№3 (4274)
январь 2009

Мир науки

VI Всероссийская научная молодежная школа
«Возобновляемые источники энергии»

Молодые ученые и специалисты в области использования ВИЭ с организаторами Школы
Научно-исследовательская лаборатория возобновляемых источников энергии географического факультета МГУ совместно с Объединенным институтом высоких температур РАН и Всероссийским институтом электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ) РАСХН провели VI Всероссийскую научную молодежную школу «Возобновляемые источники энергии».

Организация таких школ стала уже традицией, первая состоялась еще в 1999 г. С тех пор интерес к проблемам использования возобновляемых источников энергии (или, как их сокращенно называют у нас в стране, ВИЭ) значительно вырос. Если первая школа собрала 60 участников, то шестая — уже более 230. Школа проводилась при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Ее цель — привлечь внимание ученых к проблемам использования возобновляемых источников энергии, информировать молодых специалистов о последних достижениях в этой области, о новых технологиях, о проблемах полномочного включения ВИЭ в энергокомплексы регионов, улучшить понимание реальных возможностей и перспектив использования альтернативных источников энергии в решении нарастающих проблем энергообеспечения страны.

Интерес к проблемам возобновляемой энергии не случаен. Эта отрасль, ежегодный прирост которой в среднем 20–25% (то есть в 10 раз выше, чем у традиционных отраслей), заняла уже прочное место в мировом производстве тепла и электроэнергии. Анализ зарубежного опыта показывает, что действенным стимулом развития энергоснабжения на основе ВИЭ является законодательное обеспечение. В ситуации с освоением возобновляемых источников в России в последние годы наметились значительные положительные сдвиги. Были приняты поправки к Федеральному закону №35–ФЗ «Об электроэнергетике», готовится несколько постановлений правительства, которые позволят говорить о готовности государства поддерживать проекты, связанные с ВИЭ. К 2020 году по данным Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, установленная мощность энергообъектов на ВИЭ в России составит более 25000 МВт, а совокупная доля в производстве электроэнергии — 4,5% (для сравнения — в Европе к этому году этот показатель планируется довести до 20%). Предполагается, что к 2020 году больше всего электроэнергии из числа ВИЭ будет вырабатываться за счет биоэнергетики (7850 МВт), на втором месте — использование энергии ветра (7000 МВт), на третьем — энергия приливов (4500 МВт). Сейчас доля ВИЭ в производстве электроэнергии в России составляет всего 0,9%, установленная мощность — около 2000 МВт.

Нельзя не отметить возросший научный уровень исследований молодых ученых, принимавших участие в работе школы. Расширилась география участников. На заседаниях присутствовали студенты, аспиранты и молодые инженеры как московских вузов: МГУ имени М.В.Ломоносова (географический, геологический, химический, экономический факультеты, ИСАА, факультет наук о материалах), МЭИ (ТУ), ОИВТ РАН, МАИ (ТУ), МГТУ имени Н.Э. Баумана, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, ВШЭ, ГУУ, МАМИ (ГТУ), МГУИЭ, ГНУ ВИЭСХ, так вузов других городов: Санкт-Петербурга, Владивостока, Иркутска, Калининграда, Краснодара, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Орла, Ростова-на-Дону, Тюмени и Челябинска. Большую заинтересованность продемонстрировали представители стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. Среди участников школы были и молодые ученые из Германии, Швеции, Бирмы — стажеры и аспиранты Московского энергетического института. Представители созданной в Москве в 2008 году под эгидой ЮНЕСКО организации «Международный центр устойчивого энергетического развития» — специалисты по возобновляемой энергетике из развивающихся стран (Ирана, Монголии, Колумбии, Шри-Ланки, Нигера, Буркина-Фасо, Бурунди) не только слушали доклады, но и активно участвовали в дискуссиях.

Для чтения лекций по программе школы были приглашены ведущие российские ученые из РАН, МГУ имени М.В.Ломоносова, РАСХН, МЭИ, Института энергетической стратегии, а также практики — руководители крупных производственных компаний в области ВИЭ. Семьдесят восемь научных сообщений аспирантов, студентов и молодых специалистов были представлены на устных и стендовых докладах. Тематика школы раскрывала как общие вопросы развития возобновляемой энергетики, так и научно-технические проблемы отдельных видов ВИЭ (использование ветро-, гелио-, биоэнергетических ресурсов, малой гидроэнергетики), новые технологии в возобновляемой энергетике; водородная энергетика; гибридные системы. Были рассмотрены вопросы государственной политики России в области возобновляемой энергетики, в том числе проблемы законодательной поддержки, и современное состояние использования возобновляемых источников энергии в России и мире. Значительное число докладов было посвящено эколого-географическим аспектам развития возобновляемых источников энергии, воздействию объектов традиционной и возобновляемой энергетики на окружающую среду.

Среди лекторов были и сотрудники НИЛ ВИЭ географического факультета МГУ. Заведующий лабораторией профессор А.А. Соловьев рассказал участникам школы о фундаментальных принципах использования ВИЭ, ведущий научный сотрудник С.В. Киселева — о дистанционных методах оценки ресурсов возобновляемых источников энергии, а старший научный сотрудник Н.И. Чернова — о ресурсных и экологических проблемах энергетического использования биомассы.

Научно-исследовательская лаборатория возобновляемых источников, созданная более двадцати лет назад на географическом факультете МГУ, занимается оценкой потенциала ресурсов возобновляемой энергии по результатам наземного мониторинга и дистанционным базам данных, изучением гибридных энергосистем, включающих традиционные и возобновляемые ресурсы, проблемами использования биомассы микроводорослей для производства биотоплива, исследованием энергопотоков в хозяйственных и природно-хозяйственных системах, созданием систем конденсации атмосферной влаги.

По итогам устных и стендовых докладов был проведен конкурс научных работ участников школы, лучшие работы отмечены дипломами. Среди победителей — студенты географического факультета и факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова, молодые инженеры, проектирующие Кисловодскую солнечную электростанцию, аспиранты ВИЭСХ и ОИВТ РАН, студенты Института архитектуры, искусства и дизайна с проектами солнечно-активных зданий, стажеры из Института фундаментальных проблем биологии РАН (г. Пущино), занимающиеся проблемами водородной энергии.

Участники Школы посетили также Музей истории МГУ в Интеллектуальном центре, выставку по использованию ВИЭ в ВИЭСХе, были приглашены в НИЛ ВИЭ и ознакомлены с основными направлениями работы.

Проведение научной молодежной школы в Московском университете — флагмане российской науки и образования — обеспечило возможность тесного научного контакта молодых исследователей с ведущими специалистами в области использования ВИЭ. При подведении итогов VI Всероссийской научной молодежной школы «Возобновляемые источники энергии» отмечена необходимость совместных разработок и объединения информационной базы по возобновляемой энергетике вузов и научных учреждений в целях совершенствования образовательного процесса и научных исследований. Очевидна необходимость дальнейшего проведения подобных научных молодежных школ в МГУ для обеспечения преемственности и непрерывности передачи знаний.

Подробно ознакомиться с материалами Школы можно на сайте http://rse.ucoz.ru.

С.В. Киселева, к. ф.-м. н., заместитель председателя оргкомитета школы,
Л.В. Нефедова,
к. г. н., ученый секретарь оргкомитета школы,
фото А.М. Залиханова

Чтения памяти Н.И. Либана на филологическом факультете

На филологическом факультете 10 декабря 2008 года состоялись чтения, посвященные памяти Николая Ивановича Либана (1910–2007) — преподавателя, более 60 лет проработавшего на кафедре истории русской литературы. С Николаем Ивановичем связана целая эпоха в жизни факультета, его лекции тепло вспоминают выпускники разных лет и разных отделений, а его фамилия постоянно встречается на страницах мемуаров.

Чтения открыл заведующий кафедрой истории русской литературы В.Б. Катаев, поделившийся своими воспоминаниями о Николае Ивановиче. Ученик Н.И. Либана Ю.С. Суходольский выступил с попыткой реконструкции мировоззрения своего учителя, особенно отметил огромное значение, которое имели для него такие категории, как история, личность, свобода человеческого выбора и инициатива.

О своих встречах с Николаем Ивановичем, особенно в последние годы его жизни, вспоминал В.Е. Хализев. Он подчеркнул, что Н.И. Либан любил вести со своими гостями беседы на различные темы: истории и современного состояния филологического факультета, судеб его выпускников, политики, путешествий и, конечно же, русской литературы и русских писателей.

А.В. Степанов в своем сообщении коснулся особого отношения Н.И. Либана к эпохе 60-х годов XIX столетия и уделил пристальное внимание анализу педагогического дискурса Николая Ивановича с точки зрения параллелей и перекличек его с литературным материалом 1860-х–1880-х гг.

Е.С. Федорова уделила внимание биографии Н.И. Либана, отметила широту его педагогических и исследовательских интересов, а также рассказала о своем исследовании жизненного и творческого пути малоизвестного литератора Серебряного века М.Д. Мищенко-Атэ, к которому ее подтолкнули в том числе и беседы с Н.И. Либаном.

В.А. Недзвецкий отметил сложность и разносторонность личности Николая Ивановича, которая отнюдь не является простой суммой отдельных сфер его деятельности, и выразил уверенность в том, что разгадать особенную тайну этого человека нам еще предстоит. Также докладчик выступил с предложением увековечить память Н.И. Либана, назвав его именем одну из учебных аудиторий на филологическом факультете МГУ.

Вторую, научную часть чтений, открыл А.А. Пауткин, проанализировавший входящую в состав «Повести временных лет» под 1097 г. так называемую «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского». А.В. Архангельская рассмотрела «Роман в стихах» — малоизвестный рукописный памятник XVIII века — с точки зрения проблемы становления личности в русской литературе этого времени. А.А. Смирнов посвятил свое сообщение теме становления субъекта романтической медитации в лирике А.С. Пушкина 1910-х годов. П.Н. Долженков сосредоточился на характеристике функций образа царя Соломона в повести А.П. Чехова «Огни».

На чтениях присутствовали многочисленные гости — ученики Н.И. Либана разных лет, а также сегодняшние студенты филологического факультета. Заседание прошло в теплой и непринужденной обстановке и стало данью светлой памяти учителя нескольких поколений отечественных филологов в скорбные дни годовщины со дня его кончины.

А.В. Архангельская,
филологический факультет

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

На пользу науке

Наши выпускники

Образование

Мир науки

Лекторий

Юбилеи

Дела профсоюзные

Наука и техника

Наш календарь

Твоя жизнь, студент!

Спорт

Крупным планом

На главную страницу