№ 12 (4203)
апрель 2007

Актуальное интервью

Что угрожает жителям столицы?

В последнее время в прессе появляется все больше информации о том, что Москве угрожают природные катастрофы, связанные с особенностями геологического строения территории столицы. Все чаще и чаще жители города наблюдают разрушение зданий и провалы грунта на улицах города. С чем это связано, как обезопасить себя от возникшей угрозы и чего ждать в будущем, рассказывает выпускник геологического факультета МГУ, ныне заслуженный деятель науки РФ, доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией Института геоэкологии РАН Владимир Митрофанович Кутепов.

Все чаще в средствах массовой информации столицы появляются статьи об угрозе, вызываемой опасными геологическими процессами, которые развиваются на ее территории. Иногда даже говорят о том, что Москва постепенно проваливается под землю. Насколько, с вашей точки зрения, эта информация достоверна?
В.М.: Нельзя делать подобные умозаключения. Зачастую пресса поднимает ничем не обоснованную панику. Правильнее говорить о том, что в Москве иногда образуются провалы грунта.

Чем это вызвано: ошибками строителей и проектировщиков или же объективными геологическими процессами?
В.М.: Ответ на первую часть вопроса — в компетенции проектировщиков и строителей. Что же касается геологических особенностей столицы, часто они играют свою роль в образовании провалов и разрушении зданий.

Возьмем конкретный пример: нашумевшая история с Трансвааль-парком. Чем объясняется эта катастрофа?
В.М.:
Хотя прошло уже довольно много времени с момента катастрофы, причина разрушения до конца еще не установлена. Известно, что произошло разрушение несущих конструкций, но с геологическими процессами это никак не связано. Ходят нелепые слухи, что в этом районе произошло локальное землетрясение, которое и вызвало обрушение купола здания. На самом же деле, Москва располагается на устойчивой в тектоническом отношении древней платформе, где нет условий для возникновения собственных очагов землетрясений.

Владимир Митрофанович, расскажите, пожалуйста, о геологических особенностях Москвы, которые обуславливают образование провалов на поверхности земли.
В.М.:
Как на любой древней платформе, кристаллические породы фундамента Московского региона перекрыты мощным (1,5–2,5 км) слоем морских осадочных отложений разного возраста. Наибольший интерес для строителей представляет верхняя часть геологического разреза (50–100 м). Эта толща сложена снизу известняками и глинами каменноугольного возраста. Выше залегают морские глины и пески юрского и мелового возрастов, которые перекрываются четвертичными отложениями ледникового и водного происхождения. Стоит напомнить, что за последние 2 млн. лет территория Москвы неоднократно покрывалась мощными покровными ледниками. Современный рельеф и долины Москвы-реки и ее притоков сформировался после таяния последнего ледника (около 130 тыс. лет назад).
Важную роль в геологическом строении города играют долины древних рек — эрозионные врезы, в настоящее время находящиеся в погребенном состоянии. Эти древние долины, как правило, заполнены пылеватыми водонасыщенными песками, легко переходящими в плывунное состояние. Поэтому при подземном строительстве, особенно при проходке тоннелей метро и коллекторов, в местах пересечения древних долин часто возникают критические ситуации. Например, в 1998 году в связи с проходкой тоннеля коллектора вблизи погребенного правого притока р. Неглинки случился провал на улице Б. Дмитровка.
Кроме того, борта древних долин, сложенные растворимыми породами (известняками), как правило, поражены карстом — процессом растворения горных пород подземными водами. Карст и связанный с ним другой процесс — суффозия (разрушение и вынос подземными водами мелких частиц грунта) — приводят к образованию пустот, провалов и оседаний на отдельных участках земной поверхности. Активное вмешательство человека в подземное пространство (откачка подземных вод) способствует усилению этих процессов.

Какие еще геологические процессы проявляются в Москве и угрожают жителям?
В.М.:
В долинах Москвы-реки и ее притоков широко развиты оползневые процессы. На берегах Москвы реки в черте города выделено 15 оползневых участков. Наиболее ярким примером является склон Воробьевых гор. Так, например, высотное здание МГУ первоначально проектировалось у самого обрыва высокого берега реки. Однако инженерным геологам удалось убедить власти, что строительство такого грандиозного сооружения в непосредственной близости от оползневого склона опасно. В результате, Главное здание МГУ было отнесено на расстояние около 1 км от смотровой площадки.
В последние годы в связи с нехваткой свободных городских площадей инвесторы стремятся застроить даже такие оползнеопасные участки. Однако строительство в оползневых районах связано с большим риском и возможно только после проведения дополнительных мероприятий по укреплению склонов.
Еще один геологический процесс, представляющий большую угрозу для строительства, — подтопление. Подтопленными считаются участки, на которых уровень грунтовых вод располагается на глубине 3 метра и менее от поверхности. В настоящее время в таких условиях находится до 40% территории столицы. Подтопление вызывает преждевременные износ коммуникаций, деформации и разрушение зданий, а также существенно ухудшает экологическую ситуацию в городе.

Если геологические опасности имели место в Москве всегда, почему же о них так широко заговорили только сейчас?
В.М.:
Во многом это объясняется различным подходом к освещению негативных событий в прессе. Сегодня каждый может высказать собственные мысли. В связи с этим, кстати, в широкие массы попадает много ложной информации. Журналисты в погоне за сенсацией часто не проверяют достоверность фактов. С другой стороны, в Москве действительно много старых зданий, находящихся в аварийном состоянии. А все более интенсивное вмешательство человека в окружающую среду на территории города нарушает сложившееся природное равновесие и способствует возникновению и развитию негативных геологических процессов, приводящих к разрушению зданий и сооружений.

Какие районы Москвы наиболее опасны в геологическом отношении?
В.М.:
С точки зрения карстово-суффозионной опасности наиболее неблагоприятным территорией является северо-западная часть города в районе Хорошевского шоссе, где сосредоточено наибольшее количество известных провальных воронок. Хотя не исключена возможность карстовых провалов и в других районах столицы. В Институте геоэкологии РАН составлена карта районирования территории города по степени геологического риска, где выделяются 5 типов участков: чрезвычайно опасные, весьма опасные, опасные, малоопасные и неопасные.
В заключение следует отметить, что строительство в городе должно вестись с учетом геологических опасностей и опираться на концепцию допустимого риска. Это означает, что строить можно практически везде при условии проведения необходимых мероприятий, снижающих существующий риск до допустимого уровня.

P.S. 24 февраля 2007 года в Москве на Минской улице между площадью Ромена Ролана и Кутузовским проспектом произошел новый провал дорожного полотна площадью 120 квадратных метров, на долгое время парализовавший движение транспорта в этом районе. По предварительным данным, авария произошла из-за подмыва грунта в результате прорыва водонесущих коммуникаций.

Беседу вела Мария Еремина,
наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Знаменательное событие

Будем знакомы

Лекторий МГУ

На пользу науке

Страницы истории

Студентка

Актуальное интервью

Крупным планом

Личное мнение

Новости Москвы

Спорт

Твоя жизнь, студент!

На главную страницу