№ 8 (4199)
март 2007

Актуальное интервью

Исторические источники вокруг нас

В канун 8 марта (в конце беседы вы узнаете, почему именно) наш корреспондент Юлия Плеханова встретилась с заведующим кафедрой источниковедения отечественной истории исторического факультета МГУ профессором А.Г. Голиковым1.

А.Г. Голиков
— Андрей Георгиевич! Летом я присутствовала на защите дипломной работы вашей студентки Александры Никоновой. Интересна тема: «История строительства комплекса зданий МГУ на Ленинских горах на страницах газет “Московский университет” и “Строитель университета”». Как определился ее выбор?

— Редакция вашей газеты сопроводила рассказ о защите дипломной работы студентки истфака сенсационным заголовком: «Газета “Московский университет” вводится в научный оборот». Это действительно так: выявление и источниковедческая характеристика всех публикаций газеты за 1948–1953 гг. о строительстве новых зданий университета позволили А. Никоновой убедительно показать: этот источник содержит существенно больше информации по теме, чем полагали ранее. Публикации в вузовской многотиражке дали возможность восстановить многие факты, упоминаний о которых не было в других источниках. Хочу отметить, что эта работа — результат взаимополезного сотрудничества кафедры источниковедения отечественной истории и газеты «Московский университет», которая предоставила студентке открытый доступ к комплекту издания, хранящемуся в архиве редакции. В свою очередь, исследовательница передала газете электронную копию дипломного сочинения. Кстати сказать, тему работы предложила сама Александра.

— А разве такое возможно?
— Вполне. В данном случае собственный исследовательский интерес студентки органично вписался в проблематику моего специального семинара — «Периодическая печать XIX–XXI веков: история и методы изучения». Этот семинар — одно из направлений ведущихся на кафедре исследований информационного потенциала прессы как исторического источника.

— Не могли бы вы пояснить нашим читателям, что такое исторический источник?
— Самый простой пример — конспекты лекций. А вообще историческим источником является все, что создано в процессе деятельности человека, несет информацию о многообразии жизни людей и служит основой для научного познания. Берестяные грамоты и монеты, письма и фотографии, мемуары и законодательные акты, материалы переписей населения и делопроизводственная документация, а также многое, многое другое. Все это — исторические источники. В том числе — наше с вами интервью, помещенное в газете.
Или, например, реклама. В первом январском номере газеты «Московский университет» за 2007 год перепечатаны рекомендации популярного журнала «Glamour» по поводу модной одежды и аксессуаров, которые позволяют любой студентке сформировать собственный «стильный и недорогой гардероб». А на нашей кафедре уже была выполнена дипломная работа, где раскрывался механизм и результаты воздействия на сознание и подсознание рекламы, опубликованной в женских иллюстрированных журналах «Elle» и «Harper’s Bazaar».

— До сих пор мы говорили в основном о периодической печати. А какие другие источники существуют?
— Многообразие исторических источников безгранично. Источники различают по формам, способам, целям закрепления и передачи информации. Выделяют классы письменных, вещественных, изобразительных, фонических источников. Зачастую в одном источнике могут быть совмещены разные способы передачи информации. Так, в 1891–1897 гг. во Франции было отпечатано множество иллюстрированных буклетов с нотами и текстами песенок, посвященных союзу России и Франции. Эти песенки звучали на улицах и в кафешантанах во время пребывания русской эскадры во Франции, в дни визитов императора Николая II в Париж и президента Феликса Фора в Санкт-Петербург. Этот исторический источник ярко характеризует состояние массового сознания. Одна из студенток кафедры, одновременно обучавшаяся в консерватории, спела и записала на кассету эти песни. Так возник новый исторический источник. Кассета хранится на кафедре, ее можно прослушать. А вообще-то это был ответ на экзамене по источниковедению.

— А что, на вашей кафедре все сдают экзамены таким образом?
— Разумеется, по разным курсам экзамены сдаются по-разному. Но по дисциплинам специализации, как правило, экзамен проходит без билетов, в форме беседы, тему которой может предложить сам студент. Форма сдачи экзамена по спецкурсу зависит от темы. Например, студент выбирает источник, чем-либо его заинтересовавший, и старается по возможности полно его охарактеризовать. Так, кто-то на экзамене рассказывал о фантиках от конфет, которые собирались в семье на протяжении десятилетий! Один поведал об истории эволюции карманных часов; другой — об истории политического плаката в России. При этом темой беседы может стать и история источника, и причины его появления или востребованности в определенный период. Ведь то, что люди собирают и изучают в данное время, ярко характеризует общественное сознание: массовое — когда, например, все собирают марки, или элитарное — коллекционирование раритетов, например, яиц Фаберже.

— Андрей Георгиевич, а какие дисциплины специализации есть на вашей кафедре и как вообще организован процесс обучения?
— Специализация по кафедре начинается с третьего курса. Все студенты кафедр отечественной истории изучают: источниковедение, историографию, палеографию, архивоведение, историческую географию. Кроме того, студенты нашей кафедры слушают курсы по хронологии и метрологии, археографии. Им читают лекции по нумизматике и бонистике, топонимике и эпиграфике, другим специальным историческим дисциплинам. На четвертом-пятом курсах студенты пишут диплом. На нашей кафедре работают 4 доктора и 8 кандидатов исторических наук. Большая часть сотрудников — наши выпускники. Кафедра имеет аспирантуру. Специализация ведется по разным периодам и различной проблематике.

