№ 23 (4172)
июль 2006

Другие берега

Образование за рубежом

Развитие образование — одна из важнейших задач, стоящих перед правительствами всех стран. Хотя в разных государствах структуры образовательной системы значительно отличаются друг от друга, крайне интересно сравнить между собой основные модели, наиболее популярные в мире.

В Европе существуют две достаточно четко оформившиеся к концу прошлого столетия системы образования: это англосаксонская и немецкая, а точнее, австрийская (именно с последней генетически связано российское образование). Особенностей и отличий у этих двух признанных систем достаточно много. Чтобы оценить их, рассмотрим конкретные примеры реализации среди ведущих мировых государств.

Германия
Главный принцип высшего образования в Германии — «академическая свобода», поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах.

Обучение в Германии, в основном, бесплатное, за исключением немногочисленных частных университетов. Вместе с тем, вузы Германии не предоставляют стипендий.

Университетский год делится на два семестра: зимний — с октября по март, и летний — с апреля по сентябрь.

Первоначально можно поступить как на зимний, так и на летний семестр.

Каникулы продолжаются целых пять месяцев! Ожидается, что во время каникул студент повторяет пройденный материал и готовится к будущему семестру. Часто на «каникулы» остается подготовка письменных работ, в это же время проводятся экзамены. Желающие проходят практику, стажируются за границей, некоторые, конечно, отдыхают.

В университетах Германии существует два цикла обучения: первые два года завершаются экзаменом, но получение диплома не предусматривают, а лишь допускают к основному курсу. В немецких вузах существует много разных видов учебных занятий. Классической формой обучения в университете является лекция. Немецкие тутории — это аналоги наших семинаров, и проводят их студенты старших курсов. На этих занятиях учащиеся выступают с рефератами, которые затем обсуждаются.

После успешного посещения семинарских занятий учащиеся получают специальное свидетельство. Подобные свидетельства об участии в семинарах, лекциях или практических занятиях являются важнейшими документами студенческой жизни.

Существует несколько видов таких документов. Например, справка о присутствии лишь подтверждает «пассивное» участие в мероприятии. Для того чтобы получить свидетельства «активного участия», необходимо выполнять различные задания: домашние работы, рефераты, контрольные. К экзамену студента допускают лишь в том случае, если он может представить определенное количество подобных справок.

Об успешном завершении учебы в университете Германии свидетельствует диплом, а на гуманитарных факультетах — звание магистра. Минимальная продолжительность обучения — восемь семестров, но на многих факультетах студенты учатся дольше.

Великобритания
В Великобритании параллельно существуют две системы образования — государственная, бесплатная, предусмотренная только для подданных Объединенного Королевства, и частная, платная, система, которая открыта и для иностранных учащихся.

В стране насчитывается более двух с половиной тысяч частных школ, и они неукоснительно следуют принципам, общим для всех учебных заведений страны. Это, прежде всего, высочайший уровень академической подготовки. Диапазон предметов весьма широк: языки, литература — английская и всемирная, история и искусствоведение, математика и физика, химия и биология, география и геология, компьютерные технологии и психология, философия и экономика, живопись и дизайн.

Учебные группы состоят из 10–15 человек, поэтому педагоги имеют возможность уделить каждому ученику повышенное внимание. Тем не менее, английское образование делает акцент, в первую очередь, на самостоятельной работе студентов, развивающей навыки получения знаний без помощи преподавателя.

В отличие, скажем, от Швейцарии, где к каждому ученику будут искать индивидуальный подход и никогда не станут принуждать учить то, что ему не нравится, в британских учебных заведениях царит железная дисциплина, выдержать которую, прямо скажем, непросто.

Переход к высшему образованию в Великобритании осуществляется иначе, чем у нас. Уже в 16 лет в продолжение программы средней школы детям предлагается двухгодичный национальный курс предуниверситетской подготовки, так называемый A–level. Таким образом, юные британцы значительно раньше, чем наши ребята, должны задуматься о будущем и выбрать свой университет, а значит, и свою будущую профессию.

Исключением являются Кембридж и Оксфорд. Прием в эти самые престижные университеты страны осуществляется по результатам их собственных вступительных экзаменов и собеседования. Все остальные университеты Великобритании зачисляют абитуриентов по результатам выпускных школьных экзаменов.

Франция
Это поистине страна профессоров и студентов, недаром именно здесь находится один из самых старых и, наверное, самый знаменитый европейский университет — Сорбонна, основанная в 1215 году.

Сейчас во Франции существует около 70 государственных университетов (есть еще частные). По окончании обучения университеты выдают либо национальные дипломы, имеющие одинаковую ценность независимо от престижа конкретного университета, либо собственные «внутренние дипломы», менее престижные, особенно в том случае, если человек намерен использовать их за пределами Франции.

Образование во французском университете разбито на «циклы», каждый из которых завершается получением национального диплома. Диплом, однако, не гарантирует студенту продолжение учебы на следующем цикле: все зависит от конкретных академических показателей.

Первый, предназначенный для выпускников средних школ (по-французски они — «бакалавры»), дает студенту базовую общеобразовательную подготовку. Внимание! Французского бакалавра ни в коем случае нельзя путать с англосаксонской одноименной ученой степенью, которая, как известно, подразумевает 3–4 года законченного высшего образования. Во Франции диплом бакалавра — это свидетельство об окончании средней школы.

«Бакалавры» поступают в университеты без экзаменов. Для французов с незаконченным средним образованием существует специальная процедура: они сдают экзамен ESEU, к которому готовятся заочно или на подготовительных курсах в университетах. Для лиц с незаконченным средним образованием, желающих изучать во французских вузах юриспруденцию, придуман подобный экзамен Capacite en droit.

Первый цикл продолжается два года и завершается получением национального диплома. Второй предназначен для углубления знаний, полученных за первые два года учебы в университете. Через 1 год выдается диплом лиценциата, через 2 года — диплом магистра, через 3 года — диплом инженера. Все три диплома являются национально признанными.

Швейцария
Швейцарские университеты сами устанавливают, чему и в каком объеме учить студентов. Поэтому и решение вопроса о том, достаточно ли подготовлен данный абитуриент к получению высшего образования в Швейцарии, тоже остается прерогативой университета. Но, как правило, швейцарцы берут почти всех желающих учиться. Проблему перенаселения при этом университеты Швейцарии решают очень просто: после первого года обучения проводят специальный экзамен и отсеивают около половины студентов.

США
Все учебные заведения США носят название университетов, институтов или колледжей. Словом «колледж» обозначается как самостоятельное высшее учебное заведение (с двухгодичным или четырехгодичным сроком обучения), так и отделение (факультет) университета, имеющее автономную организацию и готовящее специалистов в какой-либо определенной области знаний. Иногда для такого отделения употребляется слово «школа». Большинство университетов США являются обширными объединениями школ, колледжей, институтов, научно-исследовательских центров.

В США насчитывается более 160 университетов, почти 2 000 колледжей с четырехгодичным сроком обучения и около 1 400 — двухгодичных. Большинство двухгодичных колледжей — государственные, хотя есть и частные. Колледж или университет (иногда употребляют термин Institute — институт, когда речь идет об учебных заведениях технической ориентации) присваивает степень бакалавра — Bachelor’s Degree.

Степень присуждается обычно после успешного окончания четырехлетней программы обучения (дневное отделение). В некоторых учебных заведениях и некоторых областях знаний обучение может длиться дольше. Существуют государственные и частные колледжи и университеты, некоторые из них имеют религиозную направленность.

Почти во все колледжи в США принимают и мужчин, и женщин. Очень незначительная часть колледжей зачисляет студентов исключительно одного пола. Администрация всех учебных заведений, как правило, включает и мужчин, и женщин.

