№ 41-42 (4190-4191)
декабрь 2006

Пресс-служба

Конференция вузов — победителей конкурса инновационных проектов

Инновации — нововведения

Часть экспозиции
Вузы — победители всероссийского конкурса инновационных проектов собрались на конференции, состоявшейся 7–8 декабря 2006 г. на базе Московского государственного университета в Фундаментальной библиотеке МГУ под названием «Инновационные образовательные программы: опыт реализации и поддержки» (предыдущая встреча проходила в МИСиСе). Напомним, что в результате конкурса инновационных образовательных программ, впервые проводимого Министерством образования и науки РФ в 2006 году, из 197 вузов 17 получили государственную поддержку в общем объеме 10 млрд. руб. На реализацию программ в течение двух лет вузы получат гранты в размере от 220 до 970 млн. руб.

Этот конкурс проводился в рамках приоритетного Национального проекта «Образование» (НПО). Масштаб деятельности НПО можно коротко охарактеризовать так: государство целенаправленно вкладывает деньги в модернизацию российского образования. Свидетельством тому является проведение Министерством образования и науки РФ целого ряда всероссийских конкурсных программ подобного плана в сфере образования. В этом году были вручены значительные денежные премии лучшим школам и учителям России. И, главное для нас, был запущен механизм по поддержке и развитию высших учебных заведений, обозначенный как конкурс инновационных образовательных программ российских вузов.

В фойе Фундаментальной библиотеки, словно в выставочном зале, расположились стенды, на которых были представлены промежуточные результаты реализации программ вузов-победителей, в том числе Московского государственного университета. Дополнительно свои проекты представили три факультета. Кафедра нелинейных динамических систем и процессов управления факультета ВМиК продемонстрировала роботы Khepera, программное обеспечение для которых было написано студентами ВМиК. Около стенда факультета наук о материалах по детской железной дороге круг за кругом ездил маленький поезд. Локомотив приводился в движение под действием электричества, которое вырабатывалось при помощи топливного элемента. Кафедра аналитической химии химического факультета МГУ представила на выставке аппаратуру фирмы Shimadzu для хроматографического анализа. Данные примеры отражают лишь малую часть всего проекта, реализуемого в Московском университете.

Конференция началась с выступлений руководителей и участников инновационного проекта. Затем состоялась пресс-конференция для журналистов.

На открытии конференции министр образования А.А. Фурсенко акцентировал внимание на государственном финансировании инновационных проектов в области образования. Еще 4 года назад в России и помыслить нельзя было о тех суммах, которые сейчас выделяются из госбюджета России на развитие образования. Пример тому — государственные субсидии — гранты вузам-победителям. Министр отметил, что существует жесткая система контроля целевого использования грантов и исполнения программ. Более того, ужесточены временные рамки выполнения программ. Чуть позже на пресс-конференции ректор Томского государственного университета Г.В. Майер прокомментировал строгую отчетность и сжатые сроки словами: «Министерство не дает нам спать — в хорошем смысле», и, видимо, с ним согласятся многие ректоры.

Помимо текущих проблем реализации программ, была затронута тема ожиданий бизнеса от инновационного развития вузов. Руководитель Департамента социальной политики Российского союза промышленников и предпринимателей Ф.Т. Прокопов отметил тот факт, что сам бизнес сегодня не знает, кто им нужен (имея в виду выпускников университетов), потому «как им нужен тот, кого еще нет». В этой странной формулировке заложен следующий смысл: компаниям нужны не просто исполнители, а таланты и генераторы идей. Комментируя выступление Ф.Т. Прокопова, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Е.Я. Бутко заметил, что, несмотря на новые требования и претензии к современному образованию со cтороны людей бизнеса, последние не должны забывать, что залог их успеха, чаще всего, в образовании, в том самом, которое они сейчас критикуют.

Е.Я. Бутко подвел итоги первого конкурса инновационных проектов, обозначив основные недочеты, выявленные в ходе работы. К примеру, некоторые вузы были склонны к перечислению собственных заслуг, нежели к четкому планированию программы развития. Вузы-победители смогли избежать этой крайности. Иными словами, это не конкурс вузов, а конкурс инновационных образовательных программ.

На пресс-конференции на вопросы журналистов отвечал министр образования А.А. Фурсенко и ректоры некоторых вузов-победителей: МГУ, Московского государственного института электронной техники, Томского государственного университета и Самарского государственного аэрокосмического университета. На вопрос министру, есть ли привилегии в конкурсе у региональных вузов, и могут ли участвовать негосударственные высшие учебные заведения, А.А. Фурсенко ответил: привилегий ни у кого нет, а участвовать могут все. Так, к примеру, из 17-ти вузов-победителей в этом году 7 московских вузов, 2 петербургских, 2 томских и по одному из Таганрога, Самары, Перми, Нижнего Новгорода, Краснодара и Владивостока. Среди них несколько классических, технических, один медицинский и один аграрный университет. Отсутствие среди победителей, например, педагогического вуза еще не говорит о том, что он не может им стать в следующем году. И, безусловно, московские вузы у многих на слуху, следовательно, чтобы быть наиболее объективной, экспертная комиссия на региональные учреждения будет обращать более пристальное внимание.

Интересно, что на вопрос журналистов, с какими проблемами столкнулось руководство вузов при реализации проектов, ректоры практически единодушно назвали приобретение оборудования. Ректор МГУ В.А. Садовничий объяснил, что проблема возникает, к примеру, если университет заказывает фирме оборудование, уникальное в своем роде, а время его приобретения ограничено проектом. Тем не менее, эти сложности постепенно преодолеваются.

Затем возобновилась работа пленарного заседания. Ректор В.А. Садовничий посвятил свою лекцию классическим университетам и привел примеры инновационных программ Московского университета. Так, с 1991 года в МГУ было создано 16 новых факультетов, к юбилею была возведена Фундаментальная библиотека, выпущено 250 книг серии «Классический университетский учебник». Среди недавних проектов ректор назвал первый Фестиваль науки в России и открытие филиала МГУ в Ташкенте.

В течение следующего, 2007, года до окончания срока реализации проектов планируется провести еще 6 аналогичных научно-практических конференций в других федеральных округах России.

1 декабря Министерство образования и науки РФ уже объявило начало второго конкурса в рамках Национального проекта «Образование». Общий объем государственных субсидий увеличится до 20 млрд. рублей. Результаты второго конкурса станут известны уже в феврале 2007 года.

Василина Тагирова, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова

Крупным планом

Страницы истории

Юбилеи

Конференции

Твоя жизнь, студент

Поступаем в МГУ

Актуальный репортаж

Мир творчества

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Конкурс "Старая новая сказка в МГУ"

Будем знакомы

Новости Москвы

"01"

Спорт

ФЛЮС

На главную страницу