— А как выбирается тема дипломной работы? Всегда ли это бывает так, как в случае с Александрой Никоновой, которая пришла с уже готовой темой, или есть другие варианты?
— Наша кафедра изучает отечественную историю на всем ее протяжении — с X века до наших дней, и в этих хронологических рамках объекты изучения могут быть самыми разными. А выбор темы происходит по инициативе студента, по предложению научного руководителя или по совместной корректировке первоначального замысла одной из высоких договаривающихся сторон. Важен взаимный интерес к делу. Так, были подготовлены дипломы: об источниках древнерусской иконописи XVI века; об анекдотах о Петре Великом (замечу, что «анекдот» в значении, принятом в XVIII веке, — короткий рассказ об историческом лице или о происшествии); о городской геральдике XIX века; о русской поэзии в годы Великой Отечественной войны; об образе постсоветской России в немецком иллюстрированном журнале «Spiegel».

— Андрей Георгиевич, не могли бы вы подробнее рассказать о специальных курсах, которые читают для студентов?
— Каждый студент на третьем и четвертом курсах должен прослушать как минимум четыре разных спецкурса по своему выбору. Тематика курсов постоянно обновляется. Вот темы некоторых спецкурсов: «Вещественные исторические источники и русская фабрика», «Россия, Запад и Восток в историографии XVIII–XIX веков», «Топонимика Москвы», «Русские монеты и эпиграфические памятники как исторический источник», «Изобразительные источники в периодической печати (реклама, политическая карикатура, фотография)», «Источниковедение кинодокументов». Недавно была, например, защищена дипломная работа о кинофильме «Александр Невский» — по материалам архива режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна.
Оценка, полученная на экзамене, идет в диплом, а названия спецкурсов указываются в приложении к нему. Поэтому если студент, например, работает в рекламном агентстве и прослушает спецкурс о рекламе, это ему обязательно пригодится. На кафедре был прочитан и спецкурс «Собирание и хранение современных электронных документов».

— Андрей Георгиевич, можно ли использовать в учебном процессе материалы, размещенные в Интернете? В чем заключается специфика? Есть ли здесь какие-то ограничения?
— Конечно, использовать Интернет можно. Это позволяет найти и «скачать» материалы почти по любой теме. Оправдано копирование современных источников, размещенных на официальных сайтах. Хотя официальные документы по разным причинам могут быть опубликованы здесь в нескольких вариантах. Но, например, материалы переписи населения РФ, проведенной в 2002 году, удобнее взять из Интернета, поскольку их публикация представляет собой тяжелые тома большого объема, выпущенные к тому же небольшим тиражом. Вполне можно «скачать» из Интернета современные законодательные акты. Здесь вероятность искажения информации мала, хотя стопроцентно исключить этого нельзя. Что касается электронных версий периодических изданий (газет и журналов), размещенных на официальных сайтах их редакций, то полного совпадения с оригиналом в этом случае нет: могут быть исключены какие-то статьи или иллюстрации. Кроме того, не видна полоса целиком, а между тем для этого исторического источника верстка имеет очень важное значение.
Однако зачастую материалы, размещенные в Интернете, не дают возможности научной критики источника, поскольку нельзя выяснить происхождение информации и установить ее достоверность. Интернет — это большая «помойка»: информация здесь в принципе не проверяема. Она может быть как качественной, так и некачественной. Доверие к виртуальным образам Интернета чревато ошибками и разочарованиями. Так, недавно финалисткой проводимого одной Интернет-компанией конкурса красоты «Мисс виртуальная Якутия» стал… мужчина. На кафедре источниковедения учат различать достоверную и недостоверную информацию. Это позволяет нашим выпускникам не ошибаться в выборе.

— Я узнала, что 8 марта вы отметили день рождения. Примите поздравления редакции с вашим 60-летним юбилеем!
— Спасибо за поздравления. В свою очередь, я поздравляю женский коллектив редакции, всех женщин Московского университета с первым весенним праздником — Международным женским днем. Поднимая за праздничным столом бокалы, помните, что тост — это тоже исторический источник. В дипломатической практике принято продумывать тосты и согласовывать их содержание с контрагентом для того, чтобы ответ прозвучал адекватно. Тексты тостов, которые, как правило, пишутся заранее, тщательно шлифуются. Поэтому такой тост является и публичной декларацией, и элементом делопроизводства.

— Спасибо за беседу, Андрей Георгиевич, желаем вам новых творческих успехов и процветания вашей кафедры.
— Со своей стороны я благодарю редакцию за предоставленную возможность выступить на страницах нашего популярного издания. Поздравляю коллектив с приближающимся юбилеем газеты «Московский университет» и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.


1 Голиков Андрей Георгиевич (родился 8 марта 1947 года), доктор исторических наук, профессор. Область научных интересов: источниковедение, отечественная история начала XX века (экономика, политика), человек в истории.
Автор около 100 научных работ, в том числе пяти монографий. Читает общие и специальные лекционные курсы, в том числе: «Методологические проблемы исторических исследований»; «Газетная пресса России второй половины XIX – начала XX веков (источниковедческие проблемы)»; «Кумиры и вожди России в 1917 году».
Лауреат премии Совета молодых ученых МГУ (1980 г.).
Награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова» (2005г.).

Первая полоса

Вести МГУ

Лекторий МГУ

Крупным планом

Дела профсоюзные

На пользу науке

Объявление

Университетские диалоги

Актуальное интервью

Академия панэстетизма

Фельетон

ФЛЮС

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу