№ 41-42 (4190-4191)
декабрь 2006

Поступаем в МГУ

Выступление профессора И.В. Новожилова перед абитуриентами механико-математического факультета МГУ

15 января 2006 года на семьдесят пятом году жизни скоропостижно скончался выдающийся ученый в области механики, доктор физико-математических наук, заслуженный профессор МГУ, лауреат Государственной премии СССР, интеллигентный, скромный и обаятельный человек Игорь Васильевич Новожилов.

Делом жизни Игоря Васильевича были наука и преподавание. Предметы его исследований чрезвычайно разнообразны: здесь и гироскопические, и навигационные, и различные транспортные, электромеханические, робототехнические и биомеханические системы. Обладая высоким профессионализмом и безошибочным чутьем, Игорь Васильевич умело «проецировал» математику на природу и технику, прокладывая, по его словам, «дорогу из светлого, упорядоченного царства абстрактной науки в дремучий лес инженерной механики». Его монография «Фракционный анализ», объединившая методы приближенного математического моделирования движений различных механических систем, неоднократно издавалась на русском языке, переведена на английский и получила широкое признание в научном мире.

Много сил и энергии отдавал Игорь Васильевич воспитанию своих учеников. С 1986 года до последних дней своей жизни он преподавал на кафедре прикладной механики и управления мехмата, возглавляя крупное научное направление. Крайне принципиальный и требовательный к себе, он обладал редким качеством мягкого, доброжелательного отношения к людям, в любой ситуации оставаясь вежливым, внимательным и готовым оказать любую помощь.

Игорь Васильевич был не только энциклопедически образован в научной сфере, но и исключительно одарен в области литературы и искусства. Он написал замечательную военно-историческую книгу «Год рождения 1921», посвященную трудным судьбам людей, прошедших Великую Отечественную войну. Крупные ученые-механики обращались к нему с просьбой проиллюстрировать свои книги. И здесь Игорь Васильевич остался верен себе, положив начало новому жанру — ассоциативной иллюстрации в научной литературе. Его рисунки являются комментариями к основным положениям монографий.

Перед вами текст его последней речи, произнесенной 6 января 2006 года перед абитуриентами мехмата. Несмотря на всестороннюю эрудицию и многолетний педагогический опыт, Игорь Васильевич очень волновался перед выступлением, понимая важность каждого слова, произнесенного от лица Московского университета.

Я имела счастье слышать Игоря Васильевича в тот день. Надеюсь, что слова, которые сохранила моя память, позволят вам лучше познакомиться с этим замечательным человеком. Его уход — огромное горе для всех нас.

А.В. Влахова, старший научный сотрудник лаборатории управления и навигации

 

Я связан с мехматом более пятидесяти лет. В течение этого времени я десять лет проработал в приборостроительной промышленности и еще десять лет преподавал в Московском энергетическом институте (МЭИ). Поэтому я могу взглянуть на мехмат не только изнутри, но и снаружи.

Главная особенность нашего факультета — уникальная разносторонность подготовки, дающая полную свободу при дальнейшем выборе профессии. Остальные факультеты, в основном, готовят узких специалистов в области биологии, химии, истории, юриспруденции и т. д. Выпускник мехмата может работать везде: консультировать ортопедические фирмы, заниматься анализом исторических текстов, метеорологией, лавинами, банковским или страховым делом.

Разумеется, для этого вам придется много и серьезно учиться. Вы не только приобретете необходимые знания, но и научитесь навыкам формализованной, упорядоченной интеллектуальной работы. Первые два года учебы похожи на занятия в цирковой школе: студентам «выворачивают суставы», заставляя запоминать множество теорем, брать интегралы, решать уравнения. Через это прошли все выпускники, все нынешние профессора и академики. На третьем курсе студенты расходятся по кафедрам, специализирующимся в различных областях механики или математики.

