№ 39-40 [4230-4231]
декабрь 2007

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Химический факультет МГУ

Более 1000 студентов, около 200 аспирантов, 16 кафедр, на которых преподают около 20 член-корреспондентов и академиков РАН, — химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова является одним из крупнейших структурных подразделений университета. В корпусе химфака немудрено заблудиться: коридоры с приглушенным светом, лабиринтоподобное расположение лабораторий и практикумов — источников самых невероятных ароматов.

Давайте поближе познакомимся с химическим факультетом МГУ и поговорим с его учащимися.


1. Почему при поступлении вы выбрали именно химический факультет МГУ?
2. Специфика обучения, нужно ли что-то менять?
3. Расскажите о наиболее курьезных случаях, произошедших с вами за период обучения?
4. Кто наиболее запомнился среди профессорско-преподавательского состава? Чем?
5. Что бы вы хотели сказать, пожелать факультету, руководству университета?

Александра Затираха, 5 курс
1. Химией заинтересовалась еще в школе (большое спасибо первой учительнице химии М.Н. Приемышевой), а учиться в МГУ мечтала с детства. После 9 класса поступила в СУНЦ МГУ в химический класс, и сомнений насчет выбора факультета уже не было. О своем выборе ни разу не пожалела. Кроме того, оказалось, что на химфаке отличная самодеятельность, поэтому есть простор для реализации не только научных, но и творческих идей.
2. Курс химии, на мой взгляд, составлен очень грамотно, каждый новый изучаемый студентами раздел химии связан с предыдущим и опирается на теорию, изученную ранее. Что касается программы пятого курса, мне кажется, что некоторые предметы следовало бы перенести на более ранние курсы, так как пятикурсники заняты подготовкой и написанием дипломных работ, а на химическом факультете это обычно связано с большими временными затратами на экспериментальную часть. Стоит модифицировать расписание на 4 и 5 курсах, когда каждый день по 1–2 пары, причем иногда в середине дня.
3. Курьезных и забавных случаев за время обучения было очень много. Однажды, например, один из наших преподавателей играл со студентами в крестики-нолики на баллы за коллоквиум. Особенно высоко ценились партии на «поле» с большим количеством клеточек.
4. За пять лет обучения мы сталкивались с огромным количеством преподавателей, и все они очень интересные люди. Некоторые из них — настоящие «легенды» факультета. Но выделить кого-то одного достаточно сложно.
5. Хотелось бы пожелать факультету дальнейшего процветания и побольше талантливых заинтересованных студентов. А также успехов — научных и творческих.

Александр Тепанов, 2 курс
1. Учиться в МГУ я мечтал с детства. Почти все школьные годы увлекался математикой. Класса до 10–11-го собирался учиться на программиста или на математика. Но в старших классах моим учителем по химии стала М.Н. Бычкова, которую я знал практически с пеленок (она является другом нашей семьи, и ей неоднократно приходилось возиться со мной).
2. Ничего менять на факультете не нужно. По моему мнению, все очень хорошо продумано, и студент, окончив факультет, обладает реальным профессионализмом и конкурентоспособностью.
4. Запомнился Иджад Хакович Сабитов. Он преподавал у меня в первом семестре аналитическую геометрию. Так получилось, что зачет я получал не вовремя — после Нового года. Боюсь ошибиться, но Иджад Хакович сказал что-то вроде: «Я вас ждал целый семестр — теперь вы ждите преподавателя...»
5. Хотел бы пожелать своему факультету и руководству университета продолжать такую же прогрессивную политику в области образования, поддерживать современные тенденции и направления в науке и ни в коем случае не вводить ЕГЭ! Отдельное пожелание: поощрять активную, творческую молодежь, ведь именно она является, на мой взгляд, опорой современного общества. Успехов и удачи во всем!

Мария Поверенная, 2 курс
1. Летом 2004 года узнала, что поступила в СУНЦ МГУ, в химкласс, это и определило будущий выбор факультета.
2. На химфаке учусь, по-моему, в одной из самых сложных групп — в спецгруппе по направлению химической технологии и новых материалов. Поэтому приходится проходить курсы физфака, мехмата, ФНМ и химфака вместе взятых. Это, конечно, очень сказывается, говоря прямо, на умственном развитии (в смысле развития математической логики и физической интуиции для изучения собственно химических материалов) и, кстати, на психике. Единственное, что можно назвать субъективным минусом, — это недостаточное количество часов иностранного языка.
3. Из курьезов вспоминается коллоквиум по неорганике. Сдавала его замечательной преподавательнице Галине Николаевне Мазо, и вопрос был какой-то нехороший (про структуры боратов, алюмосиликатов), мелким шрифтом описанный в учебнике и быстрым взглядом мною просмотренный и закрытый по причине страшных картинок. Курьезность же была в следующем: за Галиной Николаевной сидела еще одна не менее замечательная преподавательница Марина Геннадиевна Розова, просто золотая женщина. Она меня спасла: начала показывать за спиной своей коллеги структурки, сочленные тетраэдры, антипризмы и т. п. Я все прилежно отвечала, за что Галина Николаевна меня хвалила, а Марина Геннадиевна сзади гладила себя по головке. Весело было. К контрольной я, конечно, все выучила, но 3D-пальцы запомнила на всю жизнь.
4. Преподаватель математического анализа Евгений Витальевич Майков. Просто поразительный характер. Принципиальный, справедливый и беспощадный. Экзамен ему сдавать — похудеешь точно. Контрольные у него — это просто психологическая атака. Но при всем при этом уровень нашего матана зашкаливает.
5. Традиционная просьба к руководству — сделать побольше стипендии. А химфаку желаю только расцветать, цвести и все-таки поменьше пахнуть.

