№ 14 (4119)
апрель 2005

Питомцы университета

Новое поколение физического факультета

Продолжаем знакомить наших читателей с молодыми специалистами нашего университета. Герой этой статьи – Александр Пятаков, научный сотрудник кафедры физики колебаний физического факультета МГУ. В 2002 г. Александр был награжден Президентской стипендией и стипендией компании LSI Logic. Дважды он стал победителем научного конкурса фонда некоммерческих программ «Династия» (в 2004 г. и 2005 г.). А в этом году Александр был удостоен Ректорской стипендии.

А. Пятаков, научный сотрудник кафедры физики колебаний физического факультета МГУ
– Александр, почему вы выбрали физический факультет МГУ?
– Я еще с 7 класса хотел заниматься физикой. А когда пришло время определиться с выбором вуза, я решил, что это будет МГУ. Такому выбору способствовало то, что мой отец заканчивал физический факультет, а Главное здание университета, видное из окон нашей квартиры, манило меня с детства.

– Ощущаете ли вы себя продолжателем семейной традиции?
– Да, пожалуй. Я чувствую себя еще и частью живой традиции в науке: цепочки «учитель – ученик». Мои учителя и мои ученики – вот что помогает мне стоять тверже на выбранной позиции. Особенно при выборе: наука или высокооплачиваемая работа в частной компании. Мне в этом отношении легче, чем другим, принять решение в пользу науки.

– Вы заканчивали аспирантуру на кафедре физики колебаний, где сейчас и работаете. А как называется ваша специализация?
– Круг моих интересов можно очертить как «твердое тело для радиофизики». Именно на стыке дисциплин обычно рождается все новое и интересное.

– Занимаетесь ли вы сейчас научными исследованиями?
– Да. Я участвую в исследованиях функциональных материалов для микроэлектроники, в частности, магнитоэлектриков. Эти материалы, обладающие одновременно электрическими и магнитными свойствами, были открыты еще в 60-е годы прошлого века. Однако о практическом применении стали говорить лишь в последние два – три года, когда научились получать материалы с магнитоэлектрическими эффектами, на порядки превышающие наблюдаемые ранее.

– К чему вы стремитесь в своих исследованиях? К Нобелевской премии?
– Такой специальной задачи я перед собой не ставлю. Мне интересны, прежде всего, сами исследования. Это похоже на серию головоломок, которые интересно разгадывать. С каждой разгаданной головоломкой я раздвигаю границы своих возможностей, расту над собой. А Нобелевскую премию, как признание своих достижений, приятно получить каждому ученому.

– Какие из полученных премий для вас имеют большее значение?
– Конечно же, ректорская. Потому что приятней всего, когда твои заслуги признают в родном университете.

– Помимо научной работы вы преподаете. В чем, по-вашему, успех преподавателя?
– Как преподаватель университета я работаю не больше года. Но главное для лектора, как я понял еще будучи студентом, это владение вниманием слушающих. Это не значит, что лекция должна представлять собой серию анекдотов. Искусство в том, чтобы наладить живой контакт с аудиторией, в то же время сохраняя дистанцию между преподавателем и студентами. В чем-то я беру пример со своих преподавателей. Курс по общей физике нам читал Владимир Иванович Николаев. Это были очень занимательные и интересные лекции, поэтому мы ходили на них с удовольствием. Ну и, конечно, мой руководитель Александр Сергеевич Логгинов: он читает лекции по радиофизике и спецкурсы на кафедре. Думаю, что и опыт работы в ФизЛЭШ значительно помог мне наладить контакт со студентами.

– А что такое ФизЛЭШ? – Это творческое объединение студентов и сотрудников физфака МГУ и МФТИ. Свои летние выездные сессии мы проводим в рамках летних школ. До 2003 года мы работали как Физическое отделение Летней экологической школы (ЛЭШ), а в 2004 году вместе с частью других отделений создали свою – «Исследователь». Главное отличие нашей Летней школы от других – исследовательские работы, которые проводят наши школьники. Они овладевают особым, исследовательским, способом мышления, активным подходом к освоению мира, отличным от пассивного восприятия учащегося. Уметь задать вопрос природе и получить ответ – это значит уметь многое. Результатами наших работ были как оригинальные по своей простоте методики исследования (например, с помощью лазерной указки), так и сконструированные нами приборы (вискозиметр, установка для измерения механических напряжений).

– А чем вы занимаетесь в свободное от научной работы и преподавания время? Какое у вас хобби?
– Я увлекаюсь велосипедным спортом. Мы с друзьями путешествуем по просторам России. Так, мы побывали на Красноярской ГЭС. На меня произвело большое впечатление соседство дикой природы и грандиозного творения человека. Подобные промышленные пейзажи наводят на размышления о том, на что способен человек, русский человек. И как раз задача нашей Летней школы – вырастить из сегодняшних школьников будущих исследователей, строителей и творцов.

Беседовала Юлия Кузнецова

Первая полоса

Вести МГУ

Поздравляем

Пресс-служба

Питомцы университета

К 60-летию Великой Победы

Работа выпускникам

Мир науки

Крупным планом

Наши выпускники

Новости науки

Твоя жизнь, студент

Мнение

Взгляд на мир

Спорт

Новости Москвы

ФЛЮС

На главную страницу