№ 43 (4148)
декабрь 2005

Классики механики машиностроительных конструкций.
Памяти Эдуарда Ивановича Григолюка

Э.И. Григолюк, 14 ноября 2002 г. Открытие мемориального кабинета Л.И. Седова
Выдающемуся отечественному ученому, специалисту в области механики деформируемого твердого тела, члену-корреспонденту РАН Э.И. Григолюку 13 декабря 2005 г. исполнилось бы 82 года. Своей научной и инженерной деятельностью Э.И. Григолюк внес значительный вклад в укрепление оборонного щита нашего Отечества. Он был научным руководителем Машиностроительного конструкторского бюро М.М. Бондарюка «Красная звезда», сотрудничал с конструкторскими бюро, возглавляемыми В.П. Глушко, С.П. Королевым, В.Н. Челомеем и другими выдающимися конструкторами. В Московском университете Э.И. Григолюк работал с 1954 г., а с 1966 г. был заведующим лабораторией испытания конструкций Института механики МГУ.

Широко известны в нашей стране и зарубежом его работы по расчету тонкостенных машиностроительных конструкций. Э.И. Григолюком развиты методы расчета прямоточных воздушно-реактивных двигателей и ядерных энергетических установок для космических аппаратов. Теория биметаллических оболочек была создана им специально для расчета на прочность двигателей КБ В.П. Глушко. Он участник разработки двигателей для межконтинентальных крылатых ракет-носителей «Буря» и «Буран». Создал общую теорию прочности и устойчивости биметаллических, слоистых и неоднородных тонкостенных конструкций; в частности, ввел гипотезу о ломаной линии в теории неоднородных конструкций. Изучил взаимодействие слабых ударных волн с тонкостенными конструкциями летательных аппаратов и кораблей в воде и в воздухе. Дал анализ нелинейных колебаний стержней, пластин и оболочек при посадке спускаемого космического аппарата. Впервые решил задачу о несимметричном прощелкивании сферы. Предложил решение проблемы оптимизации нагрева тонкостенных оболочек при сварке. Построил теорию нелинейного деформирования многослойных армированных конструкций, дал ее приложения к расчету пневматических шин. Поставив вопрос о необходимости введения норм прочности автомобилей, немало способствовал их разработке.

И.Г. Бубнов
Сам добившийся значительных научных успехов, Эдуард Иванович много занимался историей механики. Он выступил и популяризатором достижений таких известных ученых-механиков, как И.Г. Бубнов, Г.В. Колосов, А.Н. Крылов, С.П. Тимошенко и др. Им была написана и дважды издана книга о С.П. Тимошенко и его времени.

Степан Прокофьевич Тимошенко (1878–1974 гг.) известен как преподаватель, автор многочисленных учебников и научных работ, исследователь и научный консультант в области механики деформируемого твердого тела. Он – автор теории изгиба стержней и пластин с учетом сдвиговых деформаций (в современной строительной механике употребляются термины «плита Тимошенко», «элемент Тимошенко»), выполнил цикл работ по кручению, удару и колебаниям стержней, решил задачу о концентрации напряжений вблизи отверстий (задача Тимошенко).

Систематически и упорно расширяя свою научную подготовку, С.П. Тимошенко использовал зарубежные поездки в научных целях, посещал необязательные лекции, самостоятельно изучал научные труды.

В 1906 г. С.П. Тимошенко переехал в Киев, был избран профессором Киевского политехнического института. В 1911 г. получил премию им. Д.И. Журавского за свою монографию «Об устойчивости упругих систем». Одним из экспертов по премии был И.Г. Бубнов и в своем отзыве на рецензируемую работу С.П. Тимошенко высказал лестное и категоричное мнение: «В полной мере заслуживает премии».

Ивана Григорьевича Бубнова (1871–1919 гг.) в наше время назвали бы главным конструктором и строителем военно-морского флота России. Вместе с А.Н. Крыловым он несет славу воссоздания русского военного флота после поражения в Цусимском сражении (1905 г.). И.Г. Бубнов – автор фундаментального труда «Строительная механика корабля» (издан в 1912–1914 гг.), в то время единственного в своем роде – по строгой научности, оригинальности и полноте изложения – как в России, так и заграницей.

И.Г. Бубнов создал научно обоснованные методы проектирования кораблей, лично выполнил 48 проектов. Спроектированные им и затем построенные линкоры «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут», «Полтава» имели новую (стрингерную) систему набора, названную впоследствии русской. И.Г. Бубнов также является «отцом» отечественного подводного флота (первая лодка «Дельфин», 1903 г.).

С.П. Тимошенко и Э.И. Григолюк, Москва, 1967 г.
В 1913 г. С.П. Тимошенко был избран профессором в Петербургском институте инженеров путей сообщения. В годы I Мировой войны Тимошенко работал над повышением прочности военно-морских судов, реконструкцией аэропланов и железных дорог. В 1917 г. вместе с В.И. Вернадским принял участие в организации Украинской академии наук и в 1918 г. стал одним из первых ее академиков.

В 1920 г. С.П. Тимошенко эмигрировал из Киева в Югославию, а с 1922 г. жил и работал в США, став основоположником американской школы технической механики. Целеустремленность и оптимизм помогли ему преодолеть жизненные невзгоды. Его лекции по прикладной механике привлекали большое количество слушателей. Огромную популярность приобрела его книга по истории становления теории сопротивления материалов, которую он проследил от Галилея и Леонардо да Винчи до современных ему исследователей.

Научные труды С.П. Тимошенко были возвращены его соотечественникам (опубликованы в СССР) стараниями Э.И. Григолюка. С.П. Тимошенко очень высоко оценивал уровень советского инженерного образования, например, по его мнению, «разница в научной подготовке русских и американских инженеров была в то время ошеломляющей». Несмотря на разрушительные передряги истории, отечественная система образования сумела возродить традиции старой русской школы, и для будущего развития технических наук в стране были созданы благоприятные условия.

Эти слова актуальны в наше время, когда вновь встает вопрос о реформе системы высшего технического образования, ставшего классическим.

Эдуард Иванович Григолюк занимал активную гражданскую позицию, участвовал в полемике, связанной с установлением авторства научных результатов и взаимоотношений учителя и ученика. Так, им проведено исследование приоритетов авторства известного метода ортогонализации. И в том, что такой метод получил название «метод Бубнова-Галеркина», есть и заслуга Э.И. Григолюка.

Перу Э.И. Григолюка принадлежат краткие биографии, «портреты», десятков российских и зарубежных ученых в области механики. Известны его статьи, посвященные проблеме реформирования высшего образования по инженерно-техническим специальностям. О многом мог бы рассказать Эдуард Иванович молодежи, он любезно соглашался выступать в лектории для молодых ученых в Институте механики МГУ. И в солидном возрасте остающийся элегантным, тонко чувствуя слово, обладая редким даром рассказчика, он умел очаровывать аудиторию, но… Несделанное есть плата за сделанное. Этот афоризм – единственное утешение. В память Э.И. Григолюка написана эта статья.

А.Н. Богданов, Институт механики МГУ

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Поздравляем

Дела профсоюзные

Пресс-служба

Знаменательное событие

Будни и праздники университета

Будем закомы

Конференции

Твоя жизнь, студент

Памятные даты

Студентка

Опрос недели

Достойный отдых

Новости Москвы

Спорт

В Культурном центре МГУ

На главную страницу