№ 12 (4203)
апрель 2007

Знаменательное событие

«Полиглот Плюс–2007» и Форум будущих лидеров

Работа по секциям
Дети — цветы жизни. И для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый яркий, самый любимый. Тем не менее, даже в школьном возрасте среди всех «цветов жизни» уже выделяются те редкие «виды», которые сначала совсем робко, а затем все увереннее неустанно тянутся к Солнцу. Похоже на сказку. Однако это — правда жизни, а перед взрослыми стоит непростая задача взрастить достойную смену, дать шанс, возможность проявить себя талантливым, любознательным, подчас гениальным детям.

Вот уже пятый год подряд такой шанс предоставляет Гуманитарная олимпиада «Полиглот», ориентированная на школьников 5–12-ых классов, увлеченных изучением языков. Став за четыре года (с 2003 по 2006 года) крайне популярной, о чем свидетельствует, в первую очередь, число и расширение географии участников, олимпиада «Полиглот» в 2007 году проводилась не только по направлению филология (английский, немецкий, французский, русская словесность, русский как иностранный), но и по математике, обществознанию (право, география, экономика, история), театральному искусству. В связи с данным расширением олимпиады в 2007 году она прошла под названием «Полиглот Плюс–2007». Стоит отдать должное оргкомитету олимпиады за отсутствие жесткого отбора участников. Все желающие (а не только отличники) могли попробовать свои силы. Не был ограничен и численный состав участников от одной школы. Как результат — участие в олимпиаде приняли 4159 школьников, 15 театральных коллективов из сорока девяти населенных пунктов России и стран СНГ.

Четыре группы участников (5–6-е классы, 7–8, 9–10, 11–12), три тура — таков регламент олимпиады. Первый отборочный тур прошел 19–26 января 2007 года в школах-участницах. Второй региональный тур — 17 февраля на базе региональных университетов, языковых центров. Наконец, третий тур — 30-го (полуфинал) и 31-го марта (финал) на базе Московской экономической школы и вузов Москвы. Кто устал больше — родители от волнений или дети от напряжения, не столь важно. Главное, что «Полиглот Плюс–2007» — уникальная возможность, по словам участников, «проявить себя», «проверить свои знания и познакомиться с новыми людьми».

У победителей олимпиады четвертой группы (11–12 классы) получилось на данный момент если не все, то очень многое. Так как им были вручены рекомендательные письма в приемные комиссии ФИЯиР и МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова.

Однако праздник, как и беда, не приходит один. Посудите сами, 1 апреля 2007 года — день геолога, день розыгрышей, Вербное воскресенье. Именно в этот день в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ прошел «Форум будущих лидеров», в рамках которого полуфиналисты и финалисты (420 человек) олимпиады «По-лиглот Плюс–2007» встретились с политиками, бизнесменами, журналистами, учеными, ведущими педагогами, спортсменами России.

Как отметили ведущие сценической части форума учащиеся Московской экономической школы (МЭШ) Я. Марков и Е. Дудина, «символично, что форум проходит в этом “Интеллектуальном здании” — научном центре, призванном развивать эрудицию, талант, самостоятельность и творчество в среде студенческой молодежи». Открытие форума ознаменовалось награждением призеров олимпиады. Ректор МГУ академик В.А. Садовничий лично поздравил победителей: «Это очень волнительный момент. Вы получили первый серьезный научный результат в своей жизни. Тем не менее, знайте, впереди очень много трудностей. Будьте всегда настроены на работу и на победу. Самое главное — порядочность, скромность, умение любить свою Землю».

Генеральный директор благотворительного фонда Олега Дерипаска «Вольное дело», при поддержке которого были проведены олимпиада и форум, Т.Д. Румянцева пожелала: «Ребята, не бойтесь ничего. Знания и смелость города берут. Мы бы очень хотели, чтобы вы были нацелены на знания. Нам нужны глубоко нравственные люди».

Собственно, центральной темой Форума будущих лидеров стала «Школа будущего глазами будущих лидеров». Для ее виртуального строительства участники форума активно работали в восьми тематических секциях, на практике проявляя свои лидерские качества, умение работать в команде, вести переговоры, принимать решения. Работа каждой секции проходила по четкому плану: объяснение проблематики, постановка задачи руководителями секции, разделение участников на четыре группы, каждая из которых за короткое время должна была написать четкие ответы на конкретные вопросы. За обсуждениями, подготовкой презентаций время пролетело незаметно. Но результаты работы удивили многих.

Однако все по порядку, по вопросам:
1. Что это?
2. Почему нужны изменения?
3. Как этого достичь?