Ксения Пронченко, 3 курс
1. Я давно для себя решила, что фундаментальное академическое образование очень важно для будущего специалиста. Именно потому, что химия наиболее близка мне, выбрала этот естественнонаучный факультет.
2. Единственный момент, который, по моему мнению, на химическом факультете совсем не идеален, так это расписание. На первом курсе каждый день забит парами, а чем старше курс, тем пары «разбросаннее». Получается, что вплоть до сдачи дипломной работы студент не может проявить себя в работе, получить какие-то навыки только потому, что у него не хватает времени.
4. Наиболее запомнились, конечно, преподаватели, которые вели у моей группы неорганическую, аналитическую и органическую химии. Это В.И. Путляев, Г.Н. Кочелаева, С.Г. Дмитриенко, С.В. Грюнер. Запомнились исключительным профессионализмом и интересными занятиями.
5. Хотелось бы пожелать оптимизма, творческих и научных успехов.

Филипп Попов, 5 курс
1. Еще в 8 классе увлекся химией, стал часто ездить на олимпиады, подумал: ведь этот предмет мало того, что легкий, но еще и интересный! На олимпиадах познакомился с большим количеством людей, уже собравшихся поступать на химфак. Решил не отрываться от коллектива.
2. В целом, на факультете все хорошо. Единственное, что иногда раздражает — большое количество лекторов и семинаристов, являющихся учеными «старой советской закалки», которые не всегда умеют эффективно работать с аудиторией.
3. Курьезов было много. Начиная от фразы преподавателя «Что это за колба с гулькин…?» и заканчивая рекомендацией во время пожара: «Дым? И что такого? Ну, горит, ну, пахнет с улицы… Окна прикроем… Работаем-работаем, их пожар по сравнению с последствиями нашего отсутствия возле синтеза — цветочки».
4. Андрей Владимирович Чепраков — человек с превосходным и очень тонким чувством юмора, великолепный лектор и отличный научный руководитель. Андрей Анатольевич Дроздов — веселый, доброжелательный, понимающий студентов преподаватель. Михаил Валерьевич Коробов — чуть ли не единственный преподаватель, читающий очень понятные и структурированные лекции без микрофона.
5. Желаю, во-первых, заинтересованных и активных студентов, не боящихся решать задачи, которые ставит им современная жизнь. Во-вторых, более приличного финансирования практикумов и лабораторий, поскольку иногда работать очень неудобно из-за отсутствия элементарного комфорта.

Алла Затираха, аспирантка 2 года
1. В детстве все мечтают кем-то стать, и я мечтала о неординарной и всегда интересной профессии. Когда в 8 классе началась химия, увлеклась. Хотелось получить самое лучшее, фундаментальное образование, и мечтала поступить в МГУ.
2. Хотелось бы скорректировать расписание на 4–5 курсах, поскольку занятия расставляются очень неудобно, и это отражается на научной работе — на нее остается мало времени.
Также хочется предложить ввести в программу современные курсы прикладной химии, чтобы дополнить фундаментальное образование представлением о реальном научном и практическом обеспечении всех аспектов современной жизни.
3. Курьезов было предостаточно, но с особенной теплотой вспоминаю случай в 11 классе СУНЦа. В практикуме на химфаке я… подожгла тягу. Нечаянно… Это был демонстрационный опыт, который я показывала перед классом — самовоспламеняющаяся реакция. От нее загорелся спирт в колбе, я обожглась, горящий спирт разлился под тягой, начали плавиться штативы. Всех это очень развеселило, преподаватель тут же достал огнетушитель и тоже долго смеялся. С тех пор среди своих учеников он называет эту реакцию моим именем.
4. Мне очень повезло, в университете у меня были замечательные, особенные преподаватели, настоящие профессионалы с грамотным и доброжелательным подходом к студентам, с хорошим чувством юмора. Особое уважение вызывали творческие люди, увлеченные любимым хобби и умело сочетающие его с научно-преподавательской деятельностью.
5. Факультету и руководству университета хочу пожелать постоянной активности и творческого развития, фантастических высот, роскошных перспектив! И, конечно, хороших студентов.

Что можно добавить? Пожалуй, ничего. Стоит лишь повториться: «Молодцы химики!» А неудобство расписания на старших курсах — это острый вопрос аудиторных площадей. Факультет растет вместе с университетом, появляются новые лаборатории, открываются новые учебные специальности, соответствующих запросам времени, а здание химфака не такое уж большое, как может показаться на первый взгляд. Аудиторный вопрос актуален далеко не для одного факультета, но и для всего МГУ вцелом и он решается. Строятся новые учебные и лабораторные корпуса, в планах строительство новых общежитий. Будем верить, что планы будут реализованы в самом ближайшем будущем, тем более что в нашем университете к этому прилагают максимум усилий.

P.S. С наступающим Новым годом!

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Крупным планом

Конференции

Актуальный репортаж

Родом из МГУ

Юбилей факультета

Страницы истории

Студенческие реплики

Эхо фестиваля

Твоя жизнь, студент

Хочу все знать

Будем знакомы

Мир творчества

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу