№ 8 (4199)
март 2007 |
Актуальное интервью
Исторические источники вокруг нас
В канун 8 марта (в конце беседы вы узнаете, почему именно) наш корреспондент Юлия Плеханова встретилась с заведующим кафедрой источниковедения отечественной истории исторического факультета МГУ профессором А.Г. Голиковым1.
|
А.Г. Голиков
|
— Андрей Георгиевич! Летом я присутствовала на защите дипломной работы вашей студентки Александры Никоновой. Интересна тема: «История строительства комплекса зданий МГУ на Ленинских горах на страницах газет “Московский университет” и “Строитель университета”». Как определился ее выбор?
— Редакция вашей газеты сопроводила рассказ о защите дипломной работы студентки истфака сенсационным заголовком: «Газета “Московский университет” вводится в научный оборот». Это действительно так: выявление и источниковедческая характеристика всех публикаций газеты за 1948–1953 гг. о строительстве новых зданий университета позволили А. Никоновой убедительно показать: этот источник содержит существенно больше информации по теме, чем полагали ранее. Публикации в вузовской многотиражке дали возможность восстановить многие факты, упоминаний о которых не было в других источниках. Хочу отметить, что эта работа — результат взаимополезного сотрудничества кафедры источниковедения отечественной истории и газеты «Московский университет», которая предоставила студентке открытый доступ к комплекту издания, хранящемуся в архиве редакции. В свою очередь, исследовательница передала газете электронную копию дипломного сочинения. Кстати сказать, тему работы предложила сама Александра.
— А разве такое возможно?
— Вполне. В данном случае собственный исследовательский интерес студентки органично вписался в проблематику моего специального семинара — «Периодическая печать XIX–XXI веков: история и методы изучения». Этот семинар — одно из направлений ведущихся на кафедре исследований информационного потенциала прессы как исторического источника.
— Не могли бы вы пояснить нашим читателям, что такое исторический источник?
— Самый простой пример — конспекты лекций. А вообще историческим источником является все, что создано в процессе деятельности человека, несет информацию о многообразии жизни людей и служит основой для научного познания. Берестяные грамоты и монеты, письма и фотографии, мемуары и законодательные акты, материалы переписей населения и делопроизводственная документация, а также многое, многое другое. Все это — исторические источники. В том числе — наше с вами интервью, помещенное в газете.
Или, например, реклама. В первом январском номере газеты «Московский университет» за 2007 год перепечатаны рекомендации популярного журнала «Glamour» по поводу модной одежды и аксессуаров, которые позволяют любой студентке сформировать собственный «стильный и недорогой гардероб». А на нашей кафедре уже была выполнена дипломная работа, где раскрывался механизм и результаты воздействия на сознание и подсознание рекламы, опубликованной в женских иллюстрированных журналах «Elle» и «Harper’s Bazaar».
— До сих пор мы говорили в основном о периодической печати. А какие другие источники существуют?
— Многообразие исторических источников безгранично. Источники различают по формам, способам, целям закрепления и передачи информации. Выделяют классы письменных, вещественных, изобразительных, фонических источников. Зачастую в одном источнике могут быть совмещены разные способы передачи информации. Так, в 1891–1897 гг. во Франции было отпечатано множество иллюстрированных буклетов с нотами и текстами песенок, посвященных союзу России и Франции. Эти песенки звучали на улицах и в кафешантанах во время пребывания русской эскадры во Франции, в дни визитов императора Николая II в Париж и президента Феликса Фора в Санкт-Петербург. Этот исторический источник ярко характеризует состояние массового сознания. Одна из студенток кафедры, одновременно обучавшаяся в консерватории, спела и записала на кассету эти песни. Так возник новый исторический источник. Кассета хранится на кафедре, ее можно прослушать. А вообще-то это был ответ на экзамене по источниковедению.
— А что, на вашей кафедре все сдают экзамены таким образом?
— Разумеется, по разным курсам экзамены сдаются по-разному. Но по дисциплинам специализации, как правило, экзамен проходит без билетов, в форме беседы, тему которой может предложить сам студент. Форма сдачи экзамена по спецкурсу зависит от темы. Например, студент выбирает источник, чем-либо его заинтересовавший, и старается по возможности полно его охарактеризовать. Так, кто-то на экзамене рассказывал о фантиках от конфет, которые собирались в семье на протяжении десятилетий! Один поведал об истории эволюции карманных часов; другой — об истории политического плаката в России. При этом темой беседы может стать и история источника, и причины его появления или востребованности в определенный период. Ведь то, что люди собирают и изучают в данное время, ярко характеризует общественное сознание: массовое — когда, например, все собирают марки, или элитарное — коллекционирование раритетов, например, яиц Фаберже.
— Андрей Георгиевич, а какие дисциплины специализации есть на вашей кафедре и как вообще организован процесс обучения?
— Специализация по кафедре начинается с третьего курса. Все студенты кафедр отечественной истории изучают: источниковедение, историографию, палеографию, архивоведение, историческую географию. Кроме того, студенты нашей кафедры слушают курсы по хронологии и метрологии, археографии. Им читают лекции по нумизматике и бонистике, топонимике и эпиграфике, другим специальным историческим дисциплинам. На четвертом-пятом курсах студенты пишут диплом. На нашей кафедре работают 4 доктора и 8 кандидатов исторических наук. Большая часть сотрудников — наши выпускники. Кафедра имеет аспирантуру. Специализация ведется по разным периодам и различной проблематике.