Секция № 1 «Качество образования» под руководством заместителя директора Федерального института педагогических измерений Г.С. Ковалевой:
1. Качественное образование — это высокий уровень знаний, их практическое применение, непрерывность обучения, возможность самореализации.
2. Российское образование не соответствует требованиям современности, не во всех странах признаются аттестаты и дипломы России, не у всех детей есть возможность получить качественное образование, недостаточно техническое и кадровое оснащение школ.
3. Завершить реформу образования в стране, усилить связи среднего и высшего образования, дополнительное инвестирование, компьютеризация, введение инновационных технологий, повышение престижа профессии учителя, открытость образования, объективная оценка знаний.

Секция № 2 «Школа в пространстве разных культур» под руководством заместителя декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ профессора М.В. Вербицкой:
1. Взаимопонимание и взаимоуважение между представителями различных культур — это толерантность, компромисс, доброжелательность, непредвзятость.
3. Изучение собственной и других культур, обмен учащимися, проведение форумов по толерантности, фестивалей культур, привлечение СМИ.

Секция № 3 «Компьютеризация школ», ее возглавил директор Института проблем проектирования в микроэлектронике академик А.Л. Стемпковский:
1. Широкий доступ к максимальному объему информации, наглядность информации, возможность объективной оценки знаний.
2. Информационные технологии дают обширный материал для анализа информации, позволяют организовать учебный процесс более наглядно и мобильно, расширяют границы общения и дискуссии, развивают новые направления творчества.
3. Необходимы финансовая поддержка со стороны государства, пересмотр программ обучения, создание специальных программ и центров по подготовке квалифицированных кадров.

Секция № 4 «Здоровье школьников» под руководством четырехкратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике А. Немова и трехкратной олимпийской чемпионки по синхронному плаванию О. Брусникиной:
1. Здоровый образ жизни — это правильный режим дня, занятие спортом, гигиена, регулярный медосмотр, здоровое питание, отсутствие вредных привычек, здоровая окружающая среда.
2. Многие дети имеют различные патологии, необходима защита будущих поколений, нездоровый человек не может работать в полную силу, наркомания и алкоголизм — серьезные проблемы нашего общества.
3. Доступность занятий физкультурой, пропаганда ЗОЖ в СМИ, финансирование проектов, связанных с ЗОЖ, улучшение экологической обстановки, улучшение качества продуктов питания.

Секция № 5 «Школа и масс-медиа» под контролем заместителя главного редактора журнала «Огонек» Е.Е. Даниловой и руководителя отдела спецпроектов журнала «Прямые инВЕСТИции» А.Е. Трушина:
1–3. СМИ должны быть уникальным помощником в образовании и совершенствовании знаний учеников, на основе которых они могут высказывать свое мнение и давать оценку событиям, а также сами принимать участие и влиять на общественную жизнь.

Секция № 6 «Политика и школа» под руководством главного редактора газеты «Московские новости» и журнала «Политический класс» В.Т. Третьякова:

Работа по секциям
2. Малый опыт демократических традиций в российской школе, в общественную деятельность вовлечены не все школьники, не везде есть школьное самоуправление, слабое развитие молодежных организаций.
3. Школьное самоуправление должно иметь право влиять на политику школьного руководства, необходимо проведение детских акций в масштабах страны, встреч с политиками, конкурсов детей-политиков, проведение опросов мнения школьников по важнейшим проблемам жизни страны, создание ОООН (Образовательной организации объединенных наций).

Секция № 7 «Свободное от школы время» под руководством заместителя председателя Правления Сбербанка России А.В. Захарова:
1. Свободное время — это время вне школьных занятий, посвященное семье и друзьям, используемое для расширение кругозора, для внешкольных занятий.
2. Не во всех школах есть кружки и секции; школа не помогает в реализации свободного времени.
3. Необходима реорганизация школьных занятий: ввести занятия «парами», специализацию школ и классов, отменить занятия во вторую смену, уменьшить объем домашних заданий за счет увеличения продуктивности школьных занятий.

Секция № 8 «Взгляд родителей» под руководством директора центра «Биоинженерия» РАН К.Г. Скрябина и главного представителя BASF AG в России, члена правления благотворительного фонда «Открытое сердце» П.Д. Голицына:
1. Школа — это цельный этап в жизни человека, в котором сбалансированы силы ребенка, здоровье, интеллектуальная нагрузка, взаимодействие учителей, детей, родителей и государства. Основная задача образования — формирование Личности.
2. Сильные стороны российской школы: академичность образования, возросшая ответственность и самостоятельность учеников, проектное образование, большой информационный ресурс, творческая составляющая и исследовательская деятельность.
Слабые стороны — ухудшение здоровья школьников вследствие большой учебной нагрузки, слабая техническая оснащенность, отсутствие взаимосвязи между предметами, недостаток практических навыков.
3. Необходима четкая система образования, основанная на рациональном распределении учебного материала с 1 по 11 класс; изменения в государственной политике, направленные на то, чтобы учителями стремились стать самые достойные в стране люди.

