№ 8 (4199)
март 2007

Академия панэстетизма

Рубрику ведет
Елена Терещенко

Вечная весна

Не так давно в жизни всего живого произошло одно знаменательное событие: наступила весна! И оно заслуживает особого внимания, ведь эти два полюса, весна-осень, являют собой не только соответствие определенным климатическим изменениям в природе, но и составляют символическую ось всего человеческого существования, пространственно организуя его экзистенциальное поле. «Буйство глаз и половодье чувств», «унылая пора, очей очарованье» — вот их нетленные образы, запечатленные в национальной культуре. А еще — это символическая симметрия человеческой души — порыва и самоуглубления, действия и томления, любви и памяти о ней. Их дуализм выражает непрерывное становление жизни и эмоционального включения в ее иррациональный поток. Поэтому странно, что человеческое сознание раскрывается как жажда именно «вечной весны», ведь она так беспомощна без «осеннего» вдумчивого и потому более глубокого понимания мира, удерживающего своей внутренней силой порыв на высоте устойчивого стремления, а не просто случайного всплеска. И тем не менее, в ознаменование нашествия весенних благоуханий пусть на страницах «МУ» прозвучит один из самых прекрасных гимнов весне, самой волнующей визуализацией которого можно назвать известную скульптуру Огюста Родена. Amor vincit omnia!

Гийом Аполлинер
Утренняя песня, спетая в прошлом году на вербное воскресенье


День весенний леса проведал
И нашел, что красивы леса.
Гомон кур на дворе у соседа,
Розовеет заря в небесах.
И любовь торжествует победу.

Возвратились Венера и Марс
И безумные их поцелуи
Прозвучат на полянах не раз,
Там, где голые боги танцуют
Среди роз в упоительный час.

О, приди! Всем цветением властно
Правит нежность моя. Так взгляни,
Как природа по-детски прекрасна.
Хор лягушек недаром звенит,
Пан свирель свою взял не напрасно.


Каллиграммы Аполлинера

ВБЭС: Apollinaire Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, Kostrowicki) (1880–1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл «Жизнь посвятить любви», 1917) сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911) и радость ее приятия, противостояние утратам и времени (книга стихов «Алкоголи. 1898–1913», 1913). Экспериментировал с формой: сюрреалистическая драма «Сосцы Тиресия», графические стихи «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913–1916» (1918) — лирическая хроника трагического восприятия Первой мировой войны, участником которой был Аполлинер. Итоговые размышления о времени и личности — в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918).

Первая полоса

Вести МГУ

Лекторий МГУ

Крупным планом

Дела профсоюзные

На пользу науке

Объявление

Университетские диалоги

Актуальное интервью

Академия панэстетизма

Фельетон

ФЛЮС

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу