№ 40 (4189) |
К юбилею Геологической школы МГУ
Тем не менее, настоящий геолог должен обладать не только незаурядными знаниями, но, как говорится, полевой устойчивостью. Не каждый способен плодотворно работать неделями, а то и месяцами в немногочисленном коллективе, ночуя в палатках, готовя пищу на костре, нередко «подкармливая» назойливых детищ природы — насекомых. Однако бытует мнение, что кто-кто, а геологи пройдут везде. Небезынтересна история возникновения практически параллельных полос в тайге Сибири, которые были отчетливо видны на космических снимках. Сначала гадали, что же это такое, выдвигая самые невероятные гипотезы, вплоть до инопланетных знаков. Проверили — полосы оказались сериями геологических шурфов… Но, как говорится, геологами если не рождаются, то при огромном желании становятся. Геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова является крупным учебно-научным центром России, в состав которого входят кафедры, охватывающие все области этой науки. Известно: чем продолжительнее человек активно работает в определенной сфере, тем более квалифицированным специалистом, обладающим богатейшим багажом знаний и навыков, он становится. Может быть, отчасти поэтому в структуре геологического факультета существует такая организация, как Геологическая школа, вот уже 40 лет открывающая тайны геологии учащимся средних школ. Как же протекает жизнь геошколы, каковы достижения, перспективы и трудности? Об этом согласился нам рассказать директор геошколы С.В. Филимонов.
— История геологической школы даже древнее, чем сорокалетняя, поскольку геологические кружки по работе со школьниками возникли на факультете уже сразу после войны. А в декабре 1966 года декан факультета подписал положение «О школе юного геолога». Впервые было организовано внутрифакультетское структурное подразделение, целенаправленно занимавшееся профессиональной ориентацией молодежи, отбором и обучением потенциальных абитуриентов. Многое с тех пор не изменилось. Геологическая школа — некоммерческая организация, и зарплаты преподавателям имеют скорее поощрительный характер. Но и занятия для школьников бесплатные. Тем не менее, деканат и профком геологического факультета нам помогают: командировки для проведения практик и экспедиций преподавателям оплачиваются, финансируются Московские открытые олимпиады по геологии, зимние лагеря. Занятия ведутся со старшеклассниками (с восьмого класса). Для более юной аудитории преподавать основы геологии довольно трудно, поскольку при работе с минералами и горными породами требуются знания по химии. Геологическая школа ставит задачей не только показать школьникам минералы или процессы, происходящие на Земле. Необходимо продемонстрировать все многообразие геологии. Поскольку кафедр на факультете очень много, мы стараемся уделить внимание каждому направлению. Мы хотим заинтересовать каждого, если не красивыми минералами, то, может быть, ископаемыми организмами или добычей полезных ископаемых. Весь сентябрь в геошколу идет запись, а в первую пятницу октября мы традиционно собираем в Большой аудитории геологического факультета всех записавшихся школьников, тех ребят, кто уже учился в геошколе, родителей, знакомим их с преподавателями, обсуждаем различные вопросы. Занятия в школе традиционно проводят студенты старших курсов, аспиранты, молодые сотрудники факультета. Обычно они сами закончили геологическую школу, стали студентами и теперь продолжают работать преподавателями. Хотя двери у нас открыты для всех студентов-геологов, желающих преподавать. Единственное условие — нужно пройти годичную педагогическую стажировку.
На зимних каникулах геологией в нашем районе заниматься особо негде, поэтому на базе геологического факультета в Мещере Владимирской области организуется зимний лагерь, где учебные занятия сочетаются с проведением многочисленных конкурсов, викторин с элементами геологии. Этим летом состоялись экспедиции в Калининградскую область на Балтийскую и Куршскую косы и в Мурманскую область на Ковдорское месторождение. В первом случае мы жили на стационарной базе на берегу моря, во втором случае — в палатках в тайге. То есть геошкола дает также хорошую полевую подготовку, образно говоря, учит искусству выживания в непростых условиях. На осенние каникулы группы выезжали в Краснодарский край и Донецкую область Украины. Практики, в первую очередь, учат основам геологии, навыкам работы в маршруте, ведению полевого дневника, работам с геологическим компасом и молотком. Также осуществляются экспедиции с исследовательскими целями. К примеру, изучение состава воды родников Москвы, наблюдения за переносом песка в Калининградской области и на Черноморском побережье Кавказа, где остро стоит проблема деградации пляжной зоны. На Черном море работы велись совместно со Всероссийским детским центром «Орленок», с которым мы сотрудничаем уже на протяжении трех лет. Что будет запланировано на ближайшее лето, пока точно сказать не могу. Думаю, Карелия, Мурманская область или Южный Урал. И еще в августе этого года в Красноярском крае состоится VI Всероссийский слет юных геологов, в котором будет принимать участие и Геологическая школа МГУ. Поэтому основной задачей геошколы на этот юбилейный год является подготовить команду и успешно выступить на слете, где будут проводиться различные конкурсы по определению минералов, горных пород, построению разрезов по картам, прохождению геологического маршрута и т. д. — По какому принципу происходит отбор желающих учиться в геошколе? — Мы принимаем в школу всех желающих. Единственно условие — хорошее здоровье (нужно представить справку из поликлиники), поскольку специальность геолога связана с определенными нагрузками, походами. Можно подумать, что геология исключительно мужская специальность, но это не так. У нас в школе учится приблизительно поровну ребят и девушек. Причем в последние годы, как ни странно, девушки даже преобладают. Очень многие школьники записываются, а со временем понимают, что геология — это не их стезя, и уходят. Это естественный процесс. Бывают и очень редкие случаи, когда мы сами кого-то отчисляем, что, в первую очередь, связано с нарушением дисциплины. Сейчас вновь записавшихся школьников и тех, кто занимается уже не первый год, немногим больше ста человек. Группы формируются по классам, за ними закрепляются по два преподавателя, которые будут вести занятия на протяжении всего периода обучения. Для одиннадцатиклассников также предусматриваются специальные занятия, которые проводят профессора, доценты с различных кафедр факультета. На этих занятиях рассказывают о перспективных направлениях современной геологии, знакомят с методами геологических исследований, что сильно помогает абитуриентам выбрать будущую геологическую специальность. — Ребята приходят из каких-то определенных школ? Каков процент поступления учеников геошколы на факультет, есть ли у них привилегии?
