№3 (4274)
январь 2009

Образование

В МГУ изучают эстонский язык

Заведующий кафедрой финно-угорской филологии д. ф. н. Н.С. Братчикова с сотрудниками кафедры
В 2008 году впервые в истории филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова открыта группа эстонского языка как первого иностранного языка, в которой учатся 10 студентов. Это филологи, будущие специалисты по эстонскому языку и литературе. Лекции по эстонскому языку занимают в их учебном плане 12 часов в неделю. Курс рассчитан на 5 лет. На третьем курсе студенты стажируются и обучаются в Эстонии в Тартуском университете.

Выучить эстонский с нулевого уровня до свободного владения вне живой языковой среды — разве такое возможно? Оказывается, вполне возможно, если в процессе обучения умело сочетать мотивацию учащегося, правильно подобранную методику преподавания и новейшие информационные технологии обучения. Ведь филологи мыслят своими категориями. Для них мысль невозможно понять без понимания языка. Вот почему филологу недостаточно объяснять грамматику языка через построение моделей, отвечающих на вопрос «Как?» Они ищут ответ на вопрос «Почему?» По мнению студентов, эстонский — сложный, но четко структурированный язык. Особо привлекает его мелодичность. А интерес студентов к языку вдохновляет и самого преподавателя.

Так как язык является объектом социолингвистики, курс демонстрирует и социолингвистическую модель речевого поведения эстонцев. Студенты знакомятся также с национальным достоянием страны, менталитетом эстонцев, культурным сознанием мира эстонского народа в целом. Предлагаемый студентам цикл лекций включает следующие курсы:
— коммуникативное поведение эстонцев и русских; контрастивная грамматика эстонского и русского языков; корни эстонской культуры; эстонская народная культура;
— история эстонской культуры в XIX–XX вв.; эстонская песня; эстонская художественная литература; шестнадцать мгновений эстонского искусства.

Лекторами являются преподаватели Тартуского университета.

Новейшие информационные технологии (е-обучение) занимают особое место на уроках эстонского языка, повышая мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяя их кругозор, позволяя применять методы интерактивного обучения языку. Информационные обучающие программы моделируют те или иные лингвистические задачи, например, формирование и закрепление грамматических знаний и навыков, умение вести диалог в стандартных ситуациях и т. п. При этом система контролирует действия учащегося и исправляет его ошибки.

Информационные технологии являются прежде всего средством подачи материала и обеспечивают формирование навыков самостоятельной работы учащихся.

Желающим больше узнать об эстонском языке и Эстонии рекомендуем посетить сайт кафедры финно-угорской филологии www.philol.msu.ru/~finugor/.

Я искренне признательна декану филологического факультета профессору Марине Леонтьевне Ремнёвой за личный вклад в формирование кафедры и поддержку эстонской специализации. Я благодарна также заведующей кафедрой Надежде Станиславовне Братчиковой, доценту Антонине Петровне Гуськовой за поддержку и ценные советы по организации учебного процесса. Хочу выразить благодарность всем сотрудникам кафедры за удачное начало учебного года и помощь в становлении специализации «Эстонский язык и литература».

Эве Раэсте,
лектор эстонского языка
кафедры финно-угорской филологии

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

На пользу науке

Наши выпускники

Образование

Мир науки

Лекторий

Юбилеи

Дела профсоюзные

Наука и техника

Наш календарь

Твоя жизнь, студент!

Спорт

Крупным планом

На главную страницу