№ 37 (4142)
ноябрь 2005

Многообразие национальных традиций в Московском университете

Ура, вновь вышел очередной опрос недели. Я не перестаю благодарить всех ребят, которые помогают мне проводить мои исследования, предоставляя, таким образом, всем желающим интересные истории о себе и об университете. Ведь мнения других людей позволяют посмотреть на тему с разных сторон, объемно!
Тема этого опроса пришла мне в голову, когда я стояла в кругу своих друзей и перебирала в голове их фамилии. Я подумала, что оказывается, наша компания многонациональна: и русские, и армяне, и грузины, и татары. Потом я глянула шире, вспомнила однокурсников – якутов, бурятов, осетин, абхазов – и подумала: а не написать ли мне про обычаи и традиции всех этих национальностей, объединенных единым – нашей Alma Mater? Решив поделиться с вами этой идеей, я опросила представителей разных национальностей своего факультета, и вот что они мне рассказали про свою Родину.
Начала я свои поиски интересных традиций с Северной Осетии, где наиболее яркой оказалась традиция женитьбы.
В прошлом юношам и девушкам запрещалось общаться друг с другом, если они не были в родственных отношениях. Поэтому молодому человеку было очень трудно самому выбрать себе невесту; этой процедурой занимались родители обеих сторон, заключая договор о браке своих десяти – пятнадцатилетних детей.
На современном этапе строгость в отношениях между юношами и девушками ослабла, но, тем не менее, некоторые запреты еще существуют. Например, принято, что девушка встречается только с одним человеком, а потом выходит за него замуж, чтобы не осквернить честь родителей.
Что касается процедуры вступления в брак, то у осетин существует 2 способа: законная женитьба с выкупом невесты и «похищение».
Наибольший интерес вызывает именно второй способ, о котором пойдет речь.
Похищение – это древняя традиция, присущая не только осетинской нации, но и другим народностям Кавказа. Оно может происходить в трех вариантах случаев: либо без согласия девушки и ее родителей, либо без согласия родителей, либо по согласованности обеих сторон.
Обычно похищение совершают друзья жениха. Они отвозят девушку в пустую квартиру и держат ее там до приезда ее будущего мужа, а потом сообщают о краже родственникам. После этого играется свадьба. Многие считают, что, украв, жених, таким образом, освобождается от выкупа, но по традиции, он, наоборот, должен заплатить в два раза больше.
Свадьба играется в двух местах: и у жениха, и у невесты. При этом жених гуляет с родственниками невесты, а невеста стоит целый день в углу у родственников жениха, которые подходят и «плюют» на нее, чтобы не сглазить. В день свадьбы молодые не видятся. На следующий день жена должна встать с первыми петухами и подмести двор в доме мужа. Она не имеет права разговаривать с тестем, пока тот сам с ней не заговорит.
Иногда случается так, что по какой-то причине после кражи свадьба не играется. Например, если родители девушки или родители жениха не согласны, но, в таком случае, честь девушки считается оскверненной. Молодого же человека в прошлом ждала кровная месть, а в настоящем – позор для его семьи.
Поговорив с представительницей якутского народа, я узнала о свадебных и других обычаях в этой республике.
Перед свадьбой приглашаются старейшины рода жениха и невесты. Они благословляют будущий брак и дают напутствия молодым. На церемонии бракосочетания молодожены должны выпить из специальных деревянных кувшинов кумыс, а потом «покормить» огонь, кинув в него национальную якутскую лепешку и плеснув кумысом.
Есть даже специальный праздник – «Кормление огня»: действие происходит на природе, разжигается огромный костер, в который кидаются кусочки пищи и льется вода...
В конце июня в Якутии проходит праздник лета. Люди выезжают за город, водят хороводы, поют песни, а на заре встречают солнце, подняв руки вверх. Всем процессом руководит шаман. Он выходит в сопровождении стерхов (журавлей) – семи девушек и девяти юношей, одетых в национальные костюмы.
Армянские свадебные традиции тоже очень интересны и своеобразны.
Как правило, молодой человек ищет себе невесту через родственников и друзей. Узнает, в какой семье есть девушка, и приходит к ней и ее семье в гости вместе со своими родителями. Обычно девушка накрывает на стол, но с гостями не сидит, а только изредка показывается. Если она понравилась парню, он просит разрешения у ее родителей с ней встречаться. Потом обычно назначается день помолвки, а вслед за ним – день свадьбы. Всеми приготовлениями обычно занимаются кавор и каворкин – крестные родители жениха. Они украшают зал, машины, покупают подарки для невесты и ее родственников. Особым подарком считаются сены – большой поднос с фруктами, подарками, вином и фатой! В день свадьбы родственники во главе с женихом приезжают к невесте с платьем. Танцуют перед домом, подняв вверх сены и передавая их по кругу. Потом девушки одевают невесту, и жених, забрав ее, едет в церковь. Продолжается праздник в ресторане или в доме жениха.
В августе все армяне приходят в церковь с виноградом и освящают его. Этот обычай нужен для плодородия и изобилия в доме. А в середине июля проходит праздник Вартевар: люди ходят по городу с водой и обливают друг друга. Все, кто успеют спрятаться, будут «помилованы», а кто не успел, не имеет права обижаться, даже если он шел на важную встречу в деловом костюме или ехал в машине с открытыми окнами. Вот такой веселый праздник.
И напоследок я бы хотела поделиться результатами опроса с представительницей татарской национальности, которая рассказала мне о традициях ее народа.
В старые времена жених и невеста, как правило, не видели друг друга, и о свадьбе договаривались их родители. По мусульманским обычаям, главной церемонией священного союза был Никах. На нем присутствовали только близкие родственники и мулла из мечети, который читал специальную молитву, совершая обряд бракосочетания.
Сейчас эта традиция соблюдается далеко не всеми татарами, многие просто регистрируются в ЗАГСе и отмечают свадьбу в ресторане.
Вообще, по большому счету, все татарские праздники сопряжены с религиозными, одним из которых является Рамадан – великий пост, в который нельзя употреблять пищу и пить от восхода до заката солнца.
К сожалению, я не смогла охватить все традиции, которые существуют у разных народов нашего многонационального университета, но даже те, которые получилось осветить, думаю, будут очень интересны моим читателям. Ведь всегда хочется узнать что-то новое об особенностях культуры своих друзей, знакомых или просто прохожих, с которыми сталкиваешься на аллеях МГУ.

Анна Радченко, наш корр.

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресc-служба

Вести МГУ

Поздравляем

Конференции

Твоя жизнь, студент

Дела профсоюзные

Память

Мир науки

Студентка

Опрос недели

Неравнодушный взгляд

Новости Москвы

Новости науки

Спорт

ФЛЮС

На главную страницу