Среди абитуриентов бытует устойчивое представление, что механика — менее интересная и более простая наука, нежели математика. Это в корне неверно. Достаточно вспомнить выдающихся мировых ученых, таких, как Ньютон, Эйлер, Бернулли, Лагранж, занимавшихся как математикой, так и механикой. Откуда взялось подобное мнение — понятно. Школьная математика позволяет вам уже в раннем возрасте решать интересные, сложные задачи, доставляющие большое интеллектуальное удовлетворение. В школьной механике разбираются лишь простые задачи с комбинацией II-го и III-го законов Ньютона: полет точки в поле тяготения, упругое взаимодействие тележек и т. д.

Здесь нельзя винить школьные учебники по физике, поскольку механика на школьном уровне не может быть иной. Вам известно, что механика изучает движение материальных объектов, обладающих массой, под действием сил. Такие объекты чрезвычайно разнообразны: космические аппараты, самолеты, автомобили, циклоны, течение Гольфстрим, планеты Солнечной системы и т. д. Основным законом механики является II-й закон Ньютона для материальной точки: ma = F. Здесь a = dv/dt — ускорение точки, v = dx/dt — ее скорость, x — вектор координат. Видно, что даже в случае простейшего, одномерного движения закон Ньютона формализуется уравнением d2x/dt2 = F, содержащим производные. Такое уравнение называется дифференциальным. Решать дифференциальные уравнения — нетривиальная задача, этому учат начиная со второго курса мехмата. Поэтому в школе и затрагиваются лишь простейшие частные случаи равномерного, либо равноускоренного движения, когда F = const.

Попытаемся описать движение точки в чуть более сложном случае. Возьмем гайку, привяжем ее к нитке, сделав математический маятник. Отклоним его градусов на 90 и учтем трение о воздух. Оказывается, что при всей мощи современной математики точное решение уравнения этого движения невозможно найти пером на бумаге. Решение можно отыскивать либо приближенно, либо численно, на компьютере.

А как быть, если предмет исследования несравнимо сложнее, нежели материальная точка, и несравнимо дороже, нежели маятник? Для него обязательно следует провести нужные расчеты еще до того, как он будет делаться в железе — так сказать, провести математический или компьютерный эксперимент над виртуальным аналогом реального объекта. Такой виртуальный аналог называется математической моделью. Заметим, что невозможно заниматься математическим моделированием объекта в целом. Это только во времена Лапласа можно было «мечтать о всеобщем дифференциальном уравнении бытия».

Например, математическое моделирование самолета объединяет несколько разделов механики: специалисты в области аэромеханики исследуют обтекание самолета воздухом, находят подъемную силу и силу сопротивления; специалисты в теории упругости занимаются расчетом жесткости конструкции; специалисты в теории управления создают законы управления автопилотом. В каждой из перечисленных областей механики составляются свои математические модели изучаемых процессов.

В этом первое существенное различие мехматчиков — математиков от мехматчиков — механиков. Математики имеют дело главным образом с математическими объектами, порожденными ходом развития идей и методов внутри самой математики. Механики находятся под гораздо более мощным прессом потребностей жизни и техники. Механику приходится самому формировать математическую модель, адекватную своему механическому аналогу.

Один и тот же механический объект порождает множество математических моделей, ориентированных на достижение разных целей. Каждая из моделей является идеализацией реальной системы, поскольку строится при определенном наборе допущений (абсолютная жесткость конструкции, отсутствие трения, несжимаемость жидкости, анизоторпность пространства, неизменность законов механики и пр.). Для анализа моделей используется математический аппарат. Заметим, что бессмысленно искать «точное» решение математической модели, описывающей реальность приближенно. Поэтому при работе с моделью математика уже не цель, а средство: математика становится прикладной математикой со своими уровнями строгости и критериями применимости. В этом состоит второе отличие в работе механиков и математиков на мехмате.