Больше половины из тех, кто хочет поступить на геологический факультет, поступают. Есть, конечно, случаи недобора баллов на каком-либо экзамене, но эти ребята довольно легко поступают в другие геологические вузы. По окончании школы выдается свидетельство. При поступлении выпускники школы имеют преимущественное право зачисления при прочих равных условиях. К сожалению, это единственная на сегодняшний день льгота для выпускников школы. Однако именно при геошколе в 80-х годах зародились подготовительные курсы геологического факультета, где ведется подготовка 11-классников по дисциплинам вступительных экзаменов (математика и сочинение). Здесь уже ученикам геошколы предоставляются определенные льготы, поскольку геология — это, конечно, хорошо, но без знания математики на факультет не поступить. Записаться на подготовительные курсы могут все желающие. — Каковы сейчас основные трудности геошколы? — Позади то время, когда в школе был острый дефицит преподавательских кадров, да и ежегодные наборы школьников не радовали. Здесь есть прямая зависимость: чем больше школьников приходит в геошколу, тем больше ее заканчивает, тем больше заинтересованных геологией и подготовленных абитуриентов поступают на факультет. Думаю, геошколе сейчас не хватает более тесного сотрудничества с кафедрами факультета. К примеру, многим школьникам интересно не только ходить на занятия и ездить на практики, это могут в полной мере обеспечить и преподаватели школы, но и заниматься некоторой своей исследовательской работой. Здесь без помощи кафедр, лабораторий факультета геологическая школа, конечно, не справится. Это было бы и в интересах кафедр, ведь поступив на первый курс, у студента уже будут определенные знания геологии и немалый опыт исследовательской работы. — Каков был ваш путь к должности директора, не думаете об уходе? — Я сам пришел в геологическую школу в девятом классе. Окончил ее, затем поступил на геологический факультет, с третьего курса начал вести занятия со школьниками, а с 2003 года являюсь директором геошколы. Сейчас занятия провожу, главным образом, со старшеклассниками — потенциальными студентами геологического факультета и со стажерами, передаю им свой опыт. Конечно, усталость есть. Моя основная работа — это все-таки руководство курсом на геологическом факультете и преподавание на кафедре минералогии. Но необходимо завершить в геологической школе начатые дела, реализовать задуманное, ведь только после этого можно передавать дела молодой смене. — Как планируется проведение празднования 40-летия геошколы? — Поскольку рождение геошколы являлось довольно длительным процессом, то и праздновать планируем не в один день. 15 декабря организуем встречу выпускников школы, бывших преподавателей, будем смотреть фотографии, фильмы, вспоминать, как все было раньше. Многие бывшие геошкольники сейчас известные профессора и доценты, сотрудники геологического факультета и других институтов. У меня за более чем 10-летний период преподавания почти 50 ребят закончили геошколу, некоторые из них уже окончили МГУ или другие вузы, надеюсь многих увидеть на дне рождения школы. А через неделю после этого состоится второй этап празднования — встреча с нынешними геошкольниками. Для них уже объявлено несколько конкурсов, в тот же день состоится вручение наград победителям, скорее всего, будет организован концерт. Геологическая школа МГУ — прекрасный старт для будущих исследователей высокоорганизованного организма под названием Земля. Поздравим еще раз с юбилеем всех учащихся, выпускников и людей, работающих во благо геошколы. Успехов вам, новых открытий и неиссякаемого любопытства к тайнам планеты. Беседовала Надежда Пупышева, наш корр. |
||||||||