№ 41-42 (4190-4191)
декабрь 2006

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Детство. Мое детство

Дети — самые подвижные, неугомонные, любопытные, вечно что-то ищущие и ломающие существа. У каждого человека детство неповторимо и незабываемо. Однако, пожалуй, все в детстве хотели поскорее повзрослеть, стать самостоятельными и великими. Что же такое детство? Определенный временной промежуток, восприятие мира или неотъемлемая составляющая всей человеческой жизни?

Своими воспоминаниями о детстве делятся студенты МГУ им. М.В. Ломоносова, отвечая на следующие вопросы:
1. Дайте, пожалуйста, ваше определение детства.
2. Каковы ваши самые яркие впечатления детства? В каких самых невероятных историях вы участвовали, будучи ребенком?
3. Стыдно ли вам до сих пор за что-нибудь, содеянное в детстве?
4. Хотели бы вы вернуться сейчас в период детства? Почему?
5. Что вас удивляет больше всего в современных детях?


1. На мой взгляд, основным критерием детства все-таки является возраст, детский возраст. Давным-давно, лет эдак 150 назад, когда шестилетний человечек был уже вполне рабочей силой в семье, дитятей он, собственно, до шести лет и являлся. Современным детям посчастливилось быть беззаботными, оставаться детьми намного больший промежуток времени — вплоть до пубертатного периода.
2. Любое воспоминание — это впечатление. Может, потому что давно все это было, и за давностью лет воображение раскрасило картинки цветами, а события наполнило эмоциями. Выпукло и красочно помню, как в возрасте семи лет носила собаке по кличке Кузя что-нибудь съедобное (как правило, то, что должна была съесть сама, но жутко не хотела «нормальную еду» вроде котлеты), как с соседскими мальчишками играла в казаки-разбойники и с ними же «охотилась» на ящериц. Ярко помню, как летними ночами «заливались» лягушки в пруду за домом, и каким огромным казалось поле вокруг того пруда, все заросшее фиолетовым люпином.
3. В детстве я жила в Калиниградской области, в городке на берегу моря. В Калининградской области, как известно, много ностальгирующих туристов из Германии, у которых всегда с собой есть какая-нибудь вкусная конфета. По крайней мере, так было 15 лет назад, когда мне было пять. Мы (простые, едва-едва постсоветские дети) во время прогулки в детском саду или летом, когда совсем не нужно было ходить в сад, встречая немцев, беззастенчиво кричали «Гутен таг». А те радостно угощали нас мармеладными мишками или лакричными леденцами. Стыдно за себя и друзей стало только сейчас — тогда же мы просто пользовались добротой немцев, наслаждаясь сластями.
4. Думаю, если бы мне представилась возможность вернуться в детство, то я бы не воспользовалась ею. Моя настоящая жизнь любопытна, удивительна и очень мне нравится. Мне интересно, что будет дальше.
Детство прекрасно, на мой взгляд, в первую очередь чистотой восприятия мира, а также возможностью постоянно открывать для себя что-то новое... Смею надеяться, что все это мне удалось сохранить, по крайней мере, в значительной степени. Однако помимо того, что ребенок имеет ряд преимуществ перед нами, он беспомощен, беззащитен и плохо понимает, что происходит в чуждом для него, часто закрытом мире взрослых. Ему доступно только то знание, которое взрослые посчитают нужным ему дать.
5. Если честно, ничто не удивляет меня в современных детях. Меня удивляют современные взрослые, которые то ли от растерянности, то ли от безразличия, так невнимательны к своим детям. Которые упорно калечат детскую психику, которые то не дают детям развиваться, то, наоборот, требуют от них слишком многого — повзрослеть как можно быстрее, быть не просто талантливыми, но гениальными, быть не любознательными, а незаметными...
Знаю! Меня удивляет в современных детях то, что им все-таки удается быть детьми — радостными, цветущими, талантливыми и яркими. Меня удивит, если, повзрослев, они не превратятся в скучных, одинаковых, зацикленных взрослых, а сохранят живость ума, любознательность и раскованность в общении.
Мария Сергеева, 3 курс, экономический факультет

1. Первый критерий чисто формальный: это возраст и связанные с ним юридические ограничения прав. Детство — это возможность делать и узнавать огромное количество вещей в первый раз, открывать для себя мир (соответственно, огромное любопытство). Детство — это отсутствие серьезных обязанностей и необходимости нести ответственность, решать что-либо, делать выбор. Как следствие — простое, беззаботное, оптимистическое отношение к жизни, не исковерканное опытом и разочарованиями, жизнерадостность, открытость, бьющая ключом энергия. Детство — это период веры в чудеса и сказки, максимальных возможностей реализации талантов и наибольших темпов развития как физического, так и интеллектуального. В детстве мы строили самые грандиозные планы на будущее, ни на минуту не задумываясь, что есть что-то невозможное, и не представляя, каким именно способом можно достичь своих целей. Ну, и конечно, почти каждый ребенок мечтает поскорее стать взрослым.
2. Первое, что вспоминается, это мое участие в конкурсе «Мини-мисс района». Не одна ночь подготовки, переживающие родственники в зале, администрация района… Все девочки танцуют под музыку, а я считаю себе под нос и танцую под свой собственный счет. Все девочки рассказывают стихотворение, а мне почему-то захотелось погавкать в микрофон (в итоге после долгих уговоров ведущего я решила не доводить переживающих бабушек до сердечного приступа и рассказала то, что надо). За кулисами мама сказала, что теперь уже бесполезно участвовать дальше и надо ехать домой, но мне очень не хотелось снимать свое любимое платье. После еще одного конкурса (пройденного мной на отлично) нас вызвали на сцену для награждения. Все девочки сидят нормально, а я залезла с ногами на стул и стала играть с воздушным шариком. Все получили места и номинации (мне дали 3 место и «Мисс непосредственность»). Кроме этого я получила приз симпатий жюри и дополнительный подарок.
Еще одна история из другого детства. Мои родители звонят в турфирму и спрашивают тур для себя и ребенка. Менеджер: «А сколько ребенку лет?» Папа: «18». Менеджер: «Ничего себе ребенок!»
3. Ничего своего не пришло в голову… Зато я запомнила рассказ подруги на эту тему. Она призналась, что ей по сей день стыдно за то, что когда она была в первом классе, родители катали ее на санках, а она отказывалась на них ехать, так как боялась, что кто-нибудь из знакомых это увидит и подумает, что она маленькая, раз ее возят на санках… Так часто бывает, правда?
4. Скорее, нет. У меня есть ощущение, что я уже все в детстве сделала и ничего не хотела бы изменить или добавить. Мне нравится нести ответственность за свою жизнь и самостоятельно решать, что правильно, а что нет. Мне кажется, что период, начиная со старших классов и заканчивая студенчеством, наиболее полный интересными событиями, приключениями. Можно, как и в детстве, открывать для себя каждый день что-то новое. Тем более никто не мешает оставаться ребенком в душе.
5. Больше всего удивляют темпы их развития. Кажется, что сейчас ребенок в 5 лет уже знает то, что раньше узнавали в 15. Я умиляюсь, наблюдая за ребенком 5–6 лет, который поет современную песню на иностранном языке с отличным произношением и полным пониманием того, о чем он поет, и говорит, что он вчера скачал эту музыку из Интернета, перевел неизвестные слова, а потом обсуждал ее с друзьями в чате.
Мария Ольшанская, 2 курс, факультет глобальных процессов

1. Домашняя ласка, забота, доброе объяснение того, что хорошо, что плохо.
2. Самым невероятным впечатлением стал первый поход в школу. Это было в 1995–1996 году, то есть как раз в то время, когда телевизионные эфиры были полны американских фильмов. В США же школ нет, зато есть колледжи, в которых дети и учатся, и живут. Я думал, что тоже буду жить в школе и видеть родителей только по выходным. Плакал ужасно…
3. Если честно, то нет. Я был довольно хорошим сыном, и все детство было до крайности счастливым.
4. Да, хотел бы. Это связано, прежде всего, с теплыми воспоминаниями о школе, где я сейчас продолжаю работать. Сначала думал — закончу биофак и вернусь в школу. Но наука берет свое. Конечно, университетские годы — это отдельный разговор, я безумно люблю МГУ и теперь уже думаю остаться после окончания в университете.
5. На самом деле, удивляет все… Современные дети — это уже не мы. Я не понимаю, о чем они думают и что с ними будет. Дети зачастую неуправляемы, создается впечатление, что их не воспитывают. Хотя, с другой стороны, дети есть дети, если их держать в ежовых рукавицах, детство не останется в их памяти как счастливый этап жизненного пути.
Александр, 2 курс, биологический факультет

1. Беззаботность. Если видишь уже взрослого человека, который может быстро принимать решения, не заботясь о возможных последствиях, мнении окружающих, то он — ребенок. То есть ребенок — тот, кто просто ведет себя беззаботно, ничего не анализируя.
2. Мне всегда казалось, что мое детство не настолько яркое и невероятное. Хотя отчетливо помню, как я лежал в пятом классе в больнице. В палате был маленький мальчик, который всех постоянно донимал, и мы решили его напугать. Напугали случайно пиковой дамой, не зная толком, что это. Не подействовало, тогда мы ее вызвали. Мальчик действительно испугался, убежал. Затем его долго искали медсестры. Но когда я проснулся ночью, мне действительно казалось, что все вокруг трясется…
3. Да, конечно, стыдно. Но так как стыдно, я лучше не буду этого рассказывать.
4. Вопрос — палка о двух концах. Можно говорить, что детство уже прошло, с другой стороны, оно всегда в нас. Да, конечно, я хотел бы вернуться в то время: там за тебя принимали решения, были конфеты… Тем не менее, сейчас (как, пожалуй, и каждому ребенку) хочется быть окончательно самостоятельным.
5. Удивляет то, что они становятся менее человечны (судя, по крайней мере, по московским детям). Сейчас у них другие ценности, иные разговоры (допустим, не о казаках-разбойниках, а о человеке-пауке). Раньше в детях было больше светлого.
Алексей Шувалов, 4 курс, химический факультет

Время берет свое, и высшая степень наивности, доверчивости взгляда сменяется зачастую глубокой вдумчивостью, подозрительностью к происходящим событиям, а вопросы «когда ж я начну доставать до нужной кнопки в лифте?» или «можно лечь спать попозже?» остаются навсегда в прошлом. Конечно, в любой возрастной поре есть свои неповторимые прелести. Однако если мудрость приходит с годами, то детство, постепенно уменьшая свое «процентное содержание», всегда остается с человеком. Как говорится, детство — это не этап, а «компонент» нашей жизни.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова

Крупным планом

Страницы истории

Юбилеи

Конференции

Твоя жизнь, студент

Поступаем в МГУ

Актуальный репортаж

Мир творчества

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Конкурс "Старая новая сказка в МГУ"

Будем знакомы

Новости Москвы

"01"

Спорт

ФЛЮС

На главную страницу