Уровень строгости математической модели определяется поставленной целью исследования. Уравнения движения объекта, образованного большим числом конструктивных элементов (датчиков, двигателей, управляющих устройств), чаще всего описательно избыточны вследствие сильного разброса характерных значений величин, определяющих движение. Естественно желание упростить рассматриваемые уравнения. Это делается следующим образом: в уравнения вводятся малые параметры, отражающие малую значимость одних величин по сравнению с другими. Далее используется математический аппарат асимптотической теории возмущений, позволяющий найти приближенное решение с любой точностью по введенным малым параметрам.

Приближенное решение строится при помощи итерационной процедуры, в ходе которой для решения задачи на каждом последующем этапе используется уже известное решение на предыдущем этапе. Тем самым, каждый последующий этап снова усложняет исследование. При решении конкретных задач чаще всего удается провести лишь одну–две итерации. Строгие математические методы дают оценку точности полученного приближения лишь в асимптотическом смысле, при стремлении малых параметров к нулю. В задачах прикладной математики эти параметры — малые, но фиксированные числа. Практика показывает, что асимптотические оценки точности остаются справедливыми и для весьма «больших» величин малых параметров: даже при «малом» параметре, равном 0,3, погрешность модели, не учитывающей этот параметр, — величина порядка 30%.

Мне очень нравится фраза из книги геофизика В.Н. Жаркова «Строение Земли и планет», резюмирующая сказанное выше: «Здесь… нас выручает железный закон, согласно которому тройку можно считать величиной, бесконечно большой по сравнению с единицей, то есть попросту бесконечностью, а одну треть — бесконечно малой по сравнению с единицей, то есть нулем».

Замечу, что для описания работы управляемой механической системы одной математической модели объекта регулирования недостаточно. Математическая модель системы делается замкнутой только после волевого акта — формирования исследователем закона управления. Модель формируется из самого объекта регулирования (самолет, автомобиль, робот, центрифуга имитатора космического полета), датчиков информации о характеристиках движения объекта, исполнительных механизмов и управляющего компьютера. Компьютерный «мозг», снабженный математической моделью процесса, обрабатывает и оценивает в реальном, быстротекущем времени громадные, сильно зашумленные потоки поступающей информации, прогнозирует движение объекта и формирует оптимальную стратегию управления. Таким образом, в задачах механики компьютер часто выступает как неотъемлемая часть механической системы. В связи с этим возникает необходимость в разработке информационных методов: алгоритмов анализа, оптимального синтеза, оценивания, навигации и тестирования управляемых систем.

Надеюсь, что, отдав предпочтение отделению механики, любой из вас, в зависимости от склонностей и сферы интересов, найдет дело по душе.

Если вы еще не определились в выборе отделения мехмата, то я очень советую вам прочесть книгу И.И. Блехмана, А.Д. Мышкиса и Я.Г. Пановко «Механика и прикладная математика. Логика и особенности приложений математики», в которой подробно изложены различия между подходами в чистой и прикладной математике. Замечу в заключение, что любое из отделений даст вам общую фундаментальную математическую подготовку. Вы обретете бесценное сокровище — ясную картину мира, которая пригодится не только в науке, но и в жизни.

 

Правила приема в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова в 2007 году

Настоящие Правила составлены в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 1996 г. № 125–ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации», утвержденным приказом Минобразования № 50 от 14 января 2003 г.

1. В Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова принимаются граждане Российской Федерации и любого государства мира.

2. На первый курс в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова на места, финансируемые из федерального бюджета РФ (в соответствии с контрольными цифрами плана приема), принимаются на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний лица, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

3. На второй и последующие курсы могут приниматься лица, имеющие диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании или диплом государственного образца о завершенном высшем профессиональном образовании различных ступеней.
Количество мест, финансируемых из федерального бюджета, на которые могут быть зачислены или переведены лица на второй и последующие курсы, определяется разницей между контрольными цифрами соответствующего года приема и фактическим количеством студентов, обучающихся по направлению подготовки или специальности на соответствующем курсе.

