фортепианных трио (1944), ряде струнных квартетов (всего 15) и других сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплощен сложный духовный мир художника-гуманиста XX в.: протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветленная лирика. Оперы «Нос» (по Н.В. Гоголю, 1928), «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова» по Н.С. Лескову, 1934; 2-я ред., 1956), «Игроки» (по Гоголю, не окончена); балеты «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), «Светлый ручей» (1935); оперетта «Москва — Черемушки» (1959); вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (слова Е.А. Евтушенко, 1964); 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951); камерные произведения (в том числе фортепианный квинтет, 24 прелюдии и фуги для фортепиано); музыка к спектаклям драматического театра, кинофильмам («Гамлет», 1964; «Король Лир», 1971) и др. Профессор Ленинградской (с 1939) и Московской (с 1943) консерваторий. Секретарь СК СССР (с 1957). Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968). В 1995 Благотворительным фондом Ю. А. Башмета учреждена премия имени Шостаковича.

Всемирный биографический энциклопедический словарь

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Памятные даты

Крупным планом

Наши юбилеи

Родом из МГУ

Юбилей

Твоя жизнь, студент

Другие берега

Спорт

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу