№ 14 (4119)
апрель 2005

Метеорологическая обсерватория МГУ

Мало кому известно, что представляет собой метеорологическая обсерватория МГУ, которая находится на территории университета сразу за Ботаническим садом, по направлению к Мичуринскому проспекту. Меня порадовало, как легко оказалось исправить эту ситуацию и все разузнать. Стоило просто туда прийти, и тебя уже провели в теплую комнатку, усадили и, перебивая друг друга, приготовились рассказывать про то, как здорово каждый час подниматься на крышу, «снимая показатели» с неба и облаков. Выражаю особую благодарность научным сотрудникам Ольге Александровне Шиловцевой и Екатерине Валентиновне Горбаренко за долгую и интересную беседу, которая, к сожалению, не помещается в рамки одной единственной статьи.

Метеоприборы на территории МГУ
– Итак, что вы можете рассказать про вашу обсерваторию, кем она была основана, и над чем вы работаете?
– Метеорологическая обсерватория МГУ является частью кафедры метеорологии и климатологии географического факультета. Так как наша кафедра была основана в 1944 году и находилась еще в старом здании университета, то у нее не было обсерватории до 1953 года, когда и начал создаваться комплекс зданий на Ленинских горах. Первое наблюдение было произведено первого января 1954 года. Первого января 2004 года наблюдениям, которые ведет наша обсерватория, исполнилось 50 лет. В принципе, для университетских обсерваторий это очень небольшой срок. Так, скажем, в Сорбонне метеорологической обсерватории уже более трехсот лет. Некоторое время подобная обсерватория была на Красной Пресне, где сейчас находится Гидрометцентр.

Наша обсерватория была организована по инициативе крупнейшего советского климатолога и основателя нашей кафедры Б.П. Алисова, известного актинометриста – ученого М.С. Аверкиева и ее первого заведующего А.А. Лучшева. Ими были заложены все идеи и стратегии развития.

У нас есть два отделения: актинометрии и метеорологии. Актинометрия, которую мы в шутку называем наукой будущего, – это часть метеорологии, занимающаяся изучением солнечной радиации, но не надо путать ее с радиоактивностью. Солнечная радиация – это та энергия, которая приходит к нам от Солнца и дает энергию всем процессам, происходящим на Земле. И это основной климатообразующий фактор. Если мы строим модель климата, то в ее основе лежит приход и отход энергии, и большей частью солнечной. В метеорологическом отделе обсерватории ведутся все наблюдения, которые обычны для стандартной метеорологической станции Госкомстата по гидрометеорологии первого разряда – то есть самый широкий набор метеорологических показателей. Здесь идет наблюдение за температурой и влажностью воздуха, температурой на поверхности и на разных глубинах почвы. И когда начала работать университетская станция, она сразу вошла в сеть станций, которая собирает первичную информацию. Метеорологическая станция должна отражать те условия климата, в которых она находится. Данные отправляются в Гидрометцентр, куда стекается информация со всей России. И уже там синоптики обрабатывают эту информацию и дают прогноз погоды.

– Вы сказали, что измеряете температуру почвы, какое это отношение имеет к предсказанию погоды?
– (Смеются) Мы не просто станция, мы обсерватория. Даже внутри метеорологических наблюдений есть ряд направлений, которые продиктованы потребностью отечественных прикладных задач. Например, агрометеорология исследует промерзание почвы, для этого необходимо пронаблюдать промерзание почвы, как на открытом, так и на закрытом участке ландшафта. На нашей территории как раз можно видеть такие участки со специальными измерительными установками. И у нас есть человек, который в любое зимнее время очищает площадку от снега, а летом держит ее без единой травинки. Бывает, что надо измерить температуру под асфальтовым покрытием, тогда прорываются шурфы. А заказы по агрометеорологическим данным исходят, например, от дорожных служб.

– У вас появилось новое оборудование. Это подарок спонсоров?
– Дело в том, что это новое оборудование мы получили в рамках германского кредита к юбилею университета. Оно сейчас как раз находится в состоянии выхода на оперативную работу.

– Расскажите, какие данные собирают ваши наблюдатели?
– Стандартные показатели: ветер, температуру, все параметры влажности, температуру на почве, температуру в будке, количество осадков. Еще у нас в обсерватории находится уникальная химическая лаборатория, которая измеряет химизм осадков с 1980 года и их ионный состав, то есть так называемую кислотность.

Территорию наблюдений, кстати, всегда надо поддерживать в одинаковых условиях. Нельзя, чтобы вокруг совсем близко «росли» дома, потому что микроклимат города все равно меняется от застроек. И любая площадка должна отражать региональный климат, но не микроклимат. Наша же характеризует, так скажем, климат юго-запада Москвы.

Важно еще и то, чем отличается наша университетская обсерватория от любой подобной точки: здесь не просто ведется наблюдение, но, помимо накопительной анализируемой работы, проводится еще большая научная работа. Это выполнение некоторых прикладных задач. В конце концов, наши данные выстраиваются в ряды, по которым мы можем конкретно сказать, что происходит, скажем, с климатом Москвы.

Например, за последнее пятидесятилетие зимняя температура упала на полтора градуса. И самое интересное, что даты отопительного периода сдвинулись. Если в начале 80-х годов отопление отключали перед майскими праздниками, то сейчас это происходит в середине апреля.

– Извините, а что такое отопительный период и что он показывает?
– Отопительный период – это период, когда включается и отключается система отопления города. Но это не просто нажать кнопку. Когда среднесуточная температура переходит границу 8 градусов, перестают топить. И данный момент сдвинулся ближе к середине весны, что связано как с глобальным потеплением в целом, так и с индустриализацией города.

– Почему происходит это потепление?
– А это вопрос, который изучает сейчас весь мир. Мы исследуем его в пределах Москвы. Наблюдается общая тенденция увеличения средней температуры в год. Конечно, из года в год она колеблется, но, тем не менее, общее возрастание температуры имеет место.

Скорость ветра в Москве уменьшается, что вполне объясняется тем, что столица в последнее время активно застраивается. Кислотность тоже уменьшается. Нет уже большого количества вредных примесей в атмосфере. Однако надо сказать, что эти данные характеризуют не всю столицу. Наша станция является, прежде всего, фоновой станцией Москвы.

– Вы говорили про актинометрию. Я так понимаю, обсерватория уделяет много внимания этому направлению. Это так?
– Да, наша станция единственная в Москве по исследованиям солнечной радиации. Например, такие факторы, как приход радиации, облачность, мы можем оценить и решать обратные задачи. Эти вещи очень востребованы именно в моделях климата. И вы знаете, ведь мы каждый час выходим на крышу, смотрим на облака – отмечаем их форму и количество. Это визуальная часть работы, не техническая, но для этого человек должен быть очень опытным. Метеоролог посмотрит на облака и скажет, например: «Восемь баллов цирруса». Проще говоря, есть слоистые облака, а есть просто перистые облака и, конечно, перисто-слоистые, перисто-кучевые и так далее. Они также классифицируются по различным ярусам. Все это, поверьте, очень интересно. Сейчас, к примеру, мы видим слоисто-кучевую облачность, но она, в основном, образовалась из-за дыма, который дает нам котельная. В Москве увеличивается облачность в связи с построенными на ее территории ТЭЦ, выделяющими теплый воздух, который поднимается на большую высоту, охлаждается, и получаются облака.

В последние дни чувствуется приход весны – становятся немножко другими цвет неба и облака. А с научной точки зрения изменяется влагосодержание облаков, меняется отражение от них света. Осеннее небо более серое, потому что в нем меньше влаги, меньше определенного количества аэрозолей. Сейчас сойдет снег, и небо станет белесым, потому что частички почвы с ветром поднимутся и рассеются.

Все собранные данные мы, помимо того, что отсылаем в Гидрометцентр, еще ежемесячно выпускаем в качестве бюллетеня. Кстати, в 2003 году вышел уникальный экологический справочник, основным автором которого является наш заведующий и доктор географических наук А.А. Исаев. Этот справочник характеризует климат Москвы и на данный момент подводит итог пятидесятилетней работы нашей обсерватории. За него мы получили грамоту по экологии России.

– Позвольте задать вам один вопрос, интересующий меня уже не первый год. Каждый раз, когда прохожу мимо вашей обсерватории, я слышу «пикание» – громкое, отчетливое и неизменное. Что это?
– Это прибор акустического зондирования приземного слоя. Он ежеминутно посылает звуковой сигнал вверх, который потом идет обратно на приемник. По характеру возвращения можно оценивать распределение температуры воздуха в зависимости от высоты до восьмисот метров. В классическом понимании температура должна падать вместе с увеличением высоты, но поскольку там происходят разные процессы, бывает, что температура сначала падает, а потом либо возникает слой температурной стабильности, либо температура начинает увеличиваться, тогда это самая отвратительная ситуация для города, потому что все примеси начинают собираться в нижнем слое.

– Сотрудники обсерватории – выпускники МГУ?
– Да, в основном мы все со своей кафедры географического факультета. У нас структура довольно сложная, потому что наши наблюдатели, в основном, – техники, инженеры, и они не обязательно заканчивали МГУ. А исследователи в большинстве своем выпускники нашего факультета.

– И сколько человек у вас работает?
– Двадцать пять человек и одна собака Джулька. Понимаете, наблюдения снимаются ежечасно и ведутся круглосуточно. Вне зависимости от праздников и времени суток здесь постоянно кто-нибудь дежурит. А с собакой не так страшно.

Василина Тагирова

Первая полоса

Вести МГУ

Поздравляем

Пресс-служба

Питомцы университета

К 60-летию Великой Победы

Работа выпускникам

Мир науки

Крупным планом

Наши выпускники

Новости науки

Твоя жизнь, студент

Мнение

Взгляд на мир

Спорт

Новости Москвы

ФЛЮС

На главную страницу