«Удивляет зрелость суждений молодежи. Ребята 5–11 классов высказывают такие зрелые мысли, что можно у них даже поучиться, — поделился впечатлениями по окончании презентации результатов работы секций К.Г. Скрябин, — Такого рода мероприятия — принципиально правильная вещь, их нужно максимально расширять. Я считаю, что мы должны уделять очень большое внимание школе. Если мы не сможем поддерживать системность школьного образования, то и хорошего высшего образование также не будет».

Безусловно, все участники олимпиады и форума, как говорится, просто умнички. Но за их улыбками скрывается порой довольно сложная жизнь, многие часы и годы проникновения в таинство различных наук. В.Г. Бабаржанова, мама ученика 9 класса гимназии № 11 г. Тулы Андрея Платонова, занявшего второе место по русскому языку на олимпиаде «Полиглот Плюс–2007», рассказала: «Андрей — мой приемный сын. Он молодец, учится на “отлично”, постоянно участвует в различных олимпиадах, хочет учиться в МГУ и стать дипломатом. Сейчас в нем появилась некая, так скажем, очень серьезная уверенность в собственных силах. Я его во всем поддерживаю, но готовлю к тому, что не все так легко достижимо, и всегда должен быть альтернативный вариант. Хочется сказать огромное спасибо организаторам олимпиады».

Олимпиада «Полиглот Плюс–2007» и Форум будущих лидеров были проведены при финансовой поддержке Благотворительного фонда поддержки культуры, науки, образования и здравоохранения «Вольное дело». В оргкомитет олимпиады также вошли факультет иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, Российская академия образования, Фонд поддержки и развития образования, Московская школа экономики МГУ, Московская экономическая школа, Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина.

Как резюмировал по окончании Форума будущих лидеров А.В. Захаров: «Мы фундаментально провели время в Фундаментальной библиотеке МГУ. Мы увидели не только будущее нашей школы, но и будущее нашей страны». А «будущее страны», в свою очередь, из здания ФБ МГУ централизованно было «доставлено» в филиал Государственного академического Малого театра России, где прошла церемония вручения Золотой, Серебряной и Бронзовой масок школьным театральным коллективам — победителям олимпиады «Полиглот Плюс–2007».

Школьники неустанно делились впечатлениями, пожеланиями, благодарили организаторов:

— «Полиглот» дал мне некоторую уверенность во всем. Рад, что его расширили. Я обязательно приеду в следующем году. (Андрей Никулин, г. Москва)
— Отличная олимпиада! Дает перспективы. (Лиза Юрченко, г. Москва)
— Почаще проводите такие олимпиады! (Алена, г. Пермь)
— Пусть география будет отдельно от обществознания, а задания немного креативнее и интереснее. (Даша, г. Северодвинск)
— Мы хотим, чтобы в «Полиглот» добавили литературу и шахматы. Нам было очень приятно участвовать в конкурсе, но хотелось бы рекомендовать организаторам отводить больше времени на устное собеседование, так как нам не дали возможности высказать свою точку зрения. (г. Нижний Тагил)
— Олимпиада «Полиглот» — высокий уровень, широкие возможности, а к тому же просто очень интересное и увлекательное событие! (Анна Константинова, г. Самара)

Остается лишь поблагодарить организаторов за воплощенную в реальность сказку, имеющую огромное значение для школьников, и пожелать ученикам новых побед. Как резюмировал К.Г. Скрябин: «Вы просто большие молодцы!» Он же после поделился: «Лет тридцать тому назад мой дед, который был удивительно образованным человеком, подарил мне свою книгу, где написал, что самое большое счастье в жизни — это найти ту область деятельности, которая действительно тебя привлекает. Я бы хотел пожелать всем молодым людям, чтобы они нашли свое счастье в жизни, то есть, чтобы они нашли то дело, которое станет делом всей их жизни».

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Знаменательное событие

Будем знакомы

Лекторий МГУ

На пользу науке

Страницы истории

Студентка

Актуальное интервью

Крупным планом

Личное мнение

Новости Москвы

Спорт

Твоя жизнь, студент!

На главную страницу