— А как выбирается тема дипломной работы? Всегда ли это бывает так, как в случае с Александрой Никоновой, которая пришла с уже готовой темой, или есть другие варианты?
— Наша кафедра изучает отечественную историю на всем ее протяжении — с X века до наших дней, и в этих хронологических рамках объекты изучения могут быть самыми разными. А выбор темы происходит по инициативе студента, по предложению научного руководителя или по совместной корректировке первоначального замысла одной из высоких договаривающихся сторон. Важен взаимный интерес к делу. Так, были подготовлены дипломы: об источниках древнерусской иконописи XVI века; об анекдотах о Петре Великом (замечу, что «анекдот» в значении, принятом в XVIII веке, — короткий рассказ об историческом лице или о происшествии); о городской геральдике XIX века; о русской поэзии в годы Великой Отечественной войны; об образе постсоветской России в немецком иллюстрированном журнале «Spiegel».
— Андрей Георгиевич, не могли бы вы подробнее рассказать о специальных курсах, которые читают для студентов?
— Каждый студент на третьем и четвертом курсах должен прослушать как минимум четыре разных спецкурса по своему выбору. Тематика курсов постоянно обновляется. Вот темы некоторых спецкурсов: «Вещественные исторические источники и русская фабрика», «Россия, Запад и Восток в историографии XVIII–XIX веков», «Топонимика Москвы», «Русские монеты и эпиграфические памятники как исторический источник», «Изобразительные источники в периодической печати (реклама, политическая карикатура, фотография)», «Источниковедение кинодокументов». Недавно была, например, защищена дипломная работа о кинофильме «Александр Невский» — по материалам архива режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна.
Оценка, полученная на экзамене, идет в диплом, а названия спецкурсов указываются в приложении к нему. Поэтому если студент, например, работает в рекламном агентстве и прослушает спецкурс о рекламе, это ему обязательно пригодится. На кафедре был прочитан и спецкурс «Собирание и хранение современных электронных документов».
— Андрей Георгиевич, можно ли использовать в учебном процессе материалы, размещенные в Интернете? В чем заключается специфика? Есть ли здесь какие-то ограничения?
— Конечно, использовать Интернет можно. Это позволяет найти и «скачать» материалы почти по любой теме. Оправдано копирование современных источников, размещенных на официальных сайтах. Хотя официальные документы по разным причинам могут быть опубликованы здесь в нескольких вариантах. Но, например, материалы переписи населения РФ, проведенной в 2002 году, удобнее взять из Интернета, поскольку их публикация представляет собой тяжелые тома большого объема, выпущенные к тому же небольшим тиражом. Вполне можно «скачать» из Интернета современные законодательные акты. Здесь вероятность искажения информации мала, хотя стопроцентно исключить этого нельзя. Что касается электронных версий периодических изданий (газет и журналов), размещенных на официальных сайтах их редакций, то полного совпадения с оригиналом в этом случае нет: могут быть исключены какие-то статьи или иллюстрации. Кроме того, не видна полоса целиком, а между тем для этого исторического источника верстка имеет очень важное значение.
Однако зачастую материалы, размещенные в Интернете, не дают возможности научной критики источника, поскольку нельзя выяснить происхождение информации и установить ее достоверность. Интернет — это большая «помойка»: информация здесь в принципе не проверяема. Она может быть как качественной, так и некачественной. Доверие к виртуальным образам Интернета чревато ошибками и разочарованиями. Так, недавно финалисткой проводимого одной Интернет-компанией конкурса красоты «Мисс виртуальная Якутия» стал… мужчина. На кафедре источниковедения учат различать достоверную и недостоверную информацию. Это позволяет нашим выпускникам не ошибаться в выборе.
— Я узнала, что 8 марта вы отметили день рождения. Примите поздравления редакции с вашим 60-летним юбилеем!
— Спасибо за поздравления. В свою очередь, я поздравляю женский коллектив редакции, всех женщин Московского университета с первым весенним праздником — Международным женским днем. Поднимая за праздничным столом бокалы, помните, что тост — это тоже исторический источник. В дипломатической практике принято продумывать тосты и согласовывать их содержание с контрагентом для того, чтобы ответ прозвучал адекватно. Тексты тостов, которые, как правило, пишутся заранее, тщательно шлифуются. Поэтому такой тост является и публичной декларацией, и элементом делопроизводства.
— Спасибо за беседу, Андрей Георгиевич, желаем вам новых творческих успехов и процветания вашей кафедры.
— Со своей стороны я благодарю редакцию за предоставленную возможность выступить на страницах нашего популярного издания. Поздравляю коллектив с приближающимся юбилеем газеты «Московский университет» и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
1 Голиков Андрей Георгиевич (родился 8 марта 1947 года), доктор исторических наук, профессор. Область научных интересов: источниковедение, отечественная история начала XX века (экономика, политика), человек в истории.
Автор около 100 научных работ, в том числе пяти монографий. Читает общие и специальные лекционные курсы, в том числе: «Методологические проблемы исторических исследований»; «Газетная пресса России второй половины XIX – начала XX веков (источниковедческие проблемы)»; «Кумиры и вожди России в 1917 году».
Лауреат премии Совета молодых ученых МГУ (1980 г.).
Награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова» (2005г.).
|