Система образования Соединенных Штатов достаточно гибка. Первые один–два года обучения — это преимущественно общее образование и знакомство с широким спектром дисциплин, что дает возможность студенту сориентироваться в многообразии различных областей знаний и увидеть связь между ними.

Американские колледжи имеют три различных типа разделения учебного года: на семестры, триместры и четверти. Академический год длится приблизительно девять месяцев вне зависимости от того, на сколько частей он разделен.

В большинстве учебных заведений занятия начинаются в августе–сентябре и заканчиваются в мае–июне, но во многих для тех, кто не желает останавливаться, предусмотрена возможность заниматься и в летнее время за дополнительную плату. Экзамены, как правило, сдают два раза в течение одного семестра: один — в середине, второй — в конце. Время каникул определяется каждым вузом по-разному: обычно это несколько выходных дней в течение каждого семестра, более продолжительный отдых — в декабре и январе и неделя каникул в начале весны.

Характерной особенностью является то, что студенты и сотрудники в учебных заведениях США общаются между собой менее формально, чем где бы то ни было в мире. Они часто имеют тесные, даже дружеские отношения. Все более входит в моду называть преподавателя по имени. Конечно, каждый преподаватель имеет свой собственный стиль и манеру поведения, но в целом общаться с ними легче, чем в других странах. Профессор может пригласить студента вместе пообедать или предложить совместное участие в общественном мероприятии.

Занятия в классе часто представляют собой дискуссию между преподавателем и студентами. Успеваемость студента — это, в первую очередь, показатель качества его участия в обсуждениях, проводимых в классе. Там невозможно, как у нас, пройти курс, заключительный балл по которому основывался бы на одном экзамене в конце семестра.

Существует три основных способа преподавания. Вводный уровень включает чтение лекций, на которых несколько сотен студентов слушают преподавателя. Занятия в небольших группах или семинары обычно проводятся с 5–30 студентами. Этот способ применяется часто на последующих уровнях обучения и предполагает более тесное взаимодействие между студентами и преподавателем. Занятия в лабораториях похожи на семинарские и в основном предназначены для студентов, изучающих естественные и прикладные науки, например, компьютерные и инженерные. Почти все колледжи предлагают студентам возможности индивидуальных занятий с преподавателем.

Подведем итоги. Если говорить о российской системе образования, то в качестве ее очевидного преимущества следует назвать фундаментальность. Если российский студент высказывается о чем-то, то, как правило, он опирается на хоть небольшие, но знания, зато его иностранный коллега, поднаторевший в дискуссиях, умеет просто порассуждать на любую тему.

И, тем не менее, если всерьез задуматься о рынке рабочей силы, то становится очевидным, что наше образование должно быть несколько более прагматичным. Так, например, британцы считают, что невозможно обучить человека единожды и на всю жизнь, ведь по ходу профессиональной деятельности у него возникают вопросы, на которые он не всегда в состоянии сам ответить. Поэтому во всем мире (а теперь и у нас) серьезный вес имеет дополнительное профессиональное образование.

С другой стороны, лекционные курсы в российских вузах гораздо объемнее, а их количество значительно больше, чем в зарубежных учебных заведениях. Что касается контроля качества, то в зарубежных вузах он налажен гораздо лучше, чем в России: это и привлечение внешних экзаменаторов, и двойная, а то и тройная проверка. Кроме того, возможность студентов влиять на процесс образования, выбор последовательности изучения предметов, а также обязательная обратная связь тоже является важным элементом в системе образования.

На мой взгляд, было бы некорректно сделать вывод, что одна система лучше другой: они просто разные, и у каждой из них — свои преимущества.

Виктор Буланов

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Память

Вести МГУ

Повестка дня

К 250-летию МГУ

Другие берега

Юридическая помощь

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Новости науки

Крупным планом

Отдых

Студентка

Поступаем в МГУ

Новости Москвы

На главную страницу