4. Сверх установленного количества госбюджетных мест в рамках плана, утвержденного Ученым советом МГУ, факультеты могут принимать студентов на первый и последующие курсы с оплатой стоимости обучения на договорной основе из числа лиц, успешно прошедших испытания или аттестацию, но не прошедших по конкурсу, а также успешно сдавших вступительные испытания на направления и специальности, не обеспеченные госбюджетным финансированием.

5. Лица с завершенным высшим образованием могут быть приняты для получения второго высшего образования на договорных условиях: на I курс — на конкурсной основе, на последующие — по итогам аттестации.
6. Заявления о приеме в Московский университет поступающие подают в приемные комиссии соответствующих факультетов. К заявлению прилагаются:
— документ о среднем (или высшем) образовании в подлиннике;
— 8 фотографий размером 3х4 (черно-белый снимок без головного убора).
Поступающие предъявляют также паспорт.
Другие документы могут быть представлены поступающим (не позднее 1 июля с. г.), если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации (документы о различного рода льготах, медицинская справка и т. д.).

7. Заявления о приеме в МГУ на все виды и формы обучения и на все курсы принимаются с 20 июня по 1 июля. Вступительные испытания и зачисление в МГУ проводятся со 2 июля по 22 июля.
Сроки приема документов для поступления на договорной основе в магистратуру и на отделения для лиц с высшим образованием могут быть продлены по представлению приемных комиссий факультетов. Абитуриент может проходить вступительные испытания только на одном из факультетов МГУ.

8. В 2007 году для поступления на I курс на программы подготовки бакалавров и специалистов проводятся вступительные испытания по следующим предметам:
на механико-математическом факультете:
по специальности «Математика» — по математике (письменно)*, математике (устно)*, русскому языку и литературе (письменно);
по специальности «Механика» — по математике (письменно)*, математике (устно), русскому языку и литературе (письменно);

на факультете вычислительной математики и кибернетики:
по специальности «Прикладная математика и информатика» — по математике (письменно)*, математике (устно)*, физике (устно)*, русскому языку и литературе (письменно);
на отделение подготовки бакалавров прикладной математики и информатики — по математике (письменно)*, математике (устно)*, иностранному языку (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно);
на отделение подготовки бакалавров информационных технологий — по математике (письменно)*, математике (устно)*, русскому языку и литературе (письменно);
на физическом факультете — по математике (письменно), физике (устно)*, русскому языку и литературе (письменно);

на химическом факультете — по математике (письменно)*, физике (письменно), русскому языку и литературе (письменно), химии (письменно)*;

на биологическом факультете — по математике (письменно), русскому языку и литературе (письменно), химии (письменно), биологии (письменно)*;

на факультете почвоведения — по математике (письменно)*, химии (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно);

на геологическом факультете — по математике (письменно)*, математике (устно)* или химии (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно);

на географическом факультете — по математике (письменно), русскому языку и литературе (письменно), географии (письменно)*;

на факультете наук о материалах — по математике (письменно)*, химии (письменно)* или физике (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно);

на факультете фундаментальной медицины — по математике (письменно), биологии (письменно), русскому языку и литературе (письменно), химии (письменно);

на факультете биоинженерии и биоинформатики — по математике (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно), биологии (письменно)* или физике (письменно)*, химии (письменно)*;

на физико-химическом факультете:
на отделение физики — по математике (письменно)*, физике (устно)*, русскому языку и литературе (письменно);
на отделение химии — по математике (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно), химии (письменно)*;

на историческом факультете:
на отделения истории, искусствоведения, исторической политологии, истории международных отношений — по русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно), истории России (устно);
на отделение историко-культурного туризма — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (устно);

