№ 43 (4148)
декабрь 2005

Встреча студентов МГУ с Николаем Цискаридзе

«Ты, Моцарт, Бог, и сам того
не знаешь…»

Итак, дамы и господа! Объединенный студенческий комитет МГУ при поддержке газеты «Московский университет» рад был представить вам еще одного дорогого гостя: встречайте – Николай Цискаридзе!

Второго декабря наш университет почтил визитом Николай Максимович Цискаридзе. После небольшой экскурсии по Главному зданию университета началось непосредственное общение со студентами МГУ. Нужно сказать, что для подобных встреч публика собирается обычно профессиональная – то есть люди, так или иначе имеющие отношение к балету.

На этот раз все было «не как всегда», что и определило во многом характер встречи. Вопросы задавались не столько про балет, сколько про «жизнь», – общечеловеческие вопросы.

Николай родом из Тбилиси, но с некоторых пор этот город стал для него «мертвым»: «Мне там уже нечего делать. Я бываю там редко, только чтобы почтить прах родственников, что остались на кладбище…»

– Кем вы мечтали стать в детстве?
– Если бы я сказал, например, своему папе, что собираюсь стать «этим мужиком в колготках», ни я, ни он бы в это не поверили.

Но судьба, вернее Судьба, складывалась иначе. И вот теперь в хореографических училищах могут звучать слова «...это похоже на Цискаридзе… это напоминает его стиль…» И во многом этот стиль определяется личным отношением к исполняемой роли. Необходимо вжиться в образ героя настолько, чтобы породнить с собой.

Например, еще никто не трактовал образ графа Альберта из балета «Жизель» так, как это сделал Цискаридзе. По либретто граф Альберт влюбляется в крестьянку Жизель, переодевается в платье простолюдина и живет в деревне. Вскоре обман открывается. Жизель, не пережив предательства возлюбленного, сходит с ума, умирает и превращается в виллису. Альберт приходит ночью на могилу Жизели, виллисы хотят его погубить, но Жизель прощает и спасает юношу.

Обычно этот сюжет воспринимается как драма обманутого сердца, торжество любви, побеждающей смерть. И мало кто задумывался, что для графа крестьянка – «это вещь, только вещь, что этот стакан. Вот я его просто беру в руку – и он мой. Какая там любовь сначала могла быть?! Весь смысл в том, что граф уже после смерти Жизели начинает что-то понимать, для него эта смерть – неожиданность. Такое становление души начинается, но уже после случившегося».

Итак, у гостя во всем – свой неповторимый стиль, свой почерк. Николай сам декорирует свои сценические костюмы (кстати, совет от Цискаридзе: «если вам плохо, что-то раздражает, повышивайте. Это помогает расслабиться, снять напряжение»).

К радости поклонниц, следует сказать, что Николай все еще не женат.

– Какие девушки вам нравятся? – прозвучал вопрос от зрителей.
– Мне нравятся умные девушки… Вообще же сейчас печальная тенденция, когда мальчики (я сужу по балетным – я сам веду класс) становятся все более хрупкими, хилыми, бывает, что даже не могут поднять балерину, а девочки наоборот – крупнеют. Это, наверное, социальное, когда женщинам приходится брать на себя много ответственности, многое на себе нести.

К своей популярности Цискаридзе относится более чем сдержанно. До недавнего времени он вообще ездил на метро.

– Вас часто узнают на улице? Как вы к этому относитесь?
– Узнают, конечно, если вот так в глаза человеку подойти и посмотреть. Некоторые мои знакомые, когда «выплывают» из своих машин, прямо с этим в народ и идут: «вот он я, смотрите же!» Такое не по мне.

И это правда. Даже тени «звездной болезни» не было у нашего гостя, ибо он счастливо здоров от всего этого. С необыкновенной открытостью и искренностью прошла встреча: два с половиной часа интересной беседы – и уже пора завершать. Традиционные подарки с нашей стороны, автографы, фото, цветы («…Белые лилии!.. Мои любимые!»). И впечатлений с лихвой хватит на весь следующий год: когда встречаешься с человеком, который не то, что работу, – всю свою жизнь обратил в творчество, сделав ее высоким искусством, понимаешь, что встретился с творцом. И осознание только этого факта уже не оставит тебя прежним…

Любите балет, друзья! И приходите 31 декабря в Большой театр поздравить Николая Цискаридзе с днем рождения и Новым годом. По традиции, в этот день премьер танцует «Щелкунчика».

P. S. Организаторы выражают свою благодарность всем, кто помогал в проведении он-лайн трансляции встречи.

Анастасия Чагина, сотрудник ОСК МГУ

Биографическая справка

Родился 31 декабря 1973 года в г. Тбилиси.
В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 г. продолжил свое обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора П.А. Пестова. По окончании МАХУ в 1992 г. Н. Цискаридзе был сразу принят в труппу Большого театра России, где быстро занял положение ведущего солиста, а затем – премьера. Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году. Н. Цискаридзе сразу привлек к себе внимание ведущих мастеров Большого театра, таких как Галина Уланова и Марина Семенова, Юрий Григорович и Владимир Васильев, Николай Симачев и Николай Фадеечев. Творческие достижения Николая Цискаридзе отмечены званиями и наградами, в числе которых:
1999 г. – Приз «Бенуа де ля данс» в номинации «Лучший танцовщик года»;
2000 г. – Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства; член Союза театральных деятелей России;
2001 г. – Звание «Народный артист России»; лауреат Государственной премии России;
2002 г. – Премия «Danza & Danza» в номинации «Best etoile–2002», Италия;
2003 г. – Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; лауреат Государственной премии России; Орден чести Грузии.

Первая полоса

Редакторская колонка

Редакторская колонка

Вести МГУ

Поздравляем

Дела профсоюзные

Пресс-служба

Знаменательное событие

Будни и праздники университета

Будем закомы

Конференции

Твоя жизнь, студент

Памятные даты

Студентка

Опрос недели

Достойный отдых

Новости Москвы

Спорт

В Культурном центре МГУ

На главную страницу