на филологическом факультете:
по специальности «филология»:
на отделения русского языка и литературы, русского языка как иностранного — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (устно), русской литературе (устно), русскому языку (устно);
на отделения современных западноевропейских языков и литератур, теории и практики перевода, славянской филологии, классической филологии, византийской и новогреческой филологии — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (устно), иностранному языку (письменно), русскому языку (устно);
по специальности «теоретическая и прикладная лингвистика» — по русскому языку и литературе (письменно), математике (письменно), иностранному языку (письменно), русскому языку (письменно);
на образовательные программы «филологическое обеспечение связей с общественностью» и «лингвокриминалистика» — по русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно), русскому языку (устно);
на образовательную программу «филологическое обеспечение СМИ» — по русскому языку и литературе (письменно), русской литературе (устно), русскому языку (устно);

на философском факультете:
по специальностям философии, политологии, религиоведения, культурология — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (устно), обществознанию (письменно)*;
по специальности «связи с общественностью» и специализациям «экономическая политика», «экологическая политика», «политический менеджмент и связи с общественностью» — по русскому языку и литературе (письменно), обществознанию (письменно)*;

на экономическом факультете по программе подготовки бакалавров — по математике (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно), обществознанию (письменно)*;

на юридическом факультете — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (устно), обществознанию (письменно)*;

на факультете журналистики — по русскому языку и литературе (письменно, с отдельными оценками по русскому языку и литературе), иностранному языку (письменно) (к вступительным испытаниям допускаются лица, успешно прошедшие творческий конкурс);

на факультете психологии — по математике (письменно), русскому языку и литературе (письменно), биологии (письменно);

в институте стран Азии и Африки:
на историческое отделение — по русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно), отечественной истории (устно);
на филологическое отделение — по русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно), русскому языку (письменно);
на социально-экономическое отделение — по русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно), математике (письменно);

на социологическом факультете:
по специальности «социология», «менеджмент организаций», «маркетинг» — по русскому языку и литературе (письменно), математике (письменно), обществознанию (письменно)*;
по специальности «организация работы с молодежью» — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (устно), обществознанию (письменно)*;

на факультете иностранных языков и регионоведения — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (устно), иностранному языку (письменно)*;

на факультете искусств — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (устно) (к вступительным испытаниям допускаются лица, успешно прошедшие творческий конкурс);

на факультете государственного управления:
по специальности «государственное и муниципальное управление» — по русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно)*, обществознанию (письменно)*;
по специальности «антикризисное управление» — по русскому языку и литературе (письменно), математике (письменно)*, обществознанию (письменно)*;
по специальности «управление персоналом» — по русскому языку и литературе (письменно), истории России (письменно)*, обществознанию (письменно)*;

на факультете мировой политики — по русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно), истории России (устно);

на факультете глобальных процессов — по математике (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно)*;

в Высшей школе бизнеса — по математике (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно), обществознанию (письменно)*;

в Московской школе экономики — по математике (письменно)*, русскому языку и литературе (письменно), обществознанию (письменно)*;

в Высшей школе перевода — по русскому языку и литературе (письменно), иностранному языку (письменно)*, иностранному языку (устно)*;

Примечание:
Испытания, отмеченные звездочкой (*), оцениваются по десятибалльной системе.
Испытания, отмеченные звездочками (**), оцениваются по системе зачет/незачет.

Вступительные испытания проводятся по программам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ и утвержденным Ученым советом МГУ.
Для приема вступительных испытаний на первый курс и в магистратуру приказом ректора МГУ создаются предметные экзаменационные комиссии.

9. Для решения вопросов о зачислении на второй и последующие курсы и на второе высшее образование создаются аттестационные комиссии.
Поступающие на второй и последующие курсы и для получения второго высшего образования проходят аттестацию, форма проведения которой определяется факультетом.

10. Без вступительных испытаний в МГУ имени М.В. Ломоносова для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады, принимаются:
— победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, проведенной по полной программе средних учебных заведений;
— члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

11. В качестве результатов вступительных испытаний по предметам для поступающих на места, финансируемые за счет федерального бюджета, и места с полным возмещением затрат на обучение по решению Центральной приемной комиссии могут быть засчитаны:
— результаты региональных олимпиад (для победителей и призеров) — третьего (кроме внутригородских олимпиад г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) и четвертого этапа Всероссийской олимпиады школьников 2006 и 2007 гг. (в соответствии с классификатором соотнесения профилей всероссийской олимпиады школьников к профилям направлений (специальностям) подготовки, утверждаемым Ученом советом МГУ);
— результаты других испытаний, проводимых Министерством образования и науки, в соответствии с действующим законодательством.
Центральная приемная комиссия устанавливает условия приема победителей третьего (кроме внутригородских олимпиад г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) и четвертого этапа Всероссийской олимпиады школьников 2007 г.

12. В качестве результатов вступительных испытаний по предметам для поступающих на платные образовательные программы могут быть засчитаны:
— результаты победителей олимпиад МГУ, проводимых факультетами (имеющими платные образовательные программы) по разрешению Центральной приемной комиссии;
— результаты победителей третьего и четвертого этапа Всероссийской олимпиады школьников 2007 г. (кроме внутригородских олимпиад г. Москвы и г. Санкт-Петербурга).

13. Лица, окончившие с золотыми или серебряными медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, получившие на первом вступительном испытании оценку «пять» («десять» или «девять» при десятибалльной системе оценок), зачисляются в МГУ без прохождения дальнейших испытаний.
При получении других положительных оценок этим лицам предоставляется право сдачи остальных вступительных испытаний и зачисления в МГУ на общих основаниях.

14. В рамках контрольных цифр приема на места, финансируемые из федерального бюджета, по решению Центральной приемной комиссии может быть организован целевой набор для отдельных субъектов Федерации в соответствии с порядком приема, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

15. Лица, не явившиеся без уважительных причин на испытание в назначенное по расписанию время или получившие неудовлетворительную оценку, к дальнейшим испытаниям не допускаются.

16. Зачисление на первый курс абитуриентов, набравших необходимое число баллов в конкурсных испытаниях, проводится Центральной приемной комиссией МГУ по представлению приемных комиссий факультетов и филиалов. Зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее, чем за 10 дней до начала учебных занятий.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются:
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
— граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
— граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.

17. При возникновении конкурсных полупроходных баллов преимущественное право на зачисление получают: военнослужащие, уволенные в запас в течение трех последних лет; лица, проявившие способности и склонности к избранной специальности, наиболее подготовленные к обучению на соответствующем факультете.

18. Представленным к зачислению рекомендуется иметь при себе: медицинскую справку (формы 086-у), полис медицинского страхования, приписное свидетельство (для военнообязанных).

19. Зачисление на второй и последующий курсы и на второе высшее образование производится Центральной приемной комиссией на основании результатов аттестации по представлению приемных комиссий факультетов.

20. Иногородним студентам, поступившим по конкурсу на места, финансируемые из федерального бюджета, по решению Центральной приемной комиссии предоставляются места в общежитии в соответствии с нормативными документами РФ.
Студенты, зачисленные на договорной основе, обеспечиваются общежитием с оплатой проживания по контракту при наличии свободных мест. При отсутствии свободных мест абитуриент зачисляется в число студентов без предоставления общежития.
Студентам, обучающимся на вечернем отделении, общежитие не предоставляется.

21. Работа приемной, экзаменационной и апелляционной комиссий регламентируется «Положением о новом приеме в МГУ».

22. Все вопросы, связанные с организацией работы по приему студентов в МГУ, решаются Центральной приемной комиссией университета и приемными комиссиями факультетов.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова

Крупным планом

Страницы истории

Юбилеи

Конференции

Твоя жизнь, студент

Поступаем в МГУ

Актуальный репортаж

Мир творчества

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Конкурс "Старая новая сказка в МГУ"

Будем знакомы

Новости Москвы

"01"

Спорт

ФЛЮС

На главную страницу